Консультация для родителей
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ
Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Примерно до пяти лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего «Я». Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление «Я» идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».
Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений.
Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей.
Во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений.
Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, понимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящему занятию. В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
Восприятие детей в 5 – 6 лет
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они
различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.
Внимание детей в 5 – 6 лет
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7.
Память детей в 5 – 6 лет
В возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.
Мышление детей в 5 – 6 лет
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).
Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Воображение детей в 5 – 6 лет
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко
воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает
возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным, в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.
Речь детей в 5 – 6 лет
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?
1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).
2. Ты способный(ая), у тебя все получится.
3. Ты невыносим(а)!
4. У всех дети, как дети, а у меня...
5. Ты мой(я) помощник(ца).
6. Вечно у тебя все не так.
7. Сколько раз тебе повторять!
8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).
9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился(сь)!
12. Познакомь меня со своими друзьями.
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!
14. Меня не интересует, что ты хочешь!
Обработка результатов теста:
Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,
то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.
Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,
то начислите себе по два балла за каждый ответ.
Подсчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.
Родители отвечают на вопросы теста и самостоятельно подсчитывают баллы
В этом возрасте ваш ребенок:
Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и
сам формулирует ответы или создает версии.
Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
Желает показать себя миру. Он
часто привлекает к себе внимание,
поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
Иногда для него негативное внимание важнее никакого,
поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время
проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ,
желая заполучить то, что хочет.
Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия
с
равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых
складывается механизм управления своим поведением,
проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом - каждый самого себя.
Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще
трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Очень хочет
походить на значимых для него взрослых,
поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
Начинает
осознавать половые различия.
По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут
усиливаться страхи,
особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет умеет:
Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть село в котором живет, домашний адрес, номер домашнего телефона, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.
Может формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить
Знает много выученных наизусть стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он может с выражением.
Знает названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев.
Умеет составлять рассказ по предложенным картинкам, умеет заканчивать рассказ (придумать конец).
Может разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.
Может вдеть нитку в иголку, знает, как пришить пуговицу
Уметь вести себя за столом.
Самостоятельно чистит зубы
Застегивает пуговицы, завязывает шнурки.
Знает, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.
Знает название текущего месяца, последовательность дней недели.
Вам, как Родителям, важно:
Не пугаться и не увиливать
от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто, не распространяясь и не усложняя.
Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке,
в
соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему
На вопросы о смерти отвечать по возможности честно
в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогать ребенку
(вне зависимости от пола)
справляться со страхами,
не
осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.
Памятки для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"
Дата: 16 октября 2015 в 12:03
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»
Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
В возрасте 2-3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. В это время активно развивается речь ребенка.
В этом возрасте вашему ребенку важно:
● Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
● Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
●Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
● Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
● Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
● Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
● Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Вам как его родителям важно:
● Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр.
Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
● Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
● Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
● Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
● Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
● Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
● Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
● Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
УМЕЕМ ЛИ МЫ ГОВОРИТЬ С НАШИМИ ДЕТЬМИ Уважаемые родители! У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И мы вряд ли ошибемся, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым; Вы мечтали: чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным; а девочка – обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой, умной; чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни. Если Ваши надежды сбылись, мы рады за Вас. Если же что-то не сложилось, то давайте вместе порассуждаем, отчего так произошло. Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага. Тогда эта памятка для Вас. Итак, попробуем охарактеризовать наиболее специфические для каждого возрастного периода особенности и наметить план действий. Эти периоды будут выделены в самом общем виде, мы будем говорить о дошкольниках, младших школьниках, подростках и старшеклассниках. БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований. Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен." Януш Корчак По мнению ученых, переживают 1-й возрастной кризис, начиная ощущать себя автономными от матери, что выражается в позиции "я сам". При этом они: находятся в постоянном движении; отличаются романтической привязанностью к родителям; не делают различий между реальным миром и миром фантазий; стремятся удовлетворять свои желания и потребности вне зависимости от мнения окружающих; пытаются обращать на себя внимание, высказать свое мнение, как говорится, "везде вставляет свои 5 копеек"; испытывают разные страхи и выдуманные беспокойства; интересуются: "Откуда я появился(лась)? А где я был(а) раньше?"; из игр предпочитают дочки-матери, копируя при этом своих родителей и одновременно моделируя поведение в своей будущей семье. КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ: жалейте и любите своего малыша, ласкайте, целуйте и обнимайте; помогайте ребенку все делать самому; проявляйте отзывчивость к его идеям; откладывайте свои дела и внимательно слушайте, как только у него появляется желание с вами поговорить; растите его свободным, но учите считаться с интересами окружающих. Останавливайте, если он бесцеремонно вмешивается в разговоры взрослых, не бойтесь показать свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка; наблюдайте за играми ребенка и не отказывайтесь участвовать в них. Это первая и очень хорошая школа жизни: по играм можно определить, какие проблемы возникли у ребенка, как он предпочитает их решать и каким впоследствии станет семьянином, работником, другом; на все вопросы, даже "неудобные", отвечайте честно и откровенно. Если Вы "найдете" ребенка в капусте, или его "принесет аист", то потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, ибо Вы уже подали ему нежелательный пример. НИКОГДА: не опекайте ребенка излишне; не заостряйте внимания на детских ссорах; не используйте угрозы для достижения результата; не наказывайте за качества личности, а только за действия; не прибегайте к физическим наказаниям. Применяя насилие, можно быстрее добиться цели, ибо не придется долго объяснять и доказывать свою правоту: повысил голос, ударил и готово. Но что Вы будете делать, когда он вырастет?! 3 – 6 лет 7 – 10 лет Появляется ответственное и трудное занятие – учеба, а самым большим авторитетом становится учитель(ница). Кроме того, для детей этого возраста характерны: копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим; буйный расцвет фантазии, жизнь в воображаемом, иллюзорном мире, зачастую созданном по образу и подобию прочитанного или увиденного по телевизору; стремление к присваиванию особо притягательных чужих вещей; формирование первоначальных представлений о собственных правах; повышенный интерес к исследованию своего тела, фиксация внимания на различиях между мальчиками и девочками; КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ: помогите ему почувствовать радость от приобретения знаний; дайте возможность реализовать свое право на рабочее место и время для выполнения домашних заданий, на одобрение в случае заслуженных успехов; узнайте имена и номера телефонов одноклассников и друзей ребенка, познакомьтесь с их родителями; аргументируйте свои требования к ребенку, предъявляя их в форме, "что вы желаете от ребенка, а не то, чего вы не хотите"; обсуждайте с детьми проблемы взаимоотношений между представителями разных полов, показывайте значимость ласкового отношения к супругу на собственном примере и не стесняйтесь проявлять нежность в присутствии ребенка. НИКОГДА: не ревнуйте к авторитету учителя; не требуйте от ребенка того, к чему он не готов по возрасту; не давайте негативных оценок личности или характера ребенка; не сравнивайте своего ребенка с другими, отдавая предпочтение последним; не отдавайте ребенку распоряжений, выполнение которых не обязательно. Часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны: тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска; частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы; повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события; стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки; отстаивание (иногда бессмысленное) своей позиции, в том числе неверной; падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников; демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса. КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ: помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.; выделяйте деньги на карманные расходы; в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит; объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим; учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье; будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми. НИКОГДА: не допускайте неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему; не требуйте немедленного слепого послушания, не угрожайте и не унижайте; не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки; не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещания; не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях; не ревнуйте сына или дочь к друзьям, познакомьтесь поближе с ними; не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе. 11 – 14 лет Молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям: их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни; в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы; взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств; большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения; интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения. КАК СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ: делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета; давайте в доме пристанище ребенку и его компании; будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки; в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами; доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать. НИКОГДА: не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной; не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете "давить", то они сами придут к Вам со своими проблемами; не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постиг
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
● Происходит формирование воли, что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
● Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
● Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
● Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
● Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
● Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
● Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям важно:
☺С терпением и пониманием относиться к проявлениям «воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
☺Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
☺Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
☺Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
☺Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
☺Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
☺Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
● Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
● Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
● Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
● Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
● Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг Другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
● Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Вам как его родителям важно:
☺Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
☺По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
☺Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
☺Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
☺Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
☺Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
☺Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
☺Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
☺Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ваш ребенок:
● Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
●Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
●С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
●Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
●Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
●Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
●Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
●Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Вам как его родителям важно:
С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №35 комбинированного вида «Непоседы»
Буклет для родителей :
Психологический портрет ребенка
5-6 лет.
