Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ?Средняя общеобразовательная школа № 5? Го Нижняя Салда Свердловской области 624740, Свердловская область, г. Нижняя Салда, ул .Карла Либкнехта, д.79 Методическая разработка Срок реализации: 4 года Возраст детей: 6-10 лет Автор: Кокшарова Наталья Владимировна, учитель начальных классов г. Нижняя Салда 2024?год Введение Согласно Закону ?Об образовании в Российской Федерации? № 272 ФЗ от 29 декабря 2012 года одной из приоритетных задач образования является ?воспитание, которое понимается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства?. Огромные возможности для развития и личностного роста обучающихся предоставляет педагогу культурно-исторический потенциал Российской Федерации. Выступая на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме ?Культурные коды в условиях глобализации? в ноябре 2019 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: ?Культура позволяет сохранять самобытность каждого народа, передаёт из поколения в поколение базовые ценности и нравственные ориентиры?. Освоение культурных и духовных ценностей большой и малой родины способствует формированию любви к своей Родине, готовности действовать во благо своей страны, позволяя идти от частного – к общему; от воспитания любви и уважения к семье, своему родному дому, к любви к малой Родине, к большой стране. Это объясняет социальную важность приобщения школьников к историко-культурному наследию России и региона через организацию экскурсионной деятельности по объектам историко-культурного наследия нашей Родины. Это даст школьникам возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием, пробудить у юных людей чувство государственного самосознания. Поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения собственного интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности принимать красоту окружающего мира, развития в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни. Актуальность введения ?Культурного дневника школьника? заключается в необходимости формирования гражданской, социальной и культурной самоидентификация личности – приоритетное направление деятельности образовательных организаций по реализации государственной политики. Одним из федеральных проектов национального проекта ?Культура?, разработанного в рамках реализации президентского Указа ?О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года?, является проект ?Культурная среда?. Среди задач – создание условий для укрепления гражданской идентичности на основе духовно- нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации. Это актуализирует работу по созданию нового культурно- образовательного продукта по изучению региональной истории и культуры в контексте истории и культуры России. Включение в План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, рекомендации по ведению в общеобразовательных организациях ?Культурного дневника школьника? с учетом ознакомления обучающихся с лучшими образцами театрального и других видов искусств на портале ?Культура.РФ? актуализирует внеклассную и внеурочную работу по приобщению школьников к истории и культуре России и родного края. С 1 сентября 2023 года в школах страны начинается реализация проекта ?Культура для школьников?, частью которого и является ?Культурный дневник школьника?. Цель ?Культурного дневника школьника? – создание нового культурно-образовательного продукта, как варианта рабочей тетради-альбома для школьников, созданного в помощь педагогам и классным руководителям для организации работы по освоению школьниками исторического, духовного, культурного и природного наследия России и малой родины. Задачи ?Культурного дневника школьника?: - разработать и внедрить новый культурно-образовательный продукт культурного просвещения школьников (совместный проект ученика, родителей и педагога) посредством отражения учащимися своих впечатлений от экскурсий, туристических маршрутов, посещения театров, музеев, прочитанных произведений в ?Культурном дневнике школьника?; - повысить общий уровень культуры школьников через осмысление важности сохранения природного и культурного наследия России и родного края; - способствовать формированию личности с активной гражданской позицией и высокой нравственной культурой учащихся. Создание ?