РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности 
?Методы решения физических задач?
10-11 класс

Пояснительная записка
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний по физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих физических знаний и умений. В процессе решения задач, обучающиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и техники, с новыми профессиями.
Главное предназначение курса внеурочной деятельности ?Методы решения физических задач? состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения и навыки решения задач определённого уровня сложности, познакомить с различными методами, новыми способами и типами физических задач. 
Рабочая программа внеурочной деятельности ?Методы решения физических задач? для обучающихся 10-11 классов разработана в соответствии и с учётом:
приказа Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 № 732 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413;
рабочей программы по учебному предмету ??Физика. Базовый уровень? для обучающихся 10-11 классов?;
программыэлективныхкурсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение?, составитель: В.А. Коровин, ?Дрофа?, 2017; 
авторской программы ?Методы решения физических задач?: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2015.
При реализации данной программы могут применяться электронные образовательные ресурсы и дистанционные образовательные технологии.
Электронные ресурсы
Различные сервисы сайта https://videouroki.net/: 
6 видеоуроков комплекта ?Методы решения физических задач. 10 класс?:
Методы решения задач на законы сохранения в механике. Особенности астрономии и её методов
Методы решения задач по динамике материальной точки
Методы решения задач по кинематике материальной точки
Методы решения задач по молекулярной физике и термодинамике
Методы решения задач по основным положениям МКТ. Газовые законы
Методы решения задач по электростатике
5 видеоуроков комплекта ?Методы решения физических задач. 11 класс?:
Методические рекомендации по решению задач в элементарном курсе электромагнетизма.
Методические рекомендации по решению задач на тему ЭМК и ЭМВ
Методы решения задач по геометрической оптике
Методы решения задач по теме физика атомного ядра и элементарных частиц
Методы решения задач по теме элементы теории относит. Квантовые свойства света
11 презентаций, которые можно использовать полностью или частично для иллюстрации того или иного вопроса при разборе методов решения физических задач в 10-11 классах;
Сборник задач по физике 10-11 классы: к учебникам Г.Я. Мякишева и др. ?Физика. 10 класс?, ?Физика. 11 класс? ФГОС (к новому ФПУ)/О.И. Громцева. 9-е изд, М.: Издательство ?Экзамен?, 2023; 
Для учителя учебное пособие. ЕГЭ 2024. Репетитор, О.И. Громцева. 9-е изд, М.: Издательство ?Экзамен?, 2023;
учебное пособие: И.Л. Касаткина. ?Репетитор по физике для старшеклассников и абитуриентов. В двух томах. Издательство /Д: Феникс, 2018.
На проведение занятий внеурочной деятельности ?Методы решения физических задач? отводится в 10 и 11 классах - 1 час в неделю, всего 34 часа в год, за два года обучения – 68 часов.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, а также как способ подготовки к ЕГЭ по физике. 
Актуальность: программа создает условия для освоения способов решения различных задач с явно заданной физической моделью; задач, подразумевающих самостоятельное создание физической модели, адекватной условиям задачи и позволяющей применять изученные законы и закономерности как из одного раздела курса, так и интегрируя знания из разных разделов; для социального и профессионального самоопределения старшеклассника, а также для формирования их физической грамотности. 
Большое внимание в программе уделяется методам решения расчётных и качественных задач. Для качественных задач приоритетом являются задания на объяснение протекания физических явлений и процессов в окружающей жизни, требующие выбора физической модели для ситуации практико-ориентированного характера. 
Практическая значимость: при составлении программы были выбраны такие формы работы, которые заинтересовали бы учащихся и помогли бы им преодолеть барьер решения физических задач при выполнении контрольных работ, а также при подготовке к единому государственному экзамену.
Новизна данной рабочей программы: сосредотачивает основное внимание на работе по различным методам решения физических задач, что не всегда получается сделать во время урочной деятельности.
Цель курса внеурочной деятельности: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, овладение основными методами решения физических задач.
Задачи курса: выработать навык применения собственных знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания; сформировать представление о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач.
Методы обучения:
Словесные: устное изложение, объяснение, фронтальные беседы, индивидуальные беседы.
Наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация, составление опорных конспектов, схем, таблиц;
Практические: физический эксперимент.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, парная.
Формы проведения занятий: лекция; практикум; консультация; мастерская по решению задач.
Формы и методы, технологии по формированию универсальных учебных действий:
личностные УУД технология ведения проблемного диалога (автор Е.Л. Мельникова);
регулятивные УУД работа с картой урока; применение методики безотметочного обучения (автор Г.А. Цукерман); работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам);
учебно-познавательные УУД решение качественных проектных задач; применение словарей, справочников, ИКТ – технологий; дифференциация заданий; применение творческих заданий, практико - ориентированных заданий.
коммуникативные защита результатов решения; групповая, индивидуальная, парная организация занятий.
Планируемые результаты реализации программы:
 Личностные результаты:
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно- ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу. К учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные результаты:
использование умений различных видов познавательной деятельности (работа с книгой, решение проблем, знаково-символическое оперирование информацией и др.);
применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и др.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
владеть интеллектуальными операциями - формулирование гипотез, анализ, синтез, оценка, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно- следственных связей, поиск аналогии - в межпредметном и метапредметном контекстах;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации (проявление инновационной активности);
умение определять цели, задачи деятельности, находить и выбирать средства достижения цели, реализовывать их и проводить коррекцию деятельности по реализации цели;
использование различных источников для получения физической информации;
умение выстраивать эффективную коммуникацию.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
давать определения изученным понятиям;
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
структурировать изученный материал;
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды; структурировать учебную информацию, представляя результат в различных формах (таблица, схема и др.);
критически оценивать физическую информацию, полученную из различных источников, оценивать ее достоверность; самостоятельно конструировать новое для себя физическое знание, опираясь на методологию физики как исследовательской науки и используя различные информационные источники;
в ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
применять приобретенные знания и умения при изучении физики для решения практических задач, встречающихся как в учебной так и повседневной жизни.
в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Ожидаемыми результатами являются:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах и   приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования. Практике, так и в повседневной человеческой жизни.
Учащиеся могут выйти на теоретический уровень решения задач повышенной сложности: составлять стратегию по решению задач; классифицировать предложенную задачу; проводить перекодировку условия задачи; определять все типы параметров, входящие в задачу; определять наиболее рациональный метод решения задачи; осознание деятельности по решению задач; решать задачи, используя алгоритмическое предписание; самоконтроль и самоанализ.
В результате изучения курса внеурочной деятельности ?Методы решения физических задач? ученик должен знать/понимать: 
основные методы и приемы решения задач; 
аналитико-синтетический метод решения задач;
алгоритмы решения типовых и нестандартных задач; 
физический смысл производной и интеграла; 
уметь анализировать физическое явление; проговаривать вслух решение; анализировать полученный ответ; классифицировать предложенную задачу; составлять простейших задачи; последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи; 
производить анализ условия и анализ физических явлений, описанных в задаче; анализировать графики, чертежи, схемы; 
применять аналитико-синтетический метод решения задач; применять эвристический, графический приемы при решении задач; 
применять математический аппарат при решении задач по физике4
составлять по условию уравнения, системы уравнений, неравенства и решать их; 
использовать производную и интеграл при решении физических задач средней трудности; 
выбирать рациональный способ решения задачи, решать комбинированные задачи; 
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.; методами самоконтроля и самооценки.