Подготовила: воспитатель
Сажина Алина Сергеевна.
г. Новосибирск
2016 год.
Продолжается развитие познавательной сферы дошкольника. У детей наблюдается стремление расширить свой кругозор, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. Ребенок проявляет творческую активность и фантазию во всех видах деятельности.
Важно:
побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности (игре, общении, рисовании, конструировании и др.)
обучать умению планировать предстоящую деятельность.
поощрять стремление ребенка придумывать свои собственные
планы, формировать замыслы и реализовывать их.
стремиться организовывать совместную деятельность с целью
Ведущая потребность детей - потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, потребность в уважении, творческая активность.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра
Ведущая функция – воображение
Психологическое кредо старшего дошкольника - «Я могу!» (могу ходить на цыпочках, могу не кричать, не плакать, могу ждать, могу терпеть и т.д.)
Возраст 5-ти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это начало становления произвольности психических процессов - внимания, восприятия, памяти и др., овладение собственным поведением, что имеет решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению.
Для развития произвольности поведения у ребенка можно использовать часы (песочные, с цифербла-
развития элементов сотрудничества.
поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
том). Они помогут ему научиться соотносить свои действия со временем (например, при одевании на прогулку, выполнении каких-либо дел).
Также важно как можно больше предлагать детям игры, развивающие мышление, воображение, внимание, память, игры с правилами. Играя, ребенок учится жить в реальном мире, приобретая опыт общения и опыт управления собой. В игре возникает новая форма удовольствия для ребенка - удовольствие от соблюдения правил!
Происходят изменения в личностном становлении ребенка. У детей начинают появляться представления не только о том, какие они есть, но и о том, какими они хотели бы быть. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание ребенка видеть себя «умным», «знающим», «умеющим» (его потенциальное «Я»).
Изменяются отношения ребенка со сверстниками. Развитие произвольности, интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоя-
тельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру, распределять роли, учитывая пожелания, интересы друг друга.
У ребенка появляется интерес к личности и личностным качествам сверстников. Между детьми возникают симпатии и антипатии, проявления которых глубоко ими переживаются. Ребенок учится осознавать, обдумывать, обсуждать как сами взаимоотношения, так и поступки, качества сверстника.
Принимая во внимание особое значение репутации ребенка для налаживания его взаимоотношений с другими детьми и для его эмоционального благополучия, взрослые должны быть чрезвычайно осторожны в своих оценках и замечаниях, касающихся детей, особенно их физиологических особенностей.
! Также очень важно способствовать развитию у детей эмпатийных проявлений (сопереживания, сочувствия по отношению к окружаю- щим).
Используемая литература:
Бернс Р. «Развитие
Я-концепции
и воспитание», М. 1986,
Божович
Л.И. «Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности», М. 1995,
Божович
Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М. 1976
Денисенкова
Н.С. «Формирование познавательной направленности у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду», М. 1991,
Коломинский
Я.Л. «Психология детского коллектива», Минск, 1984
Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.
На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующиеся на наглядно-образном мышлении.
Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам.
К старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Их применение дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные объекты. Однако эти способности ограничены кругом детских знаний. В пределах знаемого ребенок с успехом устанавливает причинно-следственные связи, что отражается в его речи. Он использует выражения «если, то», «потому что», «поэтому» и т. п., его бытовые рассуждения вполне логичны. Зачатки логического мышления проявляются и в способности классифицировать предметы и явления в соответствии с общепринятыми понятиями. К концу дошкольного
возраста ребенок уже может объединить предметы в «понятийные» группы: «мебель», «посуда», «одежда», «транспорт» и т.д.
Таким образом, развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
♦ дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона;
♦ концентрацию внимания;
♦ аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
♦ рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
♦ логическое запоминание;
♦ интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
♦ овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
♦ развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации
Личностная готовность ребенка к школе
Определяющую роль в данном компоненте играет мотивация дошкольника.
Выделяются две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».
2. Мотивы, связанные непосредственно с
учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие, и протекание учебной деятельности.
Значимой составляющей личностной готовности является развитие произвольности у ребенка. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — основная причина неуспеваемости в первом классе.