Культурного дневника школьника? ориентировано: - на определение новых форм сотрудничества семьи и школы с пониманием значимости семьи в процессе воспитания и образования детей; - на выстраивание системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию России, изучению краеведения с использованием новых творческих форм и возможностей областных и муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров; - на формирование активной социальной позиции школьника. Глава 1. Важнейшим признаком культурного человека является преданность родной стране и ее культуре. Не может называться культурным человек, который ничего не знает про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции, культуру. С культурным человеком интересно общаться, он умеет учиться и совершенствоваться, ему всё удаётся. Открытость всему новому и неизведанному, стремление к постоянному расширению своего кругозора – качества культурного человека. ?Культурный дневник школьника? создан в контексте системно- деятельностного подхода, обозначенного в современных ФГОС (всех уровней образования). Выстраивание работы по ?Культурному дневнику школьника? заключается в совместной деятельности участников образовательных отношений общеобразовательных организаций: обучающихся, родителей (законных представителей несовершеннолетних), педагогов, а также учреждений культуры. Данный подход на первый план выводит вопросы самоопределения школьника в своей деятельности (урочной и внеурочной), вопросы воспитания учащегося как субъекта деятельности, жизнедеятельности в целом. Задания, предлагаемые в ?Культурном дневнике школьника?, носят проблемный, исследовательский, практический характер. В них главное место отводится активной и разносторонней деятельности школьника, ключевым моментом которой становится уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Принципы деятельности, целостности, вариативности, творчества лежат в основе заданий ?Культурного дневника школьника?. Ведущее их предназначение – пробуждение интереса школьника к истории своей малой родины, к ее культуре, искусству. Познакомившись с данным проектом и получив в 2021-22 учебном году классное руководство во 2 классе, я приняла решение об использовании ?Культурного дневника школьника? как части программы воспитания классного руководителя (системообразующее дело воспитательной деятельности класса). Он охватывает такие модули школьной программы воспитания, как ?Классное руководство?, ?Школьный урок?, ?Работа с родителями?, ?Профориентация?, ?Экскурсии, походы?, ?Школьный музей?. Посещение историко-культурных мест и культурно значимых объектов на момент внедрения в работу ?Культурного дневника школьника? уже было включено в план воспитательной работы класса. ?Культурный дневник школьника? заполняется в печатной форме как самостоятельно школьником, так и при помощи родителя в любой последовательности. На 2021-22 учебный год (2 класс) был запланирован так называемый ознакомительный этап работы с ?Дневником…?, так как не все основные мероприятия доступны в полном объеме. Во втором классе обучающимся предлагалось заполнить только по одному мероприятию в каждом разделе: Раздел 1. Приглашение к чтению. Раздел 2. Волшебный мир искусства. Раздел 3. Театральные встречи. Раздел 4. Удивительный мир кино. Раздел 5. Никто не забыт… Раздел 6. Музейное зазеркалье. Раздел 7. Мой Урал. Стартап ?Культурного дневника школьника? был организован в первую неделю второй четверти на Уроке родного (русского) языка. Дети были ознакомлены с содержанием Культурного дневника школьника. Запуск работы был осуществлен в форме квеста ?Заню, где живу?. Помощь в организации и проведения квеста оказало объединение ?Школа вожатых? на базе центра дополнительного образования ?Точка роста?. Во 2 и 3 классах Дневник распечатывался в бумажном формате силами класса (Приложение 1 - https://cloud.mail.ru/public/Zdv1/dPgptADoC), а в 4 классе мы перешли на типографский вариант Дневника. Глава 2. Говоря о деятельности в рамках реализации ?Культурного дневника школьника на сегодняшний день, можно уже сделать вывод о системной работе по всем направлениям. 2.1. ?Волшебный мир искусства? В разделе ?Волшебный мир искусства? представлены результаты собственной творческий и выставочной деятельности обучающихся, а также результаты участия в городских, всероссийских и международных творческих конкурсах. Обучающиеся на протяжении последних трех лет стали постоянными участниками творческих конкурсов и фестивалей школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровня. Постоянными стали участия в выставках на платформе - https://рисуйснами.рф/?yclid=2039357918563071035 Всероссийского творческого конкурса талантов ?Я - ХУДОЖНИК!?, включенного в перечень мероприятий МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Также работы обучающихся в течение трех лет участвуют во Всероссийском творческом конкурсе рисунков и поделок для детей и педагогов дополнительного образования, педагогов ДШИ, воспитателей, учителей технологии, ИЗО и т. д. ?УМНОТВОРЕЦ? - https://umnotvorec.ru/. Обязательными и очень интересными являются для воспитанников ежегодные городские конкурсы, ставшие традиционными – ?