Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он так страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих. (Наталья Калиман)
Личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций воспитанников. Личностный подход как – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.
Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей,
становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и
общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и
самоутверждения.
В нашей работе личностно-ориентированный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом.
Различия обусловлены не только особенностями темперамента, характера, интересов, но и многообразием сопутствующих дефектов.
Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
Личностный подход - это важнейший принцип, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка.
Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном
процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а
следовательно, означает становление субъект-объектных отношений.
Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.
Основными направлениями работы при реализации личностно ориентированного подхода являются:
-создание комфортных ощущений у ребенка в процессе коррекционно –
развивающей работы (каждое мероприятие должно приносить положительные эмоции, ребенок на занятия должен ходить с удовольствием);
-социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (подразумевает комфортную обстановку на занятиях в целом);
-формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации;
-коррекция эмоциональной сферы поведения детей (в связи с этим необходимо подбирать такие методы работы, чтобы дети могли поверить в свои силы, в то, что на занятиях им рады, изменить их эмоциональный настрой);
-учет индивидуальных способностей и возможностей каждого.
Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к занятиям -
создание в учебно-воспитательном процессе ситуаций успеха. Известно, что
без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Если ребёнок чувствует
подбадривание учителя, в классе складывается благоприятный микроклимат,
у ребёнка появляется интерес. Всё это снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности,
ребёнку становится интересным этот процесс, он с желанием идёт на занятия.
Принципы работы:
- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель – воспитуемый – класс;
- уважение самооценки личности ребенка;
- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
- постоянное усложнение и повышение требовательности к ребенку в ходе избранной деятельности;
- создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы
воспитания;
- принцип развивающего обучения;
- участие в системе дополнительного образования.
Педадог должен знать возможности каждого ребенка, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь усвоить его и применить на практике.
Индивидуальная работа должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности.
Основные функции педагога:
- Помощь детям в адаптации.
-Создание необходимых условий для обучения и воспитания, для проявления активности ребенка (двигательной, интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, поведенческой).
-Стимулирование усилий ребенка по самопознанию, самооценке, самосовершенствованию, саморегуляции.
-Постоянное внимание к условиям и отношениям, в которых идет процесс формирования личности ребенка.
-Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в целом (межгрупповое, межличностное общение).
-Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.
-Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания.
-Ведение необходимой документации (планы, дневники наблюдений).
Таким образом, личностно-ориентированный подход - важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержание воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм.