Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он так страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих. (Наталья Калиман)

Личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций воспитанников. Личностный подход как – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе.

Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей,

становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и

общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и

самоутверждения.

В нашей работе личностно-ориентированный подход имеет особенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше, чем дети с нормальным интеллектом.

Различия обусловлены не только особенностями темперамента, характера, интересов, но и многообразием сопутствующих дефектов.

Личностно-ориентированное воспитание это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.

Личностный подход - это важнейший принцип, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка.

Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном

процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а

следовательно, означает становление субъект-объектных отношений.

Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

Основными направлениями работы при реализации личностно ориентированного подхода являются:

-создание комфортных ощущений у ребенка в процессе коррекционно –

развивающей работы (каждое мероприятие должно приносить положительные эмоции, ребенок на занятия должен ходить с удовольствием);

-социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (подразумевает комфортную обстановку на занятиях в целом);

-формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации;

-коррекция эмоциональной сферы поведения детей (в связи с этим необходимо подбирать такие методы работы, чтобы дети могли поверить в свои силы, в то, что на занятиях им рады, изменить их эмоциональный настрой);

-учет индивидуальных способностей и возможностей каждого.

Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к занятиям -

создание в учебно-воспитательном процессе ситуаций успеха. Известно, что

без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Если ребёнок чувствует

подбадривание учителя, в классе складывается благоприятный микроклимат,

у ребёнка появляется интерес. Всё это снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности,

ребёнку становится интересным этот процесс, он с желанием идёт на занятия.

Принципы работы:

- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «воспитатель – воспитуемый – класс;

- уважение самооценки личности ребенка;

- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

- постоянное усложнение и повышение требовательности к ребенку в ходе избранной деятельности;

- создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы

воспитания;

- принцип развивающего обучения;

- участие в системе дополнительного образования.

Педадог должен знать возможности каждого ребенка, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь усвоить его и применить на практике.

Индивидуальная работа должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности.

Основные функции педагога:

- Помощь детям в адаптации.

-Создание необходимых условий для обучения и воспитания, для проявления активности ребенка (двигательной, интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, поведенческой).

-Стимулирование усилий ребенка по самопознанию, самооценке, самосовершенствованию, саморегуляции.

-Постоянное внимание к условиям и отношениям, в которых идет процесс формирования личности ребенка.

-Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в целом (межгрупповое, межличностное общение).

-Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.

-Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания.

-Ведение необходимой документации (планы, дневники наблюдений).

Таким образом, личностно-ориентированный подход - важнейший принцип воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержание воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм.