Личностно-ориентированное обучение представляет собой метод обучения, в котором цели и содержание образования, определенные в государственных образовательных стандартах и учебных программах, приобретают личный смысл для учащегося, стимулируют его мотивацию к обучению. Такой подход также позволяет учащемуся изменять цели и результаты обучения в соответствии с его индивидуальными способностями, коммуникативными потребностями и возможностями. Основой личностно-ориентированного подхода является учет индивидуальных особенностей обучаемых, рассматриваемых как индивидуальности с их характерными чертами, склонностями и интересами.
Стремление быть "самим собой", учет социокультурных особенностей и образа жизни учащихся, а также их эмоционального состояния, морально-этических и нравственных ценностей являются важными аспектами этого подхода. Также включается целенаправленное формирование учебных навыков, соответствующих индивидуальным стратегиям обучения каждого учащегося. В рамках этого подхода роли учителя и учащегося перераспределяются, при этом ограничивается ведущая роль учителя, а ему присваиваются функции помощника, консультанта и советника.
Методика личностно-ориентированного подхода существует уже достаточно долго. Известные психологи, такие как А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская и К. Роджерс, обращались к влиянию школы на формирование личности учащихся. К. Роджерс впервые использовал термин "личностно-ориентированный подход" и описал этот метод обучения как новаторский, позволяющий учащемуся не только получать знания, но и наслаждаться учебным процессом, обогащающим его воображение. Он подчеркивал, что традиционный уклон в образовании делался исключительно в сторону интеллектуального развития, не уделяя должного внимания личностным аспектам. Роджерс выделял два основных направления в образовании: авторитарное и ориентированное на развитие личности, свободное обучение, в котором ученики с самого начала находятся в дружественной атмосфере, с открытым и заботливым учителем, который помогает изучать то, что интересно и приятно.
Роджерс выделяет два понятия, характеризующих образовательный процесс: обучение и учение. Обучение - это воздействие учителя на учеников, а учение - это процесс развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся через их собственную активность. При использовании личностно-ориентированного подхода Роджерс подчеркивает следующие качества учителя: открытость для межличностного общения с учащимися, внутреннюю уверенность в каждом ученике и его способностях, а также способность видеть мир глазами учащихся.
По убеждению К. Роджерса, обучение должно способствовать личностному росту и развитию. Учитель, придерживающийся такого подхода, может положительно влиять на формирование личности учеников. Для достижения этих целей важно использовать общие методические приемы, такие как использование учебных ресурсов и создание специальных условий для их использования, установление разнообразных обратных связей между учителем и учениками, заключение индивидуальных и групповых контрактов, организация обучения в различных возрастных группах, а также создание групп для свободного общения с целью развития межличностной психологической культуры.
С.Л. Рубинштейн, подобно К. Роджерсу, считал, что личность формируется и развивается через деятельность. Все психические свойства личности проявляются в деятельности, включая учебную деятельность. Он подчеркивал важность задавать вопросы, связанные с интересами, стремлениями и способностями ученика, чтобы полноценно понять его потребности и характер. С.Л. Рубинштейн подчеркивал необходимость индивидуализированного подхода к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности. Однако он не упоминал об учете личностного опыта, что является важным аспектом личностно-ориентированного подхода.
С.Л. Рубинштейн писал о том, что для ребенка естественно развиваться, формироваться и становиться тем, кем он есть, в процессе воспитания и обучения. Воспитание и обучение включаются в сам процесс развития ребенка, а не просто дополняют его.
На протяжении длительного времени в России личность рассматривалась как носитель социокультурных образцов, отражающих содержание общества. В этом контексте личностно-ориентированная педагогика подчеркивала ведущую роль внешних воздействий, а не саморазвития индивидуальной личности. Индивидуальный подход, в свою очередь, сводился к классификации учеников на слабых, средних и сильных, а педагогическая коррекция осуществлялась путем специальной организации учебного материала по его объективной сложности и требованиям. Таким образом, акцент делался на предметной дифференциации, а не на личностном подходе. Индивидуальные способности рассматривались с точки зрения обучаемости, т.е. способности усваивать знания. Психологические модели личностно-ориентированного обучения были ориентированы на развитие познавательных способностей, таких как рефлексия, планирование и постановка целей.
В анализе научной деятельности А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьев подчеркивает, что человек становится личностью только как субъект общественных отношений. Он указывает на направление развития личности, которое заключается в том, чтобы сначала "действовать, чтобы удовлетворить свои естественные потребности и желания", а затем "удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, осуществлять дело своей жизни, реализовывать свою жизненную цель".
Авторы призывают учителей принимать ребенка таким, какой он есть на самом деле, стараясь проникнуть в его внутренний мир и видеть окружающее глазами ребенка. При этом они отмечают, что без инновационных преобразований не обойтись. На уроке должны быть созданы условия, способствующие развитию личности каждого ученика.
В.А. Петровский считает, что личностно-ориентированный подход включает несколько принципов: вариативность, синтез интеллекта, аффекта и действия, а также приоритетный старт. Он объясняет эти принципы следующим образом:
- Вариативность: использование различных моделей обучения, учитывая индивидуальные особенности детей и их опыт. Взрослые несут ответственность за реализацию этого принципа.
- Синтез: применение технологий, которые вовлекают учащихся в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира.
- Старт: вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им более приятны, близки и предпочтительны, создание благоприятных условий для последующего изучения иностранного языка.