ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 327

ЛЕКЦИЯ

«Конфликты в коллективе и пути их разрешения»

Подготовила мастер п/о Андрианова Елена Васильевна

2022 год


Лекция подготовлена для выступления на методическом совете, с целью ознакомления коллег с природой конфликтов и путями их разрешения

КОНФЛИКТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ

На работе мы проводим немало времени, а потому любой конфликт в рабочем коллективе сильно осложняет нам жизнь.

Скандал – «двигатель прогресса»?

Офисные конфликты принято осуждать: считается, что конфликтующие сотрудники – это попросту скандалисты, не умеющие ладить с людьми. Между тем, специалисты-конфликтологи давно доказали, что без размолвок и ссор не может существовать ни одна общественная система, в том числе рабочий коллектив. Более того, нередко именно конфликт становится «двигателем прогресса»

Однако не всякий конфликт в рабочем коллективе можно разрешить конструктивно. Особенно опасны в этом плане те конфликты, участники которых, что называется, переходят на личности, задевая чувство собственного достоинства сослуживцев. Поэтому конфликтологи рекомендуют по возможности предупреждать конфликты в рабочих коллективах, а если они появляются – учиться разрешать их с пользой.

Социально-психологические причины педагогических конфликтов

Психологическая несовместимость участников педагогического процесса;

Различия в способах и критериях оценки результатов деятельности;

Различный подход к оценке событий;

Нарушение ролевого взаимодействия;

Ограниченные способности к умению поставить себя на место другого человека, понять его интересы, изменить собственную позицию

Почему мы конфликтуем

Конфликты в рабочих коллективах делят на два типа – вертикальные (не ладят начальство и подчиненные) и горизонтальные (ссорятся равные по положению сотрудники).

Конфликты, как правило, происходят из-за различий в наших личных интересах и в том, что мы ставим свои интересы выше других. Теряется уважение к вашему оппоненту и подавление его интересов. Чтобы избежать конфликта, нужно стараться ставить свои собственные интересы наравне с интересами оппонента.

Существует несколько наиболее общих нравственных правил, следование которым может помочь в ситуации любого межличностного взаимодействия:

Избегать таких форм обращения, которые унижают оппонента;

Не допускать в общении силового давления, угроз наказанием;

Сдерживать проявления нетерпимости, раздраж

ительности по отношению к окружающим;

Избегать высокомерия и демонстративного противопоставления себя другим людям.

Не стоит молчать в своих обидах и претензиях.

Часто ситуация доходит до конфликта потому, что мы вовремя не поговорили о ней. Вы долго молчали, сдерживались, накапливали обиду внутри. И естественно однажды результат проявляется в виде взрыва пороховой бочки. Вы не выдерживаете и вместо того, чтобы поговорить, начинается открытая ругань. Не доводите себя до такого предела. Никому на пользу это не пойдет.

Прежде чем затевать конфликт, проанализируйте его последствия. К чему он может привести, какие плоды вы пожнете впоследствии. Подумайте на долгосрочную перспективу.

Порой встречаются такие люди, которые не могут жить без конфликта. ИМ это необходимо, как воздух. Есть люди, которые сами по себе негативщики и питаются тем, что выводят людей на ссоры. Пересмотрите свое окружение. Возможно, есть те, с кем давно уже стоило прекратить общение и выстроить личные границы. Не стоит расшатывать свою нервную систему из-за таких людей.

Столкнувшись с хамством, не каждый воспитанный человек найдет, что ответить, и от этого будет чувствовать себя оскорбленным. В большинстве же случаев хам вовсе не ставит себе цель унизить вас. Ему, вероятнее всего, вообще нет никакого дела до вашей персоны. Такое поведение – реакция на собственные проблемы. Чтобы перевести общение в нормальное русло, нужно понять мотивы нагрубившего вам человека и, исходя из этого, выбрать подходящий способ разрешения конфликта.

Почему приходится отвечать на хамство

Некоторые люди с детства находятся в среде, где хамство является привычной формой общения. Если ребенок растет в семье, где принято кричать, грубить, скандалить, оскорблять друг друга, то в будущем он с большой долей вероятности превратится в хама, который не умеет говорить по-другому.

Для таких людей хамство и высокомерие являются нормой. Причиной грубого поведения служит неуверенность в себе. Чаще всего представители этой группы занимают невысокие должности. Невежливость связана с недовольством своим положением, своей жизнью, нереализованными желаниями и мечтами.

Всем нам время от времени приходится сталкиваться с грубостью, оскорблениями и хамством. И тем из нас, кто не знает, как правильно реагировать на оскорбления, приходиться терпеть обиду, злиться и копить в себе депрессию.

Для того чтобы научиться отвечать на оскорбления, мало просто заучить красивые фразы и выражения, надо понимать, что такое оскорбление, каковы его мотивы в каждом конкретном случае, научиться реагировать (речь не о том, что ответить, а о психологической реакции на хамство, унижения и критику), ну и само собой мудро, достойно и красиво отвечать на эти колкости.

Оскорбление — это намеренное нанесение обиды, унижение чести и достоинства- человека, зачастую высказанное в грубой и неприличной форме.

Как реагировать на оскорбления и обвинения

Вас случайно или специально обругали. За дело? Задело? Помните, что любое чувство или эмоция, в том числе и оскорбленность (обида в сочетании с чувством сильного унижения) возникает внутри человека. Поэтому нас нельзя обидеть, мы можем только обидеться.

Человеку, чтобы научиться правильно реагировать на оскорбления, важно знать, что тот, кто брызжет слюной и ведет себя неадекватно, на право и на лево разбрасывая поношения, сам является жертвой. Жертвой своего взбалмошного характера. Обычно, люди, нападающие на окружающих и унижающие их, слабы. Они не в силах справиться с негативными эмоциями и поэтому выплескивают их на других.

Ответить на оскорбление можно лучезарной улыбкой и пожеланием обидчику всего самого светлого. Конечно, подобная реакция не всегда уместна и не каждому подойдет, ведь каждый случай оскорбления индивидуален и люди разные, поэтому универсальных ответов быть и не может. Выбирайте тактику поведения, которая подходит вам лучше всего.

Прежде чем затевать конфликт, проанализируйте его последствия. К чему он может привести, какие плоды вы пожнете впоследствии. Подумайте на долгосрочную перспективу.