Параметры развития произвольности,
необходимые для успешного обучения в школе:
♦ умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
♦ умение ориентироваться на заданную систему требований;
♦ умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
♦ умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Социально-психологическая
(коммуникативная) готовность
Предполагает формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться.
Таким образом, социально-психологическая готовность предполагает:
развитие у детей потребности общения с другими,
умение подчиняться интересам и обычаям детской группы,
развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
В структуре социально-психологического компонента школьной готовности можно выделить следующие подструктуры:
♦коммуникативную компетентность,
♦социальную компетентность,
♦языковую компетентность.
Социальная компетентность — это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике.
Под языковой компетентностью понимается такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке.
Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко — компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №35 комбинированного вида «Непоседы»
Буклет для родителей :
Компоненты психологической готовности
к школьному обучению.
Подготовила: воспитатель
Сажина Алина Сергеевна.
г. Новосибирск
2016 год.
Используемая литература:
Петровская
Л.А. Воспитание как общение-диалог. - 1983. - № 2.
Шелихова Н.И. Техника педагогического общения / Н. И Шелихова. - М.: Воронеж, 1998.
Эберлейн
Г. Страхи здоровых детей / Г.
Эберлейн
.- М: Издательство, 1981.
Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1993.
Божович
Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.
Божович
. – М.: Просвещение, 1968.
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад №35 комбинированного вида «Непоседы»
Буклет для родителей :
Особенности развития и воспитания
ребенка 4-5 лет.
Подготовила: воспитатель
Сажина Алина Сергеевна.
г. Новосибирск
2016 год.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни.
1. Отдавать предпочтение игровому построению всего образа жизни ребенка. В течение дня ребенку важно поучаствовать в различных играх — сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, познавательных и др.
2. Задача родителей — создать возможности для разнообразной игровой деятельности через соответствующую предметно-игровую среду дома: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества.
3. Совместные игры родителей с детьми – эффективная среда для развития детского творчества и установления доверительных отношений.
4. Все виды занятий дома должны проходить либо в форме игры, либо содержать игровые ситуации и действия.
! Именно в игре дети учатся контролю над собой и кооперативности — тем качествам, которые дают им возможность в будущем нормально адаптироваться к школьной жизни.
Пробуждение интереса к правилам поведения: многочисленные жалобы-заявления детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Родители иногда расценивают такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относятся.
Детям исполнилось четыре года. В их поведении и деятельности появляется ряд новых черт, отличающих средних дошкольников от малышей.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку.
Эмоционально окрашенная деятельность – это способ психологической разгрузки детей 4-5 лет, которых отличает довольно высокая возбудимость.
При перевозбуждении ребенка необходимо, учитывая слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
Активное стремление детей к общению со сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.
Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от взрослого дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила.
Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.
Предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение:
личный пример взрослого,
оценки в «аванс» — за предполагаемые будущие правильные действия ребенка.
Дети отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.
Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей, направляя ее на сочувствие сверстникам, элементарную помощь.
Ежедневно родителям важно находить время для доверительного общения с детьми, чтения им художественной литературы, рассказывания сказок, историй из личного опыта.
Внимательное отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей 4-5 лет.
Использовать это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Своим участием в играх родители помогают детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.
Дети активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.
Нередко средний дошкольник многократно обращается ко взрослым с одними и теми же вопросами, и от родителей требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы.
Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты.
Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие ребенка к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.
! Дети, не получающие от родителей ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
Развитие самостоятельности ребенка во всех сферах его жизни.
Следовать правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно.
Но при этом необходимо исходить из реального уровня умений ребенка. Так, если для одного ребенка будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для другого необходим показ или совместное действие с ребенком.
В этом проявляется одна из особенностей детей среднего дошкольного возраста. В течение пятого года жизни взрослые становятся свидетелями разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.
Используемая литература:
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: «Союз», 1997. – 354 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. – 431 с.
Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания / Е.А. Климов.- М.: 1986. – 172 с.
Матейчек
З.В. Родители и дети / З.В.
Матейчик
. - М.: Издательский центр «Академия», 1992. – 190 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. — М.:
Тривола
, 1995. – 310 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова
.
– М.:
Роспедагенство
, 1996 – 340 с.