Меньшикова Лариса Александровна
Воспитатель
ГКУ ЦССВ «Маяк»
г. Москва
Мастер -класс по изоговлению поделки
«Волшебная поляна с детьми с ОВЗ дошкольного возраста».
Целевая аудитория: педагоги , специалисты, воспитанники ЦССВ.
Аннотация: Развитие ребенка- долгий, непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются с младенчества и включают подвижность, эмоциональность, познавательную и социальную сферу.
У технического прогресса, в котором мы живем, есть оборотная сторона - ухудшение физического развития человека. Как следствие -ухудшение развития мелкой моторики у современных детей.
Сухомлинский писал: " Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
Развивая мелкую моторику наших воспитанников , мы развиваем логику, память, мышление, внимание и тактильную чувствительность. это как никогда, важно, особенно у детей с ОВЗ.
Развитие мелкой моторики способствует развитию мышечного аппарата, развитию навыков самообслуживания.
У наших воспитанников с сочетанными диагнозами много проблем с ручным праксисом. Они неловко держат ложку, карандаш, им трудно работать с пазлами и конструктором. Они испытывают трудности в работе с пластилином, бумагой и ножницами. Из-за этого дети часто чувствуют себя несостоятельными и обделёнными, что влияет на их эмоциональное благополучие.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной частью формирования навыков самообслуживания, подготовки к письму и развитию речи.
Мы проводим все наши занятия в игровой форме, что очень интересно и динамично.
Данный мастер- класс нацелен в основном на развитие мелкой моторики, в него включена пластилиннография, работа с бумагой и пальчиковая гимнастика.
Цель: создание условий для лепки божьих коровок с использованием скорлупы грецкого ореха и изготовлению цветов из салфеток.
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук
- развивать познавательную активность;
- развивать художественно-творческие способности.
- развивать навыки работы с бумагой и ножницами.
- формировать умение детей аккуратно работать с пластилином;
Материалы и оборудование:
Пластилин красного и черного цвета, половинка скорлупы грецкого ореха, готовые глазки, декор ( кора деревьев, травинки).Салфетки ,ножницы, катушка с нитками.
Подготовительная работа. Рассказ воспитателя о божьих коровках.
-Ребята, сегодня мы поговорим о насекомом, которое трудно не заметить, но не потому что оно больших размеров, а потому, что их яркий наряд с черными пятнышками хорошо виден и сразу бросается в глаза. Вы конечно догадались о ком идет речь.
-Верно, о божьей коровке, но почему же маленький жучок, не имеющий зубов и когтей, не прячется, а наоборот, нарядился в такой яркий сарафан, всем напоказ?
-Да, потому не боится божья коровка, что есть у нее свои хитрости защиты. Пятнистая божья коровка является для птиц абсолютно невкусной едой.
Все взрослые птицы знают, какая она невкусная. Ну а если ее попробуют на вкус молодые птицы, то на всю жизнь запомнят ее едкий вкус…Есть у божьей коровки и другая хитрость. Стоит только взять ее на руки, как она тут же замрет, упадет и притворится мертвой.
Божья коровка является санитаром леса, она спасает от гибели сады и огороды , поедая тлю. Поэтому ее надо беречь.
Скажите, а вы хотели бы слепить божью коровку?
Основная часть
Берем пластилин, можно взять красный, размягчаем его в руках и облепляем им половинку грецкого ореха
Затем берем черный пластилин. Из черного пластилина раскатываем шар- это голова божьей коровки. Приклеиваем ее к туловищу.
Лепим усики и вставляем готовые глазки, которые можно использовать готовые, а можно сделать самим.
Затем, разделяем спинку тонкой черной полоской.
И лепим круглые, черные пятнышки на спинку божьей коровки.
Раскатываем жгутик.Лепим шесть лапок, три с одной стороны и три с другой. Прикрепляем их к нижней части скорлупки.
Божья коровка готова!
Прикрепляем ее к подготовленной коре деревьев и украшаем травинками и сухоцветами.
Божья коровка готова к прогулке.
Мы с вами хорошо поработали, у всех получились очень красивые божьи коровки. А теперь мы отдохнем и поиграем..
Динамическая пауза.
Сложите пожалуйста пальцы в кулачки, внимательно наблюдайте за мной и повторяйте:
- Божья коровка( пальцы в кулачках)
- Улети на небо ( взмах кистями)
-Принеси мне хлеба( движение кистями к себе)
- Черного и белого( руки вправо- влево)
- Только не горелого( указательные пальцы обеих рук наверх)
Повторяем несколько раз.
-Наши руки отдохнули, давайте продолжим и сделаем цветок из салфеток. Берём 10 обычных салфеток, разворачиваем их и аккуратно кладём друг на друга. Подравниваем края и делаем гармошку. Находим середину и аккуратно перевязывает ниткой посередине. Затем ножницами закругляем концы салфетки. Далее аккуратно, чтобы не повредить салфетку, раскручиваем каждый листочек, начиная с нижнего, чередуя правую и левую стороны. Наш цветок готов.
А теперь нашу божью коровку мы посадим в самую серединку цветка.
- У всех получилось очень красиво!
Заключительная часть.
-Давайте вспомним, что мы узнали нового о божьей коровке.
-Как правильно работать с пластилином?
-Как правильно держать ножницы?
- Как вы думаете,какую пользу приносят божьи коровки?
- Мы сегодня хорошо занимались, сделали такие красивые поделки!
В заключении рекомендуется устроить выставку детских работ.