КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Роль логомассажа в развитии речи ребенка»

Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.

Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).

Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.

Использование массажа способствует улучшению памяти, развитию внимания, снижает утомляемость и повышает работоспособность, стабилизирует работу нервной системы, помогает снять стрессовое состояние, имеет общую оздоровительную роль. Такой нетрадиционный, но простой метод, как массаж - прост, доступен, эффективен, не имеет ограничений по возрасту, при этом индивидуальный подход специалиста к работе с ребенком дает отличный, иногда даже превосходящий ожидания родителей, результат. При этом массаж значительно усиливает эффект работы логопеда, ведь ребенок начинает лучше усваивать материал, больше запоминает, начинает лучше выражать свои мысли. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в рече-двигательном процессе.

Показаниями к процедуре являются такие нарушения:

ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);

дислалия (нарушение произношения звуков);

дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);

ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).

Противопоказания к применению.

Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:

недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;

гнойные или грибковые заболевания

на коже у ребенка или логопеда;

гематомы на массируемых участках;

инфекционные раны на коже;

эпилепсия;

онкологические заболевания;

туберкулез;

болезни сосудов или капилляров;

острые аллергические заболевания.

В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.

Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.

Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.

Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый.

Затем переходят к  приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.

Приемы пассивного массажа

«Солнышко».

Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.

Солнышко лучами гладит нас, ласкает. Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

«Сорока-белобока».

Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.

— Сорока-сорока, где была? — Далеко. Дрова рубила, печку топила, воду носила. Кашку варила, деток кормила.

«Метель».

Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.

Свистели метели, летели снега, Стелила постели большая пурга. И было метелям совсем не до сна. Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.

«Улитка».

Края ладоней растирают и легонько щипают.

Толстушка–ползушка, дом-завитушка! Ползи по дорожке, Ползи по ладошке. Ползи, не спеши, рога покажи.

Приемы активного массажа

«Зверята».

Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).

Дети любят всех зверей: (большой палец) Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец) Пеликанов, журавлей, (средний палец) Бегемотов, соболей, (безымянный палец) Голубей и глухарей, (мизинец) И клестов, и снегирей, (большой палец) Любят горного козла, (указательный палец) Обезьянку и осла, (средний палец) Дикобраза и ежа, (безымянный палец) Черепаху и ужа. (мизинец)

«Огород».

Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.

Вырос у нас чесночок, Перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, Лук и немножко горошка. Овощи мы собирали, Ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, С дачи домой увозили. Прощай же на год, Наш друг-огород!

«Щелчки».

Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук: — Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук? — А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк: Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

«Мячик».

Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».

Покатаю я в руках Мячик мой хороший. Чтоб всегда здоровым быть, Ловким и весёлым.

Массаж лица для развития речи

Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка.

В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.

Массаж лба

Массаж проводится следующим способом: поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части; разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба; вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.

Массаж щек

Далее массируют щеки: разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам; легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.

Массаж рта

Этот участок массируют так: поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта; аналогичными движениями массируют нижнюю губу.

Массаж подбородка

Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.

Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития

Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.

При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.

Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт  ребенку.

Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить.

При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.

Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.

Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища. Массаж проводится так:

Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область. Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев. Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.

Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.

Логопедический (речевой) массаж — эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции — артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.

Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога.

Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.

Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.

Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа — например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.

В заключении хочется отметить положительную динамику после проведения даже одного сеанса логомассажа, в результате которого увеличивается кровоток к пораженному участку, и мышцы становятся активными, эластичными, способными растягиваться и сжиматься в нужном направлении.