* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Консультации для педагогов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .

Составитель: Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна

педагог дополнительного образования.

г. Пыть - Ях

2024год.

Консультации для педагогов.

Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение. Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия. Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .

Учебное занятие – это:

модель деятельности педагога и детского коллектива;

ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;

время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной,

досуговой

деятельностью.

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

собственно обучающие;

общеразвивающие

;

воспитательные.

Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:

по передаче знаний;

по осмыслению знаний и их закреплению;

по закреплению знаний;

по формированию умений и применения знаний на практике;

тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

по обобщению и систематизации знаний.

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.

Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.

создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

целесообразное расходование времени занятия;

применение разнообразных методов и средств обучения;

высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;

практическая значимость полученных знаний и умений.

В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия.

1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.

3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Для многих педагогов проблемным является определение цели занятия.

Необходимо исходить из самого занятия. Цель это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие. Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов. Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.

При планировании задач занятия.

Необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.

Планирование образовательно - воспитательно-развивающих задач занятия.

Образовательные задачи

(какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале занятия?):

проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изуч

енных и сформированных на преды

дущих занятиях;

обеспечить усвоение следующи

х основных задач, входящих в со

держание темы занятия;

сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по

данному

учебному материалы.

Воспитательные задачи:

(к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия):

содействовать в ходе заня

тия формированию следующих миро

воззренческих понятий (причи

нно- следственных связей, позна

ваемость мира и природы, развитие природы и др.);

в целях решения задач трудового обучения и воспитания;

осуществлять нравственное воспита

ние, обеспечить изучение во

просов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм

поведения;

для решения задач эстетического воспитания;

для решения задач физического

и санитарно-гигиенического вос

питания, работоспособности, профилактики утомления;

формировать правильное отношение к природе.

Задачи развития

обучающихся

(какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):

для решения задач развития у детей умений выделять главное в изучаемом материале (обучение

составлению схем, плана, форму

лирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия;

для решения задачи развития у детей самостоятельности

мышле

ния обеспечить в ходе занятия;

обеспечивая развитие речи

обучающихся

;

формировать у учащихся умен

ия преодолевать трудности в уче

нии, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний;

для развития у детей познавательного интереса;

в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации.

Педагог должен умело выбирать в зависимости от возраста, степени имеющихся знаний у детей, сложности учебного материала применять многообразный арсенал методов.

Этапы учебного занятия, его структура конструируются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта творческой деятельности педагога и воспитанников.

При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.

Условия достижения эффективности занятия:

- Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

- Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

- Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

- Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

- Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

- Наличие благоприятной психологической атмосферы;

- Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- Полное методическое обеспечение и материально-техническое оснащение занятия.

Постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

Основные требования к построению современных учебных занятий:

- Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

- Целесообразное расходование времени занятия;

- Применение разнообразных педагогических средств обучения;

- Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками;

- Практическая значимость полученных знаний и умений.

Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?

Алгоритм подготовки учебного занятия

Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:

1 этап

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

- Насколько полно и качественно реализовано содержание?

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

- В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап

Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

- Обозначение задач учебного занятия;

- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного;

- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость;

- Определение типа занятия;

- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап

Обеспечение содержания учебного занятия:

- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);

- Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;

- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т

Необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с детьми, а как системы обучения, которая позволит полностью реализовать творческий, познавательный, развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

Детальное соблюдение условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению обеспечит высокий результат занятия

Примерная структура плана-конспекта проведения занятия

Титульный лист: наименование объединения, год обучения, Ф.И.О. педагога дополнительного образования, время и место проведения занятия;

Дата «__»_____________ года

Номер занятия

Раздел

Тема занятия

Цель и задачи

Оборудование, дидактический материал

Как правило, определяется не более одной-двух целей занятия. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы за одно занятие.

Одной из традиционных ошибок педагогов при формулировании целей занятия становится их абстрактность или излишняя масштабность. и т.п. или Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их, определять содержание основных этапов занятия. Хорошо, если педагогу удается поставить операциональные задачи для каждого из этапов.

Цель должна соответствовать теме занятия и отражать планируемый результат.

Педагоги формулируют цель занятий, учитывая 3 аспекта (задачи):

образовательный;

воспитательный;

развивающий.

Ход занятия.

В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность от вводного до заключительного, время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа, формы работы педагога и детей:

- организационная часть – время, приветствие, работа с журналом, сообщение темы занятия;

- возможная «подготовительная часть» - время, разминка и т.п.;

- основная часть – время, теория, практика, формы и методы проведения;

- заключительная часть – время, подведение итогов занятий, формы и методы подведения итогов.

Подведение итогов учебного занятия: данный этап учебного занятия состоит из двух частей:

- Педагог совместно с обучающимися подводит итог занятия. Отвечают на вопросы: Что узнали? Чему научились? Другими словами: достигнута ли цель занятия?

- Определение личностных достижений обучающихся в образовательном процессе. Форму подведения итогов учебного занятия педагог определяет самостоятельно. Занятие заканчивается сообщением темы следующего занятия. По окончании занятия педагог делает его самоанализ в соответствии с критериями оценки учебного занятия.

-Литература, используемая при подготовке к занятию, используемый дидактический материал и ТСО.

Перспектива деятельности.

Методические рекомендации помогут:

повысить результативность занятия;

включить детей в творческую деятельность;

организовать работу с молодыми педагогами;

совершенствовать профессионализм педагогов

-

стажистов

;

систематизировать положительный опыт

деятельности педагогов дополни

тельного образования;

моделировать нетрадиционные формы занятий.