Коррекция осанки у детей младшего школьного возраста Стогова Наталья Сергеевна Магистрант Stogova16@mail.ru Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы Аннотация. Сутулость, неправильная осанка, искривление позвоночника – для сегодняшних школьников это не редкость, а почти правило. Большинство родителей сталкиваются с подобными проблемами уже в начальных классах. Что не удивительно: наши дети много времени проводят, сидя днем за партой, а вернувшись из школы, вновь усаживаются – выполнять домашние задания, играть за компьютером, смотреть телевизор. Ключевые слова: Сутулость, лечебная физическая культура, осанка, формирование, коррекция, корсет, массаж. Posture correction in primary school children Natalia Sergeevna Stogova Undergraduate Stogova16@mail.ru Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla Abstract. Slouching, improper posture, curvature of the spine - for today's schoolchildren this is not uncommon, but almost a rule. Most parents face similar problems already in primary school. Which is not surprising: our children spend a lot of time sitting at their desk during the day, and returning from school, they sit down again - to do homework, play at the computer, watch TV. Keywords: Slouching, therapeutic physical culture, posture, formation, correction, corset, massage. В первый год жизни ребенка родители обычно очень беспокоятся и готовы хоть каждый день заниматься его здоровьем – консультироваться с врачами, выполнять различные комплексы упражнений, массаж. А потом решают, что раз все в порядке, то так оно будет и дальше. И в этом таится большая опасность. Осмотры у ортопеда должны проводиться на регулярной основе, раз в год, даже при отсутствии жалоб, потому что родители могут заметить признаки искривления гораздо позже, чем специалист. Прогрессирование каких-либо проблем со спиной можно ожидать в период активного роста, то есть в дошкольном и младшем школьном возрасте, а затем в пубертатном периоде. Период наиболее активного формирования осанки идет до 7-8 лет, однако окончательно она формируется к 17-20 годам. Поэтому у младших школьников чаще всего речь идет не об искривлении позвоночника как такового, называемом сколиоз, а о так называемой сколиотической осанке, когда костные структуры еще не задеты, нет патологической перестройки самих позвонков, нарушение существует на уровне мышечного корсета. Однако поставить точный диагноз и дать адекватные рекомендации может только врач-ортопед. Правильная осанка важна не только с точки зрения эстетики. Оптимальный баланс всех сегментов тела, который она обеспечивает, предохраняет опорно-двигательный аппарат человека от перегрузок и травм. Нарушение этого баланса отрицательно влияет на работу внутренних органов. Мышечный дисбаланс, возникающий в результате привычки неправильно сидеть, может вызывать у ребенка рефлекторные боли в спине. Если неправильное статическое положение фиксируется, это может плохо сказываться на зрении. Кроме того, неправильное положение любого сустава в нашем организме неотвратимо приводит к перераспределению давления. В результате уже в молодом возрасте у человека могут появляться такие заболевания суставов, как артрозы, остеохондроз. Как избежать нарушений осанки Наиболее часто нарушение осанки вырастает из обычной привычки неправильно сидеть. Обратите внимание, как сидит ваш ребенок, когда делает уроки, за обедом, во время просмотра телевизора. Не стоит рассчитывать на то, что если от рождения ему досталась красивая прямая спинка, природа возьмет свое. Дело в том, что сгибательный тонус мышц у человека преобладает над разгибательным, и большинство детей, усаживаясь с комфортом, выбирают позу, далекую от идеальной для формирования красивой осанки. Память мышц формируется довольно быстро, и вот уже ваше чадо не только сидит, но и стоит, и ходит, опустив одно плечо выше другого или ссутулив спину, расслабляя одни мышцы и перенапрягая другие. Со временем мышцы привыкают к этому положению и нарушение осанки фиксируется. В худшем случае может начаться костная деформация, остановить и исправить которую будет намного сложнее и болезненнее. Поэтому очень важно сформировать привычку правильно сидеть. Наивно полагать, что ребенок сможет контролировать себя сам – в этом возрасте вся ответственность ложится на родителей и их задача – минимизировать предпосылки к возникновению нарушений. Если осанка маленького школьника вызывает у вас тревогу, обратите на это внимание школьного учителя – в его обязанности входит следить за осанкой учеников во время уроков. Рабочее место для правильной осанки Столешница рабочего места ребенка в идеале имеет уклон около 15 градусов. Когда ребенок сидит за рабочим столом, его тазобедренные, коленные и (это важно!) голеностопные суставы должны находиться под углом 90 градусов. То есть ноги упираются в пол, а соотношение высоты стола и стула таковы, чтобы в спокойном положении сидя ребенок мог, не сгибаясь положить руку (от локтя до кисти) на стол. Оптимальная глубина сиденья составляет 2/3-3/4 длины бедра ребенка. Спинка стула должна позволять ребенку опереться на нее спиной, а между грудиной и кромкой стола помещается ладошка. Ортопеды крайне не рекомендуют школьникам покупать стулья на колесиках, так как