Содержание курса внеурочной деятельности
10 класс
Введение. Основные методы научного познания, используемые в физике (1час).
Методы решения задач по кинематике материальной точки (5 часов).
Решение задач на вычисление перемещения и пути материальной точки при прямолинейном движении вдоль оси x по графику зависимости υx(t). Решение задач по теме "Сложение скоростей". Определение кинематических характеристик движения с помощью графиков. Решение задач на движение материальной точки по окружности, угловую и линейную скорости точки, полное ускорение материальной точки. Решение задач на применение формул при движении тела, брошенного под углом α к горизонту.
Методы решения задач по динамике материальной точки (4 часа).
Принцип суперпозиции сил. Примеры решения задач на применение второго и третьего законов Ньютона. Решение задач на расчёт силы притяжения между точечными массами, зависимости силы тяжести от высоты h над поверхностью планеты радиусом R0. Решение задач на применение закона Гука, силы трения скольжения и силы трения покоя. 
Методы решения задач по гидромеханике и давление твёрдого тела (2 часа).
Методы решения задач на расчёт давления твёрдого тела, давление в жидкости, покоящейся в ИСО. Применение закона Паскаля. Решение задач на применение закона Архимеда, если тело и жидкость покоятся в ИСО. Условие плавания тел. Уравнение Бернулли.
Методы решения задач на законы сохранения в механике (5 часов).
Методы решения задач по теме "Закон изменения и сохранения импульса в ИСО. Реактивное движение". Решение задач на расчёт работы силы на малом перемещении и мощности силы. Методы решения задач по теме "Закон изменения кинетической энергии системы материальных точек в ИСО". Решение задач на расчёт потенциальной энергии для потенциальных сил, для материальной точки в однородном поле тяжести и для упруго деформированного тела. Методы решения задач по теме "Закон изменения и сохранения механической энергии".
Методы решения задач по динамике вращательного движения и статике (2 часа)
Момент силы относительно оси вращения, центр масс системы материальных точек. Условия равновесия твёрдого тела в ИСО. Примеры решения задач по теме "Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела".
Методы решения задач по основным положениям и основному уравнению МКТ (4 часа). Методы решения задач по темам "Энергия теплового движения молекул. Уравнение состояния идеального газа". Методы решения задач по теме "Газовые законы". Примеры решения задач на определение параметров газа по графикам изопроцессов. Примеры решения задач по теме "Насыщенный пар. Влажность воздуха. Свойства жидкости". 
Методы решения задач по молекулярной физике и термодинамике (4 часа). Внутренняя энергия. Работа. Методы решения задач по молекулярной физике и термодинамике. Уравнение теплового баланса. Методы решения задач по молекулярной физике и термодинамике. Первый закон термодинамики. Методы решения задач по молекулярной физике и термодинамике. КПД тепловых двигателей.
Методы решения задач по электростатике (3 часа). Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Примеры решения задач по теме "Потенциальная энергия электростатического поля. Разность потенциалов". Примеры решения задач по теме "Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора".
Методы решения задач на законы постоянного тока и электрический ток в различных средах (4 часа). 
Методы решения задач на законы постоянного тока. Последовательное и параллельное соединение проводников. Зависимость сопротивления однородного проводника от его длины и сечения. Работа и мощность постоянного тока. Закон Ома для полной цепи.
Механизмы проводимости твёрдых металлов, растворов и расплавов электролитов, газов. Полупроводники. Полупроводниковый диод. Примеры решения задач по теме "Электрический ток в различных средах".
11 класс
Методы решения задач в элементарном курсе электромагнетизма (4 часа). Решение задач на расчёт магнитных полей. Решение задач о силовом действии магнитного поля. Сила Ампера и сила Лоренца. Методы решения задач с применением закона электромагнитной индукции Фарадея. Примеры решения задач по теме "Самоиндукция. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля".
Методы решения задач на механические колебания и волны (6 часов). Гармонические колебания материальной точки. Амплитуда и фаза колебаний. Примеры решения задач на период и частоту свободных колебаний математического и пружинного маятников. Примеры решения задач по теме "Механические волны". Уравнение гармонической бегущей волны. Примеры решения задач по теме "Интерференция и дифракция механических волн". Методы решения задач по теме ?Электромагнитные колебания и волны?. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Примеры решения задач по теме ?Гармонические электромагнитные колебания. Формула Томсона".
Методы решения задач на переменный электрический ток (4 часа). 
Примеры решения задач по теме ?Переменный электрический ток". Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Решение задач на расчёт полного сопротивления цепи переменного тока. Методы решения задач на закон сохранения энергии в идеальном колебательном контуре. Примеры решения задач по теме ?Трансформатор. Передача электроэнергии".
Методы решения задач по теме ?Электромагнитные волны (2 часа.) 
Свойства электромагнитных волн. Взаимная ориентация векторов в электро-магнитной волне в вакууме. Методы решения задач по теме "Электромагнитные волны". 
Методы решения задач по геометрической и волновой оптике (6 часов). 
Методы решения задач по геометрической оптике. Типы задач на закон прямолинейного распространения света, закон отражения света. Порядок решения задач о преломлении света. Примеры решения задач по теме "Закон преломления света. Полное отражение света". Методы решения задач по теме "Линзы". Формула тонкой линзы. Увеличение, даваемое линзой. Построение изображений точки и отрезка прямой в собирающих и рассеивающих линзах и их системах. Методы решения задач по волновой оптике. Интерференция света. Условия наблюдения максимумов и минимумов в интерференционной картине от двух синфазных когерентных источников. Дифракция света. Дифракционная решётка. Условие наблюдения главных максимумов при нормальном падении монохроматического света с длиной волны λ на решётку с периодом d.
Методы решения задач по квантовой физике (3 часа).
Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоэффект. Гипотеза М. Планка о квантах. Формула Планка. Фотоны. Энергия и импульс фотона. Методы решения задач на квантовые свойства света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Давление света. Давление света на полностью отражающую поверхность и на полностью поглощающую поверхность. Примеры решения задач по теме "Световые кванты. Фотоэффект".
Методы решения задач на физику атома (2 часа). 
Излучение и поглощение фотонов при переходе атома с одного уровня энергии на другой. Примеры решения задач по теме "Атомная физика". Спектр уровней энергии атома водорода.
Методы решения задач по ядерной физике (4 часа). Решение задач на расчёт энергии связи атомных ядер. Радиоактивность. Виды радиоактивного излучения. Примеры решения задач по теме "Закон радиоактивного распада". Примеры решения задач по теме "Ядерные реакции".
Методы решения задач с явно заданными физическими моделями (3 часа). 
Примеры решения качественных задач, использующих типовые учебные ситуации с явно заданными физическими моделями. Примеры решения расчётных задач с использованием законов и формул из одного-двух разделов курса физики. Примеры решения расчётных задач с использованием законов и формул из одного-двух разделов курса физики, с обоснованием выбора физической модели для решения задачи.

