Концертно-исполнительская деятельность как способ успешной самореализации участников «Студии эстрадного вокала»

Творческий процесс

в самом своем течении

приобретает новые качества,

усложняется и богатеет.

К. Паустовский

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у молодежи этот вид искусства вызывает огромный интерес, именно поэтому в ГАПОУ РБ «РМК» создана «Студия эстрадного вокала». Уже само участие в творческой деятельности позволяет студенту осознать неординарные качества своей личности. Это порождает эмоции успеха, создаёт положительное отношение к жизни. Для начинающих исполнителей нашей студии важно то состояние, при котором были достигнуты творческие успехи. Занятие вокалом в нашей студии - это не только постановка голоса, это творческий процесс, который раскрепощает воображение творческого человека. Исполнитель начинает видеть свое творчество в ином ракурсе, открывает новые для себя горизонты [1. С.68]. Со временем ученик овладевает собой как средством для создания сценического образа, знающего основные законы сценического искусства, умеющего пользоваться своим внутренним аппаратом и, безусловно, владеющего всеми музыкальными средствами: правильным, осмысленным пением, выразительностью, музыкальностью, пластикой, подчиненными сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа [4. С.226]. В нашей студии обучение предполагает не только красивое и правильное исполнение песен, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Талантливый певец должен быть хорошим актёром, а для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать автора песни, слиться с образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу. (К примеру, мюзикл «Красная шапочка»). Деятельность творческого коллектива не может быть ограничена одним репетиционным процессом, иначе такой коллектив рано или поздно распадется, поэтому одним из важнейших звеньев в творческой жизни эстрадной студии является концертная деятельность, т. е. постоянное или периодическое участие в различных концертных выступлениях. Само понятие «концерт» (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе [6].

Концертно-исполнительская деятельность объединяет всех участников творческого процесса одним художественно-эстетическим направлением, единым стремлением к нравственному и творческому совершенству. Репертуар стоит подбирать с учетом желаний студентов, но всегда следует помнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у ребят относительно сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога по вокалу заключается в том, чтобы привить своим ученикам хороший вкус. В песенный репертуар нужно включать произведения классиков, народные песни, произведения советских и современных авторов. Это способствует воспитанию у студентов чувства патриотизма, красоты, гармонии, традиций народного музыкального творчества, расширяет кругозор. Соблюдение этих условий способствует повышению интереса и желания учащихся к исполнению песен.

Таким образом, Концертное выступление — конечный результат проделанной репетиционной работы, выраженный в исполнении вокальных номеров перед публикой, эффективная форма нравственного и эстетического развития исполнителей [6]. Выступление является лучшим показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы педагога и самих участников коллектива. Именно концертные выступления каждого участника «Студии эстрадного вокала» – это результат напряженного, творческого, ответственного труда. Участие в концертах служат огромным стимулом дальнейшего творческого роста студийцев. Любой концерт – это одна из возможностей показать себя. В течение учебного года наши участники «Студии эстрадного вокала» принимают активное участие во всех тематических, традиционных мероприятиях колледжа: «День знаний», «День мудрости», «День учителя», Конкурс «Минута славы», Новый год, «День защитника Отечества», «Праздник весны», «9 мая», Выпускной бал», участвуют в открытие спортивных соревнований и турниров, тематических встречах, конкурсах, фестивалях. Самое дорогое и любимое – отчетные творческие проекты: мюзикл «Красная шапочка и все, все, все. Классический сюжет сказки как по волшебству превратился в современную и очень музыкальную историю. Захватывающий сюжет и лирическая линия заставляет сопереживать героям. Артисты - студийцы исполнили известные хиты вдохновенно и очень искренне, чем зацепили, многих зрителей. «Съезд учителей назад в СССР», в концерте прозвучали песни: «Стоят девчонки», Куда уходит детство», «Журавлик», «Наш сосед» эти и многие другие «неувядаемые хиты» советской эпохи. Концерт, посвященный Международному празднику 8 марта «Музыка весны», вместе со студентами на сцену выходили наши преподаватели бок о бок с ребятами спели весенние песни и подняли настроение зрителям. Пластический спектакль «Огонь войны души не сжег». Каждый зритель погрузился в действо спектакля, каждый пропустил его через себя. Невероятная эмоциональность актеров и слаженная игра не оставили никого равнодушными. Отчетные концерты – это возможность выступить абсолютно каждому студийцу независимо от музыкальных способностей. Конкурсы и фестивали дают прекрасную возможность нашей студии не только показать в концертном выступлении свою творческую работу перед широкой публикой, но и сравнить ее с творческими достижениями других коллективов. К примеру, социально-культурный конкурс студенческой молодежи «Нас подружил Улан-Удэ». Диплом 1 степени в номинации Агитка «Соло для двоих», диплом 3 степени в номинации «Лучшие рэп - исполнители». Республиканский конкурс музыкально-литературных композиций "Отечества достойные сыны", посвященный 30ой годовщине вывода Советских войск из Республики Афганистан. В номинации «За лучшую вокальную композицию» победила "Студия эстрадного вокала РМК". Диплом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса «Ступеньки к успеху». Подготовка к таким мероприятиям сплачивает и объединяет ребят. Выступающие студийцы более ответственно относятся к занятиям и репетициям к концерту. К организации и проведению любого выступления — независимо от того, выступает коллектив с большой программой в концертном зале или же исполняет несколько номеров на менее значимой площадке, — необходимо относиться одинаково ответственно. Все выступления мы записываем на видеоплёнку, а после совместно просматриваем и анализируем с участниками студии. При наглядном материале сами исполнители могут увидеть свои недоработки и ошибки и то, над чем следует им поработать. Следует отмечать положительные стороны, обращать внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-исполнительской деятельности. И наоборот, если выступление было успешным, эмоционально и тепло встречено публикой, — у участников появляется желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством, расти творчески. Участие в концертах – одна из приоритетных форм организации работы в студии, пожалуй, самая действенная мотивация развития вокалиста. Этот метод позволяет сохранить контингент и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

Используемая литература:

1. Андрианова, Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения /Н.З. Андрианова. - М.: Наука, 1999. - 334с.

2. Исаева, И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева. - М.: АСТ, 2007. - 346 с.

3. Савкова, З.В. Как сделать голос сценическим / - М.: Искусство, 1975. - 432 с.

4. Риггз, С. Пойте как звезды. / Сост. и ред. Дж.Д. Карателло. - СПб.: Питер, 2007. - 400 с.

5 . Рындак, В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и

развития творческого потенциала учителя: – Челябинск: 1996. – С. 42.

6. Концерт [Электронный ресурс]. URL // http://ru.wikipedia.org/wiki.