Салдинские звездочки?, ?Январские вечера?, конкурсы городского краеведческого музея им. Анциферова. И в этих конкурсах ребята становятся не только обладателями призовых мест, но и приобщаются к духовной культуре края и страны (Приложение 2 - https://cloud.mail.ru/public/fVkd/gnz5ZyKiy ). В рамках реализации Программы воспитания МБОУ ?СОШ № 5? и Рабочей программы класса обучающиеся также принимают участие в выставках и творческих конкурсах школы. 2.2. ?Удивительный мир кино?. Кинопоказы стали нетъемлемой частью жизни класса. В прошлом учебном году класс присоединился к акции ?Перерыв на кино?. Вниманию детей и дальнейшему обсуждению увиденного были предложены фильмы, ставшие отечественной классикой и вышедшие совсем недавно. Так, в рамках акции ?Память сердца: блокадный Ленинград? обучающиеся посмотрели фильм ?Жила-была девочка? 1944 года и современный фильм ?Крик тишины?. Помимо этого ребята за истекший период увидели фильмы о Великой Отечественной войне, экранизации произведений В. Крапивина, современные и советские экранизации русских народных сказок, фильмы о школе и детях. 2.3. ?Театральные встречи? В разделе ?Театральные встречи? ребята делятся не только впечатлениями от посещения театральных постановок, но и сами выступают в качестве артистов. Обучающимся есть о чем написать, так как походы в театр стали важной частью воспитательной работы с классом. Мы посетили Нижнетагильский кукольный театр, дважды побывали в Нижнетагильском драматическом театре им. Мамина-Сибиряка, неоднократно смотрели постановки Нижнесалдинского народного театра. Также обучающиеся попробовали себя в роли актеров, хореографов и оформителей: во 2 классе ребята (в условиях ковидных ограничений) участвовали в съемках видео-спектакля ?Новогодний детектив?, а в 3 классе – поготовили спектакль к школьному Фестивалю новогодних сказок (Приложение 3 - https://cloud.mail.ru/public/WCx7/kvPQmk1Cq ). 2.4. ?Приглашение к чтению? Раздел ?Прглашение к чтению? реализуется через акции (День библиотек, День читателя, День книги), Конкурсы чтецов, создание собственных книг, оформление книг по произведениям российских писателей, а также через работу уголка читатля в классе. 2.5. ?Никто не забыт…? В разделе ?Никто не забыт…? обучающиеся погружаются не только в историю страны, но, что очень важно, в историю родного края и своего города. Деятельность стоится на поисковой работе. Результатом становятся исследователькие работы, проекты, творческие работы (Приложение 4 - https://cloud.mail.ru/public/NVNM/vn19WQTNt ). 2.6. ?Музейное зазеркалье? Еще одним важным разделом Дневника является ?Музейное зазеркалье?. Посещение музеев области и города – обязательно для данного раздела. Висим, Сысертский фарфоровый завод, экскурсия по старому сысертскому заводу, Невьянская башня, музей Уралвагонзавода и бронетехники, постоянные экскурсии в городской, заводской и школьный музеи, выездные выставки городского музея, встречи с археологами и музейными работниками – все это позволяет обучающимся узнать историю своего края (Приложение 5 - https://cloud.mail.ru/public/ZXSY/inuoEHJ4A ). 2.7. ?Мой Урал? Раздел ?Мой Урал? позволяет каждому ребенку почувствовать себя причастным к истории, культуре своей малой Родины. Мы не только путешествуем по родному краю, ходим в походы, но и изучаем его историю, традиции и культуру. Результатом такой работы являются исследовательские и творческие краеведческие проекты учеников. Эти работы становятся участниками ежегодных муниципальных конкурсов ?Юные знатоки Урала?, а также всероссийских и международных конкурсов (Приложение 6 - https://cloud.mail.ru/public/EttS/K2PejgirQ ). И важнейшим этапом для нас с начала 4 класса стало участие в рамках сетевого взаимодействия в программе Городского краеведческого музея им. Анциферова ?Это мой родной край?, рассчитанной на весь учебный год. Отчет о реализации проекта - https://rutube.ru/video/84969db532659b794212334c0f1f267d/ Заключение Таким образом, ?Культурный дневник? – это инструмент для формирования качественной образовательной среды, которая позволит привлечь внимание школьников к культуре и краеведению, одновременно делая процесс обучения более интересным и насыщенным. Работа с обучающимися по наполнению ?Культурного дневника школьника? будет способствовать повышению интереса обучающихся к культурно- историческому и духовному наследию России и региона, приобщению семьи к участию в культурной жизни школы. Поэтому с уверенностью можно сказать, что Культурный дневник школьника? - это эффективный инструмент выстраивания системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию России.
«Культурный дневник школьника» как инструмент выстраивания системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию России