Креативное партнерство субъектов образовательного процесса
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности..
Для решения поставленных Федеральным законом задач необходимо взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. В ДОУ модель образовательного процесса может быть представлена как взаимодействие субъекта образовательного процесса (ребенка) и семьи с работниками детского сада (старший воспитатель, воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель, физрук, мед. работник, логопед, педагог – психолог).
Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать разностороннее развитие ребенка (физическое, социально - личностное, познавательно – речевое, художественно - эстетическое).
В Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется работе воспитателя с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей. Необходимо заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно – образовательного пространства «детский сад - семья». Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- установление партнерских отношений с родителями, т.е., отношений с разделенной ответственностью за конечный результат;
- приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ;
- объединение усилий ДОУ и родителей в вопросах воспитания и развития детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- обогащение воспитательно - образовательных навыков родителей.
Предполагаемыми результатами выполнения этих задач служат:
- положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;
- повышение педагогической грамотности самих родителей;
- обогащение практики межличностного общения детей, родителей и педагогов;
- плодотворное творческое взаимодействие воспитателей и родителей,
- рост профессиональной компетентности педагогов.
Наиболее результативные формы взаимодействия с родителями:
Информационно - коммуникативные.
Коллективные.
Наглядно – информационные.
Индивидуальные.
Основные направления взаимодействия с родителями:
Совершенствование педагогических умений родителей, посредством групповых консультаций, родительских собраний, индивидуальных бесед, родительских уголков.
Вовлечение семьи в работу ДОУ с помощью организации совместных мероприятий.
Одной из результативных форм креативного сотрудничества субъектов образовательного процесса является совместная деятельность дошкольников и взрослых путем вовлечение родителей в проектную деятельность.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Это деятельность, направленная на развитие творческих способностей дошкольников, позволяющая сделать их активными участниками учебного и воспитательного процессов.
В воспитательно – образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, родители, педагоги. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от успехов ребенка.
На первом этапе проводится подготовительная работа. Выбор темы проекта, связанной со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы.
На втором этапе разрабатывается совместный план действий по реализации проекта. В ходе обсуждения дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта. Необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.
Третий этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Совместный подбор материалов, изготовление необходимой атрибутики, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекая родителей в воспитательный процесс.
Четвертым, заключительным этапом работы над проектом – является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах, в зависимости от возраста детей и темы проекта. Это - итоговые игры – занятия, викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини – музеев, газет и др.
При взаимодействии ДОУ и родителей в проектной деятельности следует соблюдать следующие принципы:
- информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах проекта;
- добровольность и возможность выбора;
- чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, игровые и др., нуждаются в постоянной помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом, не переусердствовав с опекой.
Технология проектирования и использование этого метода в ДОУ является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества, партнерства детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка.
В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей (познавательные, коммуникативные, регуляторные), приобретаются необходимые социальные навыки.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной.
В ходе проектной деятельности развиваются детско – родительские отношения. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Благодаря методу проектов удается достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.