Краткосрочный логопедический проект

по созданию здоровьесберегающей среды на базе ДОУ для детей с тяжелыми нарушений речи

Составитель:

Учитель - логопед

Тарасова Марина Валерьевна

Тюмень 2023г

Содержание

Введение………………………………………………………………………..... 2

1. Теоретическое обоснование проблемы использования здоровьесберегающей среды в работе учителя-логопеда ДОУ…..…………..5

2. Использование традиционной и современной здоровьесберегающей среды в работе учителя-логопеда ДОУ………………………………………...8

3.Заключение……………………………………………………………...…… 17

Список литературы……………………………………………………………..18

Паспорт проекта

Вид проекта: краткосрочный.

Тип: коррекционный, информационный.

Сроки реализации: один месяц (с 18 сентября по 13 октября 2023 г.)

Руководитель проекта: учитель – логопед Тарасова М.В.

Участники проекта: дети 4-7 лет, посещающие логопедические занятия в условиях логогруппы ДОУ общеразвивающего вида и их родители. Цель проекта: коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в процессе логопедической работы с использованием здоровьесберегающей среды.

Задачи проекта:

-формировать практические умения и навыки правильной речи у детей с ТНР (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).

-использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии в логопедической работе;

-создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;

-побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;

-вовлечь родителей в коррекционно - педагогический процесс;

-вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.

Актуальность проекта

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи и учителям - логопедам, работающим в дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающей среды. Одной из форм такой работы является проектная деятельность, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди детей и родителей.

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР в условиях логогруппы:

- развивать высшие психические функции;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать общую и тонкую моторику пальцев рук;

- развивать творческие способности;

- развивать координацию речи с движением.

Этапы реализации проекта:

Предварительный: изучение методической литературы, подбор материалов и разработка плана проведения проектной недели .

Организационный: консультирование родителей, объявление о проекте.

Основной: проведение подгрупповых и индивидуальных занятий по плану, взаимодействие с родителями, с воспитателями.

Итоговый: отчет на педсовете.

1. Теоретическое обоснование проблемы использования здоровьесберегающей среды в работе учителя-логопеда ДОУ

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются

уже в дошкольном возрасте. Если мы научим детей с самого раннего

возраста ценить, беречь и укреплять своѐ здоровье, будем личным примером

демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее

поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и

личностно, интеллектуально, духовно.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем

организма человека, основу которого составляет биологическая программа

индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем

организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу

которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от

наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е.

экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от

самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые

50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят

от слаженной работы педагогов, медицинских работников и родителей.

К сожалению, в ДОУ с каждым годом растет количество детей с

ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения

центральной нервной системы различной степени, отклонения в

психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и

дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические

заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную

деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической

деятельности.

Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ТНР

является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепляется здоровье ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды детской деятельности.

Здоровьесберегающая среда — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения

и развития.

Они представляют собой целостную систему воспитательно -оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,

которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и ребенка,

ребѐнка и педагога, ребѐнка и родителей, ребѐнка и медицинских работников.

Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

1. Медико-профилактические:

• организация мониторинга здоровья дошкольников;

• разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

• организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

• закаливание;

• организация профилактических мероприятий в детском саду;

• организация контроля и помощь в обеспечение требований СанПиН.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии:

• развитие физических качеств, двигательной активности;

• становление физической культуры дошкольников;

• дыхательная гимнастика;

• массаж и самомассаж;

• профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;

• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно – развивающей работы:

1. приобщение детей к физической культуре;

2. использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности,

необходим комплекс эффективных лечебно – профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:

1. Здоровье физическое:

- это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

2. Здоровье психическое:

- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

3. Здоровье социальное – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

4. Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно–информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Формы занятий:

• с использованием профилактических методик;

• с применением функциональной музыки;

• с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

• через оздоровительные мероприятия;

• создания здоровьесберегающей среды.

