Колледж Московского гуманитарно-экономического университета

Творческое исследование

«Крестьянин значит христианин»

или

«Живоносный источник крестьянской поэзии...»

Преподаватель словесности, член Российского Союза Писателей, участница сборников: «Тропа к духовным родникам», «Славянское слово 2022», «Под знаком Кирилла и Мефодия»

Гайкова Нина Николаева

Москва 2024

«Крестьянин значит христианин»

или

«Живоносный источник крестьянской поэзии...»

Сергей Александрович Есенин! Крестьянская поэзия!

Чем привлекают эти произведения даже тех, кто родился и вырос в городе? Отчего щемит сердце, от  прикосновения с этими удивительными строками? Оттого, наверное, что «заложен» в них наш «генетический код», который нельзя убить никакой идеологией. Святая Русь всегда была прежде всего крестьянской. Крестьянин гораздо больше, чем городской житель ощущает свою нераздельную связь с природой, с Вечным Мирозданием.

А слово «крестьянин» происходит от слова «христианин» - и напомнил нам об этом великий русский художник, сын священника – В.М.Васнецов.

   Вот поэтому-то и не умерло в крестьянине нравственное начало. И этой глубинной «корневой » связью проникнуты берущие за душу стихи крестьянских поэтов!
 Есть такое понятие – «Поэты «Есенинского круга» - то есть, те,  чьё творчество корнями уходит   в крестьянскую среду.  Может быть, С.А.Есенин был наделён от Бога несколько большим талантом, но и  те, чьи имена  здесь прозвучат, тоже создавали талантливые, истинно русские произведения, отражая суть мироздания, любовь с России и размышляли о её пути. 

И потому крестьяне не были нужны новой самозваной власти. Крестьянские поэты: Николай Алексеевич Клюев,  Сергей Антонович Клычков, и Пётр Васильевич Орешин -  были расстреляны в 30-е годы! И были преданы забвению имена их.

    Да и самого С.А.Есенина предательски убили, постаравшись «замаскировать» гибель его под самоубийство. А в окаянные 30-годы особенно «идеологизированные»  учителя литературы называли его «подкулачником», «кулацким» поэтом.

   Но правда всё равно рано или поздно выходит наружу, как ручей из-под земли.  За Сергея Александровича Есенина молится Церковь – а за самоубийц  не молятся!

  Прошло не одно десятилетие – и вот  вышли  из-под спуда и удивительные произведения  Николая Алексеевича Клюева,  Сергея Антоновича Клычкова, Пётра Васильевича Орешина - поэтов, чьё творчество корнями своими уходит в «недра» Святой Крестьянской Руси. Как много веков назад был расчищен от репейника и или Живоносный Источник, к которому стали приходить за исцелением. А сейчас, наверное, - за исцелением души и нравственности. За тем, чтобы вспомнить, «откуда мы родом».

 А ещё имя Николая Михайловича Рубцова, которого многие исследователи считают «продолжателем» поэзии С.А.Есенина.

Вот уж, действительно, один из самых ярких примеров пробившегося Живоносного Источника! Поэт, рождённый в окаянные, безбожные тридцатые годы двадцатого столетия, когда истокам Святой Руси была объявлена настоящая война, когда «корни  наши» целенаправленно и безжалостно обрубались. А в стихах «Светлый покой» и «Купол Светлых Небес» как продолжение Есенинских «Душа грустит о небесах», «ветра-схимника»,  «язв Христа на рябиновом кусту» и «ив – кротких монашек».  Образы Ферапонтова, звонящего в колокола собора и «отражённого глубиной» храма, столь живо перекликающиеся с образом монастыря на высокой горе.

  Да и трагическая судьба обоих – речь даже не о трагической гибели обоих – а о тех духовных заблуждениях, искушениях, которые обоих преследовали. Но только не нам о том судить. Нам должно читать их великие произведения  - и относиться к ним с благоговением. Ведь всё же возобладала надо всей мерзостью окружающей жизни душа, не утратившая способность «грустить о небеса», «молиться на копны и стога» и призывать «светлый покой» «посетить душу».

И запоминается творчество крестьянских поэтов прежде всего светлыми  образами - потому что душа в конце концов ищет света и чистоты, а не тьмы и грязи.

    В русской философской мысли есть такое понятие, выраженное кн. Е.Н. Трубецким  – «сверхвременное». Наверное, духовная преемственность творчества Н.М.Рубцова с творчеством С.А.Есенина и поэтов «Есенинского круга» - один из самых ярких тому примеров.  А ещё – пример того, что другой великий русский мыслитель А.С.Хомякова назвал «Соборностью». Ему же принадлежат  хорошо известные слова о России – «Твоё всё то, чем дух святится». И вот, читая лучшие произведения приведённых в работе поэтов, нельзя не увидеть в их творчестве воплощение  этой мысли; не понять, не ощутить соборное мышление, даже, можно сказать мироощущение русского народа.

  «Человек должен духом одухотворить и себя, и природу» - написал ещё один великий русский мыслитель И.А.Ильин. И, конечно, каждый из названных здесь поэтов «одухотворил»!