ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТАНЦА НА ФИТБОЛ-МЯЧАХ - КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оксана Владимировна Коваленко инструктор по физической культуре МБДОУ №20 «Росинка» г. Иркутск (высшая квалификационная категория)

Введение:

Ухудшение состояния здоровья детей, увеличение роста нарушений опорно-двигательного аппарата на 40–45%, вынуждает педагогов искать новые эффективные технологии в работе с дошкольниками. Одной из них, на наш взгляд является фитбол-ритмика, как эффективное средство многофункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни. Оно является наиболее доступным, эффективным и эмоциональным. Доступность - основывается на простых движениях. Эффективность – в его разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, но и образными упражнениями и сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников склонных к подражанию действий человека и животных.

Основная часть:

Фитбол является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

Мячи уникальны по своему воздействию на организм дошкольника и вызывают особый интерес. Мяч имеет определенные свойства. Это и размер, и цвет, и его особая упругость.

Конечно приступать к внедрению этой технологии нужно после тщательного изучения педагогом данного направления, приобретения правильного оборудования с учётом всех показателей. На первом занятии придётся отвести время для подбора мячей. Каждый ребёнок запоминает свой мяч по картинке, размеру и цвету. Гиперактивным детям подбираем мячи более спокойных тонов, медлительным же напротив т.к. у ребёнка идёт тесное взаимодействие с мячом из-за большой площади соприкосновения.

Сегодня мы хотим представить вам подвижные игр на мячах с элементами танца, которые входят в авторский сборник «Песенка + танец + игра». Их новизна заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей. Это вид гимнастики, где в выполнении физических упражнений включается совместно двигательный, слуховой, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболе. Во время ритмических играх на мячах решаются сразу несколько задач: развитие двигательных, музыкально-ритмических, творческих способностей, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, повышение физической подготовленности, укрепление здоровья и др.

Предлагаемые нами танцевально- подвижные игры, используем в образовательной области «Физическое развитие» и они интегрированы с содержанием таких образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Целью данных игр является физическое развитие ребёнка дошкольного возраста средствами фитбол-гимнастики под музыку.

Занятия с детьми базируются на основных принципах дошкольной педагогики, но в силу того, что имеют свои узко-специфические особенности, используются и дополнительные принципы для детей.

принцип игровой и эмоциональной направленности

принцип инициативности и творчества (креативности) 

принцип самореализации через двигательную деятельность

Согласно годовому плану занятия на футбол мячах планируются два раза в год, что не даёт эффекта систематичности, а работа по реализации цикла танцевальных игр на фитболах мы проводим в течении всего года. Они могут являются частью любого занятия по выбору педагога. Благодаря этому дети не забывают упражнения с использованием мячей, повышается моторная плотность занятий, закрепляется положительное влияние данных упражнений на организм дошкольников и сохраняется в течении всего периода занятий.

В каждой игре в основе звучит детская песенка, схожая по содержанию с игрой во время проигрывания дети выполняют танцевальные движения. Игровое действие выполняется в конце танца, во время куплета или припева или паузы, созданной педагогом. В играх присутствует элемент занимательности, а нередко и соревнования. Инсценированные песен является прекрасным способом передачи в движениях последовательности действий, изложенных в содержании.

Занятия с детьми должны быть интересными, побуждать к активной деятельности, содержать игровые и соревновательные моменты. Это облегчает процесс запоминания, придает тренировочному процессу привлекательную форму, повышает эмоциональный фон, вызывая положительные эмоции.

Для успешного овладения разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, составляющих игровой музыкальный танец, мы предлагаем построение процесса обучения поделить на три этапа.

На начальном этапе создаем предварительное представление об упражнении (рассказ, показ, апробирование). Ключевым методом на данном этапе является: словесное объяснение и демонстрация упражнения инструктором или ребенком. Показ упражнения выполняется в зеркальном изображении, должен быть ярким, выразительным и понятным. На данном этапе задания на фитболах дают в комбинации с классической ритмикой. В тренировку включают 3-5 упражнений с использованием мячей. Поначалу дети нуждаются в подстраховке, поскольку у них не всегда получается удержаться на мяче.

