Краткий обзор характеристик психологической готовности ребенка к школе. Алгоритм оценки эмоционального состояния.
1. Чем характерен возрастной период 6-7 лет. Кризис 7 лет.
Семь лет называют «кризисом воли». Этот период характеризуется приобретением навыка произвольного поведения. Это означает, что ребенок может в большей степени регулировать свое поведение. Учитывать цели, настроение других людей и считаться с этими условиями.
2. Позитивные новообразования этого периода.
Возникает интерес к на
укам, к жизни в других странах,
происхождению планет и т.д. Ребенок стремится найти свое место в мире.
Расширяется сфера контактов (воспитател
ь
, тренер в секциях, приятели, родители
других детей
). Вхождение в новую
социальную среду
требует нового характера отношений.
В
озникает необходимость подчиняться правилам. Уметь вести себя с продавцом, врачом, воспитателем
,
вступать в контакты с разными взрослыми.
В этих контактах ребенок должен действовать не под влиянием сиюминутных побуждений и импульсов, а с учетом правил, целей других людей. Знакомиться с правилами помогают игры
.
Впервые ребенок определяет такую категорию
как статус человека
,
профессия
,
начинает думать о своем будущем.
Одобрение и признание со стороны общности становится значимым
,
и явля
е
тся показателям
того
насколько успешно происходит процесс вхождения в нее.
Для успешного вхождения в среду
ребенок должен следовать правилам.
Если эти навыки освоены, то кризис пройден и человек двигается дальше в своем развитии.
3. Психологические компоненты готовность к школе.
- личностная или (мотивационная) готовность
- волевая готовность
-интеллектуальная готовность
-социальная готовность
Личностная или (мотивационная) готовность - это стремление к новой роли школьника. Это выражается к отношению ребенка к школе, учебной деятельности. Ученик - это более взрослая роль в жизни. Этому способствует: любознательность, интерес, стремление узнать что-то новое, попробовать себя в каком-то новом занятии. Поддерживайте эти качества в ребенке!
Волевая готовность к школе - это возможность выбирать ту форму поведения, реакции, которая приемлема в данных условиях. Хочу играть, но должен выполнять задание. Хочу встать и уйти из класса, а обязан находиться на уроке. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Как развить этот навык?
Развивающие упражнение: складывание кубиков с фрагментами рисунка по образцам рисунков, выкладывание по образцу мозаики, собирание конструкторов по заданным картинкам, срисовывание, игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу. Когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей.
Интеллектуальная готовность - интерес к познанию. Стремление узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу. Интеллектуальная готовность предполагает определённый уровень развития познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, наличие запаса знаний об окружающем мире, умений и навыков).
Первый важный навык - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные. Второй этап невозможен без умения обобщать. Это значит, что сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т.д. - это все транспорт, или средства передвижения. Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств (какой предмет) различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т.д. Способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных важный навык для предстоящего обучения в школе.
Социальная готовность к школе. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступить в контакт, уметь находить выход из проблемных ситуаций, признавать авторитет взрослых и т.д.).
Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?
В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.
Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.
Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.
Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.
Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду. Психологическая готовность к школе включает:
Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».
Поэтому важно:
-создать позитивную установку;
-обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни;
-необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель;
-старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте с ним, например, во время приготовления ужина на кухне, по дороге в ДОУ, в машине, автобусе;
-самое главное, что может дать семья младшему школьнику - научить его воздерживаться от развлечений в урочное время, прочувствовать, что значит «делу время - потехе час», брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Эмоции относятся к очень древним регуляторам поведения живого организма в его взаимодействии с внешним миром. Это сигнальная система, дающая знать всему организму о том, что происходит или с ним, или с окружающей средой, и мобилизующая его на действие. В эволюционном развитии эмоции гарантировали выживание человеку. Поэтому все эмоции нужны и все эмоции важны. Эмоции работают БЫСТРЕЕ, чем сознательное мышление человека. При этом эмоциональные и мыслительные процессы представляют собой единое целое. Одно от другого отделить невозможно. Это связано с обработкой информации.
Для чего человеку эмоции?
А) Оценка и прогноз на будущее. Например, страх мы испытываем, когда наш мозг, считав всю возможную информацию во внешней среде, выдает вывод: «опасность»!
Б) Мотивация и мобилизация энергии. Эмоции нас мотивируют на совершение тех или иных действий. Если мы полностью отключим эмоциональную жизнь человека, то он просто ляжет и будет смотреть в потолок – мобилизации энергии нет.
В) Маркировка потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями. Третья их функция (связанная с двумя первыми) – это обеспечение человека энергией для удовлетворения той или иной потребности и оценка того, как это удовлетворение происходит.
Стремление стать «рациональной машиной» или игнорировать эмоции, это попытка игнорировать древний механизм саморегуляции.
Как пользоваться эмоциями.
Ответьте себе на вопросы: каково ваше эмоциональное состояние? О чем сообщает мне моя эмоция. К кому или на что она направлена? Чего я хочу? Выберите способ удовлетворения потребности, связанной с эмоциональным состоянием.
Список рекомендованной литературы:
Филоненко «Воспитание ребенка от 3 до 6 лет. Перезагрузка продолжается»
Л.
Петрановская
«Если с ребенком трудно»
Ю.Б.
Гиппенрейтер
«Общаться с ребенком
Как
?»
Н.Ю. Дмитриева «Детская
психосоматика
. Почему болеют наши дети?»