Конспект занятия по познавательному развитию «Удивительная Индия»
Воспитатель: Халимбекова Светлана Александровна
Задачи:
Обучающие:
р
асширять и углублять знания о
нашей многонациональной Родине;
п
ознакомить
детей с Индией
. Рассмотреть символику
Индии
: герб, флаг;
формиро
вать интернациональное чувство;
формировать опыт общения, в малых детских
группах
координируя свои действия с действиями партнёров; умении договориться,
выслушивать своих собеседников;
Развивающие:
развивать у дошкольников память, внимание, самоконтроль, речь и логическое мышление;
продолжать работу по расширению кругозора детей;
Воспитательные:
в
оспитывать интер
ес и доброжелательное уважение
к людям разных
национальностей к
их традициям, и культуре;
в
оспитывать доброжелательное
отношение ко всем народам Земли.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать, как? Вот, например, во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила, и пожать руку - значит приветствовать, а не сломать пальцы. А вот в Индии люди здороваются, сложив вместе ладони, слегка склонив голову и с улыбкой произнося «Намасте». Индийцы очень дружелюбный и гостеприимный народ. Давайте поздороваемся, как здороваются индийцы.
Давайте с вами поприветствуем друг друга, как в Индии.
Все дети здороваются.
Воспитатель обращает внимание детей к карте России.
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что находится на карте? Давайте посмотрим на нее внимательнее. Много разных стран на Земле, но для нас Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. А что означает слово Родина?
Дети: Родина – это значит родная, как отец и мать.
Воспитатель: Давайте рассмотрим нашу карту.
Дети рассматривают карту.
Воспитатель: Посмотрите, какая она Россия?
Дети: Огромная, большая.
Воспитатель: Как вы думаете. Что нарисовано зеленым цветом, коричневым, голубым?
Дети: Коричневый цвет – это горы, голубой цвет – реки, озера, моря, а зеленый – это леса.
Воспитатель: Молодцы. Вы правильно ответили на все мои вопросы. Ребята, вот мы с вами рассмотрели карту, как вы думаете, о чем мы будем говорить?
Дети: О нашей стране.
Воспитатель: О нашей стране мы тоже будем говорить. Но сегодня я хочу с вами поговорить и о другой стране. Посмотрите на карту, ниже России. Вот здесь, на полуострове находится волшебная страна Индия. По площади она находится на седьмом месте после России, а по численности населения Индия занимала второе место в мире, а с этого года уже первое место. Свое название Индия получила от реки Инд. А что вы знаете о Индии?
Дети: Там растет чай, много слонов, тигров, мамы любят смотреть индийские фильмы, у женщин красивые украшения.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы, оказывается, немало знаете об Индии. А еще в Индии находится самая высочайшая горная система Земли - Гималаи и гора Эверест.
Ребенок: На земле нет выше места,
Чем вершина Эвереста.
Заберись на Эверест -
И увидишь всё окрест.
Вы бы сразу разглядели
Каликут, Мадрас и Дели,
Город сказочный Бомбей
С танцем ядовитых змей,
Йогов, пляшущих на углях,
Обезьян и тигров в джунглях,
Носорога, что как танк
Движется вдоль речки Ганг...
Воспитатель: Как и все государства, наша страна и Индия имеет свои отличительные знаки – герб, флаг и гимн. Посмотрите на доску, то вы там видите?
Дети: Флаг России, Дагестана и еще какой-то.
Воспитатель: Третий флаг – это флаг Индии. Скажите, пожалуйста, в чем они похожи?
Дети: У них по три полосы.
Воспитатель: Правильно, у них у всех по три полосы. Какие цвета у флага России и что они обозначают?
Дети: Белый цвет, означает мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Воспитатель: А что означают цвета дагестанского флага?
Дети: Зеленая полоса – это традиционный символ ислама, так как абсолютное большинство дагестанцев являются мусульманами. Голубая полоса на флаге Дагестана – это символ Каспийского моря, также синий цвет символизирует величие и красоту дагестанской нации. Красная полоса – это символ демократии, современности, также символ храбрости, гордости и непокорности дагестанского народа.
Воспитатель: Цвета индийского флага означают: белый – мир и правду, зеленый – веру и доблесть, оранжевый – храбрость и жертвенность. Знак в виде колеса – символ Солнца. Видите, как похожи цвета наших флагов. Но похожи у них не только флаги. Большую часть территории России и Индии омывают моря.
(Воспитатель вызывает детей, чтобы показать на карте)
Воспитатель: В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце.
Проводится физминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель: Есть еще общее у народов России, Дагестана и Индии. 6 марта в Индии отмечается один из наиболее красочных праздников — «Холи». «Холи» — праздник весны, наполненный солнечным светом и веселым неистовством пышно расцветающей природы. А как называется праздник весны в России и в Дагестане?
Дети: В России - праздник «Проводы зимы «Масленица», а в Дагестане - праздник «Навруз-байрам».
Воспитатель: А кто прочитает поздравления с этим праздником?
Дети: Дома у нас большие,
Окна золотые,
С днем Навруза – днем Весны –
Мы поздравить вас пришли,
В доме этом все девицы,
Как одна румянолицы,
Рукава их длинны
И слова их умны.
С днем Навруза – днем весны –
Мы поздравить вас пришли.
Воспитатель: Навруз – это праздник дружбы!
Навруз - это праздник гостеприимства.
Навруз – это праздник миролюбия!
Навруз – это праздник милосердия!
Навруз – это такой же праздник, как и остальные, о которых мы говорили.
И Дагестан всегда отличался гостеприимством. Давайте, пригласим в себе в гости ребят из Индии.
Исполняется песня «Приезжайте в Дагестан» муз.М. Касимова
Воспитатель: Как много нового и интересного мы сегодня узнали. Но Индия – это удивительная страна. Все сразу о ней узнать невозможно. Поэтому мы еще будем и дальше ее узнавать. А в заключение послушайте стихотворение про Индию.
Про Индию, про Индию мне стали сниться сны,
Где бродят лопоухие индийские слоны,
Под пальмой, в позе лотоса, сидит усталый йог.
Хотел и я попробовать, да только вот не смог.
И где-то там, лианою, висит здоровый Ка,
С ним тискаться не стоит вам, пусть даже и слегка.
А вот Балу с Багирою, искать напрасный труд,
Они ушли на пенсию и в джунглях не живут.
По улицам, в пыли дорог, коров бредут стада….
Дают ли молоко они? Да что вы, никогда!
Но главное, что в Индии - Индийский океан….
Ну почему России он, к примеру, не был дан?
И волны цвета изумруд свой отбивают счет,
Поэтому и время там так медленно течет….
Про эти сны рассказывать могу вам долго я,
Но верю в то, что Индия дождется и меня.