Тематическое планирование внеурочной деятельности
?Методы решения физических задач?
10 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

№
Содержание курса внеурочной деятельности
Количество часов

1
Введение. 
1

2
Методы решения задач по кинематике материальной точки.
5

3
Методы решения задач по динамике материальной точки. 
4

4
Методы решения задач по гидромеханике и давление твёрдого тела.
2

5
Методы решения задач на законы сохранения в механике.
5

6
Методы решения задач по динамике вращательного движения и статике. 
2

7
Методы решения задач по основным положениям и основному уравнению МКТ. 
4

8
Методы решения задач по молекулярной физике и термодинамике. 
4

9
Методы решения задач по электростатике. 
3

10
Методы решения задач на законы постоянного тока и электрический ток в различных средах. 
4

Итого
34


Тематическое планирование внеурочной деятельности
?Методы решения физических задач?
11 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

№
Содержание курса внеурочной деятельности
Количество часов

1
Методы решения задач в элементарном курсе электромагнетизма. 
4

2
Методы решения задач на механические колебания и волны.
6

3
Методы решения задач на переменный электрический ток.
4

4
Методы решения задач по теме ?Электромагнитные волны?.
2

5
Методы решения задач по геометрической и волновой оптике.
6

6
Методы решения задач по квантовой физике.
3

7
Методы решения задач на физику атома.
2

8
Методы решения задач по ядерной физике.
4

9
Методы решения задач с явно заданными физическими моделями.
3

Итого
34