Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 п. Бреды»
Консультация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Подготовила:
музыкальный руководитель
Челяева М.В.
2024г
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. В ФГОС ДО на этом сделан особый акцент. Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, что закладывается в раннем детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.
В связи с этим перед педагогами ДОО встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения на ранней стадии его развития. На современном этапе для обеспечения качественного дошкольного образования значительное внимание уделяется художественно-эстетическому развитию ребёнка-дошкольника. При этом, чем раньше обеспечивается систематическое включение детей в творческую деятельность, тем быстрее ребенок осваивает навыки и умения, необходимые ему для творческого отображения реальной действительности.
Использование на занятиях и в совместной деятельности интерактивного оборудования дает возможность перейти к такому способу обучения дошкольников, где воспитанники выступают активными субъектами обучения.
Интерактивные задания, включаемые в образовательную деятельность, увеличивают эффективность освоения представляемого материала, повышают мотивацию детей к получению новых знаний, развивают познавательную активность и творческий потенциал.
Одним из основных средств интерактивного оборудования в нашем дошкольном учреждении является интерактивная доска.
Применение в работе с детьми интерактивной доски позволяет превратить процесс обучения в увлекательную игровую деятельность, в которой дошкольники становятся главными участниками. В этом случае при выполнении игровых заданий дети сначала взаимодействуют с педагогом, а затем уже самостоятельно выполняют упражнения с помощью педагога.
Представленный на интерактивной доске в игровых заданиях изучаемый материал вызывает неподдельный интерес детей, а дополнительное включение звуковых сигналов, музыки, мультипликационного содержания помогает дольше удерживать внимание дошкольников.
Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим.
Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала.
Рассмотрим несколько игр.
«Пауза», «Саночки», «Журавли», «Снежинки», «Овощная полька» и др.
Работа с детьми с нарушениями речи
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.
Китайская мудрость
В процессе практической педагогической деятельности учеными были выделены приоритетные направления в работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи: развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных и творческих способностей средствами логопедической ритмики.
В.А. Сухомлинский обратил внимание на факт, что обучение лишь тогда носит воспитывающий характер, когда уделяется внимание развитию творчества. Творчество активизирует процесс обучения. Развивающиеся при этом инициатива, самостоятельность и активность побуждают осваивать знания, умения, навыки; формируется способность к самообучению, саморазвитию.
Известно, что у значительной части детей, страдающих общим недоразвитием речи, имеются нарушения слухового восприятия и эмоционально-волевой сферы.
Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовывать и доставлять удовольствие, возбуждать эстетическую эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает.
Любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение — мимику, жест, внутреннее действие. Это обязательное двигательное окончание каждого эмоционального акта является психофизиологической константой. Данная закономерность названа К.С. Станиславским «методом физических действий» и использовалась актерами для того, чтобы посредством движений, физических действий вызвать к жизни подлинные эмоции, эмоциональные состояния.
Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем движений, по мнению К.С. Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо-ритм». Говоря о прямой связи ритма с чувством, он утверждал, что у каждой человеческой страсти, состояния, переживания свой «темпо-ритм». Мы также рассматриваем ритм не только как времяизмерительную категорию, но и эмоционально-выразительную, образно-поэтическую, художественную.
У взрослых людей путь от эмоции к движению лежит через опосредованное звено — центральную переработку. У детей этот путь прямой, следовательно, проблема коррекции эмоционально-волевой сферы может быть решена с помощью подбора соответствующей системы движений.
Однако нередко таким тяжелым нарушениям речи, как ОНР, сопутствует недоразвитие ритмического слуха, в результате чего дети не слышат элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что сказывается на качестве пения, разобщенности музыки и ритма движений, невозможности согласования собственных движений с музыкой. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, которые к тому же часто аритмичны.
Таким образом, формирование чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач.
Необходима регулярность и систематичность в работе над ритмом, которую рекомендуется проводить в несколько этапов. На начальных этапах работы преобладает моторная деятельность. Затем развивается способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и на речевом материале. Следующий этап — восприятие ритма в движении. И наконец, воспитывается способность к ретенции ритма — сохранению его в памяти, что вызывает известные трудности у детей с ОНР.
Художественно-образное восприятие носит эмоционально-насыщенный характер и тесно связано с речевым развитием дошкольника. Музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в эмоциональных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает хотя и искаженно, но музыкально правильно. Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует познавательную деятельность. В свою очередь, движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Контрастность и повторяемость в музыке вызывают аналогичные свойства у движения, а обогащенное музыкой движение становится своеобразным средством выражения художественных образов.
Таким образом, в ходе формирования музыкально- ритмических движений происходит эмоционально- эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений. Специальные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз благотворно влияют и на состояние речевой моторики.
К наиболее эффективным приемам работы по логопедической ритмике следует отнести начертание «ритмо-схем» — графических рисунков, где длительности выстраиваются в определенных комбинациях на одной строке и передаются детьми с помощью простукивания, прохлопывания метроритмических структур. Ритмо-схемы дают конкретное представление о том или ином метроритмическом узоре. Хлопки, отстукивание сопровождают мысленное произнесение текстов детьми и позволяют педагогу контролировать правильность воспроизведения ритмического рисунка.
Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально- речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической коррекции и стимулирования двигательной активности. Необходимо, особо отметить, значение музыки при использовании логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы. Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР мы рекомендуем использовать музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастику, игроритмику).
Рассмотрим несколько вариантов.
Игровой массаж «Идет по спинке холодок»
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Солнышко»
Вокальное
музицирование
«Как у деда
Ермолая
»
Игроритмика
«Ритмический паровозик»
Игрогимнастика
«Автобус»
Танцевальная ритмика «»
Музыкальная ритмика «Я ракета»