отсутствие твердой опоры в пол не позволяет принять правильное положение. При правильно оборудованном рабочем месте снижается и правильно распределяется нагрузка на мышцы шеи и спины, что позволяет удерживать ровную осанку. Другая причина, по которой нарушается осанка у детей, - недостаточно тренированный мышечный корсет. Даже если ваш дошколенок много гуляет, бегает и прыгает, как правило, не все мышцы, ответственные за правильную осанку, оказываются нагружены в достаточной степени. А уж когда ребенок отправляется учиться, время, уделяемое физическим упражнением, и вовсе сокращается. Для адекватной нагрузки малыш должен находиться в движении от 4 до 6 часов в день! Именно поэтому по всем нормативам школьные перемены должны быть активными. Но во-первых, далеко не в каждой школе удается соблюдать данное условие, а во-вторых, даже в этом случае нагрузка оказывается как правило недостаточной. И единственный выход – занятия спортом. Есть виды спорта, которые дают нагрузку только на определенные группы мышц. Например, в теннисе или бадминтоне, как правило, одна сторона тела задействована значительно сильнее, чем другая. В этом случае обязательно разбавлять занятия плаванием, гимнастикой, чем-то, что компенсирует этот перекос. Не хотите отдавать предпочтение какому-то конкретному виду спорта? Отправляйтесь на детский фитнес! Это важно и психологически, потому что помогает ребенку сформировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Согласитесь, в 15 лет, когда вопрос осанки станет важен уже для самого подростка, когда появятся первые боли в спине, начинать физическую активность сложнее, да и эффект будет далеко не так очевиден. В домашних условиях хорошо приобрести специальный гимнастический надувной шар – пусть ребенок сидит на нем, например, когда смотрит мультики. Это способствует выработке правильной осанки за счет необходимости балансировать, удерживать равновесие. Есть, конечно, и ?бабушкины? способы – например, можно ходить по дому с книгой на голове. Метод сам по себе вполне действенный, но опыт показывает, что обычно энтузиазма родителей хватает максимум на несколько дней, а в данном случае, подчеркну еще раз, важна регулярность занятий. Существует очень давний миф о том, что для спины полезно висеть на перекладине. Очень вредный миф. Пассивные висы только усугубляют деформации, приводят к слабости связочного аппарата и чреваты его дестабилизацией. Статические нарушения осанки есть у каждого третьего ребенка в возрасте 6-7 лет. У старших школьников эта цифра стремится уже к 50%. При этом врожденные нарушения осанки составляют лишь 5-10% от существующих деформаций. Если осанка нарушена, в первую очередь назначают лечебную физкультуру, плавание. Ничего более действенного и дающего реальный результат, до сих пор не придумано. Если у ребенка есть слабость спинных мышц или уже обнаружена сколиотическая осанка, лечебная физкультура становится жизненно необходимой. Именно она позволяет задействовать все мышцы, ответственные за состояние спины ребенка, с ее помощью происходит обучение ребенка правильному положению своего тела в пространстве, формируется стереотип правильной осанки. Причем эти занятия должны быть не от случая к случаю, не от курса к курсу, а носить регулярный систематический характер. То есть во время прохождения курса ваша задача – записать или запомнить упражнения и затем найти силы и время, чтобы простимулировать ребенка к ежедневным занятиям. Массаж, физиопроцедуры, остеопатия, мануальная терапия - также активно используются для устранения нарушений осанки. Задача этих процедур – устранить текущий мышечный дисбаланс. Однако это не ?волшебная таблетка?, дающая результат раз и навсегда. Если дальше не заняться формированием мышечного каркаса, все проблемы вернутся и будут прогрессировать. Особо хочется сказать о различных корсетах, помогающих поддерживать правильную осанку. Если только это не было назначением врача, не надо надевать их на ребенка. Вы, конечно, будете видеть его прямую спину. Однако держаться она будет за счет внешних приспособлений. А значит, мышечный каркас останется вялым, и как только корсет будет снят, все вернется на круги своя. В детском возрасте, в большинстве случаев, справиться с нарушениями осанки можно, но, конечно, это требует определенных усилий и терпения от родителей. Список литературы 1. Аболишин, А.Г. Физическая реабилитация детей среднего школьного возраста с нарушением осанки : дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / А.Г. Аболишин. - Малаховка, 2015. - 136 с.2. Аветисян, JI.P. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Аветисян, С.Г. Качарова // Гигиена и санитария. 2017. - № 2. - С. 48-49.3. Агаджанян, H.A. Резервы нашего организма / H.A. Агаджанян, А.Ю. Катков. М. : Знание, 2016.- 197 с.4. Аганянц, Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей : учебное пособие / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, Е.В. Демидова. Краснодар, 2013. - 71 с.5. Аксенова, Н.Т. Дифференцированная методика лечебной физкультуры при кифотической деформации позвоночника, частично фиксированной формы у детей : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / М.Н Алиев. -Малаховка, 2014. 25 с.
Коррекция осанки у детей младшего школьного возраста