Коррекционная и здоровьесберегающая среда в логопедической работе с обучающимися с ОВЗ средствами ИКТ в МБОУ ТСОШ,ЯНАО
Современные образовательные и коррекционные программы предусматривают необходимость использования в практике учителя-логопеда ИКтехнологий. В логопункте школы п.Тазовский, ЯНАО имеется достаточный минимум программного обеспечения для коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ.
На коррекционных групповых и индивидуальных логопедических занятиях используются ИКТ (развивающие коррекционные, обучающие логопедические тренажёры-программы, тестовые программы по русскому языку). В направлении оздоровительно-коррекционной работы используется ИКТ «БОС» – для формирования диафрагмального дыхания, необходимого для психоречевого развития ребёнка. Для коррекции произносительной стороны речи, формирования навыка речевого дыхания детей классов с ЗПР в индивидуальном обучении используется индивидуальный речевой тренажёр «Дэльфа»:ЗВУК, СЛОГ,СЛОВО,ПРЕДЛОЖЕНИЕ,ТЕКСТ. В данной ИКТ программе подбираются занятия с учётом возрастных и речевых возможностей обучающихся. ИКТ «БОС- тренажёр. БОС – эмуляция даёт возможность корректировать лексические пробелы в грамматической структуре речи детей с ОВЗ. Отрабатываются Лексические темы: «Времена года, Транспорт, Животные, Фрукты и овощи, Здания и постройки, Рыбы, Космос и другие лексические тематические разделы. Используется ИКпрограмма БОС «Окружающий мир», БОС «Здоровая Азбука», БОС «Алфавит Здоровья» для расширения словарного лексического запаса и формирования связной речи обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Данные программы способствуют не только речевому развитию обучающихся, но так же позволяют проводить работу по оздоровлению обучающихся методом дыхательной гимнастики. Таким образом на занятии создаются условия для замещения традиционной физминутки современной оздоровительной дыхательной гимнастикой. Обучающиеся с ОВЗ проходят полный курс занятий по развитию диафрагмального дыхания в режиме эмуляции и на тренажёре. На выходе отмечена положительная динамика.
Особенно хочется отметить использование развивающего материала для активизации познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ.
К таким программам относится курс «Учимся и оздоравливаемся. БОС». Детям предлагается в интересной познавательной форме отработать и закрепить такие понятия как «Один-много», «Цвет», «Радуга», «Форма», «Пространство», «Размер»; обучающиеся не только корректируют лексико-грамматические ошибки, но учатся правильно выбирать лексическое обозначение предмета, лексические определения.
Применяются в системе на коррекционных групповых и индивидуальных логопедических занятиях (развивающие коррекционные логопедические программы, тестовые программы по русскому языку); развивающие игры, дидактические игры на электронных носителях.
Для коррекции письма используется компьютерный тестовый тренажёр «Школьный наставник по русскому языку во 2 классе», «Школьный наставник по русскому языку в 4 классе». Проводится коррекция слуха и речи на тренажёре «ИНТОН». Проводились индивидуальные компьютерные занятия по формированию зрительно-пространственного восприятия на основе СИРС с обучающимися АООП НОО вариант 7.2.
Использование на индивидуальных и групповых занятиях мультимедийных приложений БОС: «Тестирование скорости и техники чтения», «Литературное чтение» позволяет значительно улучшить качественные показатели чтения обучающихся.
Развитие познавательной активности является сформированной системой в структуре каждого коррекционного логопедического занятия. Использование программного комплекса БОС технологии на групповых коррекционных занятиях в качестве динамической паузы, позволило усвоить словарь по лексическим темам, расширить запас знаний и представлений обучающихся, снять психоэмоциональное напряжение, закрепить навык правильного речевого дыхания.
С целью формирования аналитичности восприятия обучающихся с ОВЗ со снижением познавательной деятельности в данном направлении на подгрупповых занятиях проводятся «Уроки развития» по методике Лайло В.В. В результате отмечена положительная динамика в преодолении оптической дисграфии, развития слухового и зрительного восприятия, формирования фонетического, традиционного принципов письма. Динамика прослеживается в снижении и отсутствии специфических ошибок на письме , что отслеживается в Таблице учёта специфических ошибок.
В коррекционной работе активно используется фонетическая ритмика, элементы логоритмики, «эмоциональные этюды», двигательные и мимические упражнения для развития эмоциональной сферы. Для создания здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях с обучающимися с ОВЗ продолжено проведение игровых двигательных и логопедических стихотворных игр-упражнений (практический материал Алябьевой Е.А., Дереклеевой Н.И.).
В работе над формированием предложно-пространственных представлений используется авторская методика с опорой на кинетические ощущения рук, имеющихся пространственных представлений обучающихся. На выходе отмечается «значительное улучшение», «чистая речь».
Учитель-логопед высшей категории Мусина Наталья Викторовна