Средства здоровьесберегающих технологий:

Средства двигательной направленности:

• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);

• физические упражнения;

• физкультминутки, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

Оздоровительные силы природы

(солнечные и воздушные ванны, водные процедуры,

фитотерапия

, ингаляция).

Гигиенические факторы

(выполнение санитарно – гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня и т.д.).

Методы здоровьесберегающих технологий:

фронтальный,

групповой,

практический метод,

познавательная игра,

игровой метод,

соревновательный метод,

метод индивидуальных занятий.

2. Использование традиционной и современной здоровьесберегающей среды в работе учителя-логопеда ДОУ.

В процессе воспитательно-образовательной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Совокупность методов и приемов в развивающей работе педагога затрагивает формирование представлений об окружающем мире, социальных явлений и навыков поведения, основы личностной культуры, определенных психических процессов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно разделить на три подгруппы:

● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующуюпредотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно - игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь.

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Коррекционные технологии

Мышечная релаксация.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация.

Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

Дыхательная гимнастика.

Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз. Артикуляционная гимнастика.

Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Упражнения на формирование движений пальцев рук.

С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

- пальчиковые игры со скороговорками;

- пальчиковые игры со стихами;

- пальчиковая гимнастика;

- пальчиковый алфавит;

- пальчиковый театр;

Для развития зрительно-тактильной координации применяется тренажер пальцевых прописей.

Физкультурные минутки.

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.

Виды физминуток:

Оздоровительно - гигиенические физкультминутки. Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

Танцевальные физкультминутки. Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Физкультурно-спортивные физкультминутки. Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Подражательные физкультминутки. Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки, как предметов, так и животных, птиц и т.д. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

Двигательно-речевые физкультминутки. Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Гимнастики для глаз.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Движение наглядно-дидактического материала (использование подвижных “мобилей”) позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем, формирует направленное сенсомоторное поведение и речевую активность. Например:

Схема зрительно-двигательных траекторий (“Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики”) позволяет также снять напряжение и расслабить мышцы глаз.

Упражнения на развитие мышления, памяти, внимания.

Учитель-логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания.

Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние, как на формирование личности ребенка, так и на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических

особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мимическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Игровая гимнастика (Логоритмика)

Используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики.

В занятия по логоритмике могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того, в системе занятий могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.

Кинезиологическая гимнастика – развитие умственных способностей

через двигательные упражнения. Применение кинезиологических

упражнений способствует активизации мыслительной деятельности:

позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь,

пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить

утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.

Проводится во время логопедических занятий и в процессе непосредственно-

образовательной деятельности. Она активирует межполушарное

взаимодействие, различные отделы коры головного мозга. Под влиянием

кинезиологических тренировок в организме происходят положительные

структурные изменения.

Фонетическая ритмикаэто система специальных упражнений,

сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала

(звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног,

головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогают сформировать

фонетически правильную речь, т.к. происходит соединение

речедвигательного и слухового анализаторов, формирование естественной

речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

Сохранению здоровья способствует применение игровой системы.

Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Театрально-игровая деятельность:

игры-драматизации;

сказкотерапия;

сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка;

куклотерапия.

Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

1. развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;

2. развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза моих воспитанников, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем, с удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки. Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.

В 1997 году в Санкт-Петербурге был создан институт сказкотерапии, где доктором психологических наук Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой разработано практическое руководство по креативной терапии, изданы авторские программы.

Сопряженная гимнастика способствует не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

Дидактические игры

Обучающие задачи в этих играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорного развития ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря), описание предметов, составление загадок.

В последнее время поиски ученых идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. Авторы называют эти игры развивающими.

Дидактические игры используются логопедами для решения задач:

исследовании словаря и словообразовательных процессов;

исследовании грамматического строя речи;

исследовании связной речи (картинки с фабульным развитием;

исследовании звукопроизношения;

исследовании понимания логико-грамматических отношений

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизируют знания, развивает мыслительные процессы. Настольно-печатные игры очень распространены и устроены по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображение предметов, сюжетов которые делятся на части.

Эти игры способствуют развитию речи, логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить.

Особое место занимают сюжетно-дидактические игры-инсценировки:

– дети выполняют определенные роли в играх типа «Магазин», «Пекарня», «Ателье»;

– игры-инсценировки помогают «разговорить» ребенка при обследовании, при постановке звуков, если ребенок стеснителен, то в бытовых ситуациях ребенок незаметно для себя ответит на вопросы логопеда и отработает звуки.

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля, организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками).

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация);

совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи);

воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Словесные игры: отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Интересны игры ещё и тем, что дети решают игровую задачу (узнают время года, признаки и т.п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И. Никитина, Д. Родари). Учат детей слушать, воспитывает эстетические переживания, развивает образное мышление.

Песочная терапия.

С помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться. Почему именно песок? Потому что игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Игры в песке развивают фантазию малыша. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений он переносит в реальность.

Основные принципы игры на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя творческую активность. Для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка, исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазию и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и т. д.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Инновационные компьютерные технологии.

Широко применяются в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства

обучения. Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, способен быстро реализовывать задачи, на которые в традиционных подходах уходили годы. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. В перспективе предполагается использование компьютерной программы «Игры для Тигры» и программы «Учимся говорить правильно». Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Упражнения, представленные в программе, построены таким образом, что через игру ребенок учится, и каждое задание помогает ему преодолевать речевые нарушения. Все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Она построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

Выводы:

Таким образом, в настоящее время разработано большое количество здоровьесберегающих технологий. При этом нельзя забывать, что каждая из используемых технологий должна иметь оздоровительную направленность, а здоровьесберегающая деятельность в итоге должна формировать у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Применение в работе учителя-логопеда ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность коррекционной логопедической работы, сделает ее боле успешной и продуктивной; сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

На основании анализа теоретической и методической литературы, были выбраны традиционные и современные методы и приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающей среды в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

В течение недели дети занимались по общеобразовательной программе детского сада – Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и по «Программе ДОУ компенсирующего вида

для детей с нарушениями речи» авторы Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова А.В. Работа по развитию просодики, моторики и фонетики с использованием здоровьесберегающих технологий проводилась в ходе фронтальной непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе. Применялись дидактические игры и упражнения в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, даны рекомендации и домашние задания родителям по развитию просодической стороны речи, моторики и фонетической стороны речи.

Вывод: В результате проведения логопедического проекта у всех детей наблюдалась положительная динамика в развитии моторики, просодики и фонетической стороны речи. Таким образом, применение здоровьесберегающей среды является эффективным.

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогли более эффективно преодолеть речевые нарушения, улучшилось соматическое состояние детей. Дети стали более активными, общительными, эмоциональными, с удовольствием участвуют в мероприятиях ДОУ.

Заключение

Анализ литературных источников показал, что внедрение здоровьесберегающей среды в коррекционный логопедический процесс идет полным ходом, это работы Волошиной Л., Лопухиной И.С., Терновской С.А., Тепляковой Л.А.

На основе анализа литературных данных была разработана и апробирована система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающей среды в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Благодаря инновационным здоровьесберегающим технологиям, мы решили такие задачи как развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; нормализация просодической стороны речи; восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование правильного и четкого произношения всех звуков, что способствовало повышению уровня развития речи детей. У детей повысился интерес к процессу обучения, появились навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Реализация логопедического проекта позволила своевременно скорректировать имеющиеся нарушения речи у детей и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

Таким образом, считаю, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана. Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. В дальнейшем целесообразно использовать инновационныую здоровьесберегающую среду в коррекции речи детей с ТНР.

Список литературы

1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009

2. Волкова, Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-Пресс, 2005

3. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004

4. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000

5. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми - М.: В.Секачев, 2001

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая

работа по коррекции звукопроизношения.- М.: «Гном-Пресс», 2000

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН).- М., 2000

8. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002

9. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004

10. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003

11. Правдина О.В. Логопедия // Хрестоматия по логопедии. Т I / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

12. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009

13. Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000

14. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”, 2010

15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - М., 2008

16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 2000

17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 2000