Правильный показ создаёт образ-модель будущего движения. Детям так же объясняется техника исполнения, и в зависимости от пробного исполнения ребёнком движения планируем дальнейший путь обучения.

При обучении несложным упражнениям (например, основным движениям руками ногами головой, туловищем.) В основном используется целостный метод обучения. Выполнение упражнений осуществляется без музыки в медленном темпе на счёт. Можно использовать ориентиры, ограничители, подбирают подводящие и подготовительные упражнения.

Если упражнение сложное его можно разделить на составные части, и в обучении применять расчленённый метод. Сначала изучить движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе.

Этап углубленного разучивания характеризуется совершенствованием техники исполнения. На этом этапе ведётся работа по выявлению и устранению ошибок. Акцент делается на правильности выполнения заданий, физиологичной посадке на мяче, удержании равновесия. Элементы гимнастики выполняются сидя или лежа на фитболе. Особое внимание уделяют упражнениям на расслабление. При удачном выполнении важно повторить упражнение несколько раз.

Для повышения активности детей применяем соревновательный метод с установкой на лучшее техническое исполнение. Например, одна шеренга выполняет упражнение перед другой. Другим методом запоминания является «идеомоторная тренировка». Дети создают представления упражнения сначала под музыку, а потом без неё.

На следующем этапе основной задачей считаем наращивание темпа, чтобы все дети научились выполнять упражнения синхронно. После того, как базовая программа усвоена, можно совершенствовать технику выполнения гимнастических элементов и постепенно их усложнять.

Игры разнообразны по своей тематике, нагрузке, темпу. Есть игры с ускорением, где серия упражнений повторяется на каждом этапе всё быстрее, проигрывает тот кто забыл или не успел выполнить задание в соответствии с текстом.

Народные игры. Их используем на праздниках и тематических развлечениях.

Очень любимы детьми игры салки или догонялки. Здесь следует обратить большее внимание техники безопасности. Правильной посадке на мяче во время быстрого движения, соблюдения дистанции.

Заключение:

Анализируя результаты медико-педагогического контроля физкультурных занятий с использованием данной методики, мы сделали выводы, что они, по плотности превосходили занятия обычного типа, частота сердечных сокращений у детей на пике нагрузки выше.

Благодаря яркому музыкальному сопровождению увеличивается эмоциональность, образность мышления, развиваются психомоторные качества дошкольников, о чем свидетельствуют результаты итоговой диагностики (автор А.И. Буренина).

Предлагаемое пособие мы адресуем руководителям по физическому воспитанию, музыкальным руководителям, воспитателям детских садов и родителям.

Пособие включает игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Каждая игра имеет цель, рекомендуемое музыкальное сопровождение и инструкцию по выполнению движений.

Таким образом, многолетний опыт нашей работы выявил положительное влияние разработанной методики на формирование правильной осанки у дошкольников. Доказано, что направленное воздействие методики с использованием средств хореографии и танца на детей дошкольного возраста стимулирует рост показателей физических качеств, способствует улучшению здоровья и формированию правильной осанки, оказывает позитивное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Список использованной литературы:

1 Асачева Л.Ф. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста / Л.Ф. Асачева, О.В. Горбунова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 112 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин . – М.: Физкультура и спорт, 2013. 128 с.

3. .Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 218 с.

4. Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения / Г.П. Болонов. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. 156 с.

5. Бычкова С.С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / С.С. Бычкова. – М.: АРКТИ, 2015. 156 с.

6.Веселовская С.В. Фитбол-тренинг / С.В. Веселовская, О.Ю. Сверчкова, Т.В. Левчинкова. – М.: ННОУ Центр «Фитбол», 2013. 96 с.