КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

«Сильный ветерок».

Подготовила :

учитель-логопед Е.В. Павлова

Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми очень важна. Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логопедических занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. С помощью дыхательных упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. Дыхательные упражнения необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниям, они прекрасно дополняют любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивают ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляют защитные силы организма. Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему. Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым. Дыхательная гимнастика действует на мозг, как массаж на тело. Произнесение гласных, согласных звуков способствует улучшению деятельности различных органов: И-И-И – мозг, зрение, слух; Э-Э-Э – горло;

О-О-О – сердце; У-У-У – живот; А-А-А – руки и ноги; М-М-М; Ш-Ш-Ш организм в целом. Необходимость развития речевого дыхания у дошкольников связано с тем, что в речи ребенка появляются сложные конструкции предложений, при произнесении которых требуется более продолжительная воздушная струя. Основными задачами дыхательных упражнений в логопедической работе являются: * развитие глубокого вдоха и длительного, плавного выдоха; * выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи; * выработка у детей умения тонкого регулирования дыхания при произнесении 4-6 слогов, сложных слов; фразы. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха. При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении. Можно предложить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу, задуть мяч в ворота. Детей очень веселят мыльные пузыри – полезное занятие для развития правильного дыхания. Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков

Существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут. Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребеноку стает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.

Насосик Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдохи выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Семафор. Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Пузырики

Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза. Паровозик Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу». Вырасту большой Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Кораблики

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные«кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу». Снег и ветер Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики - «снег» и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола. Кто спрятался? На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края тонкую бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.