Порошина Наталья Михайловна

Учитель русского и литературы МБУ ООШ № 16

Г. Армавир

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: в статье мы говорим об основной миссии учителя-словесника – это развитие личности ребёнка через слово и творчество. Творческую деятельность всегда отличают такие специфические черты, как воображение, образность, наитие.

Ключевые слова: творчество, литературные способности, воображение, образность, наитие, литературно-творческого развития

Poroshina Natalya Mikhailovna

Teacher of Russian and Literature, MBU School of Public Education No. 16

G. Armavir

Kostenko Anna Arsenovna

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Department of SSPP,

FSBEI HE Armavir State Pedagogical University,

                                                                                                                              Armavir

LITERARY ABILITIES AND THEIR DEVELOPMENT IN LITERATURE LESSONS

Annotation: in the article we are talking about the main mission of a language teacher - this is the development of a child’s personality through word and creativity. Creative activity is always distinguished by such specific features as imagination, imagery, inspiration.

Key words: creativity, literary abilities, imagination, imagery, influx, literary and creative development

Настоящее время анализ литературы по проблеме литературно-творческого развития учащихся дает основание для вывода о том, что целая серия таких понятий, как «творчество», «литературное творчество учащихся», «литературно-творческие способности», «литературно-творческая деятельность», являющиеся основополагающими для теории и практики литературно-творческого развития учащихся, еще не имеют достаточно точных формулировок.

Понимание творчества характеризуется необычайно широким кругом точек зрения: В. Бехтерев, интерпретируя творчество с рефлексологической позиции, определяет его как создание чего-то нового в ситуации, когда проблема - стимул вызывает формирование доминанты, вокруг которой необходимый запас прошлого опыта сконцентрирован.

Богоявление Д. Б., Калмыкова З. Н. и другие ученые понимают творчество как выход за пределы существующих знаний.

Пономарев Ю. А. понимает творчество в самом широком смысле: как взаимодействие, ведущее к развитию.

Яковлева Е.Л. трактует творчество как процесс реализации своей индивидуальности. Индивидуальность, понимаемая как совокупность характеристик, которыми один индивид отличается от другого, всегда уникальна и потому является новой. Таким образом, понятие «творчество» тесно связано с понятием «индивидуальность». Выражение себя, своей индивидуальности - не что иное, как выражение того, что и как вы видите, слышите, чувствуете. [3]

Анализ разнообразных толкований категории «творчество», существующих в научной литературе, позволил установить, что им присуще одно: создание чего-то нового, уникального. Литературное творчество - это акт воплощения индивидуально уникального чувственного опыта личности студента, накопленного в процессе восприятия окружающего нас мира посредством речевых средств, а литературные и творческие способности являются способностями для описанного акта.

Развитие творческих способностей студентов в целостном педагогическом процессе тесно связывает такие педагогические понятия, как «обучение», «воспитание» и «развитие». Интерпретация этих понятий в литературе по педагогике очень разнообразна.

Основная миссия учителя-словесника – развитие личности ребёнка через слово и творчество. Творческую деятельность всегда отличают такие специфические черты, как воображение, образность, наитие.

Литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одарённых людей, избранных натур. Многие могут научиться излагать свои мысли и передавать свои впечатления живо и образно.

В процессе обучения нужно непременно решать творческие задачи, вводить элементы самостоятельных исследований учащихся, тем самым, развивая их познавательные силы. Этому же правилу – воспитывать у ребят потребность самостоятельно мыслить, формировать личную позицию, нужно придерживаться при определении тематики сочинений.

Общие темы, предлагаемые всему классу, и ограниченность их вариантов мало способствуют самостоятельности письменных работ. Нужно предлагать индивидуальные сочинения – доклады.

Такие сочинения – доклады учащиеся пишут с удовольствием, потому что каждому предлагается что-то доказать. А это учит утверждать свой взгляд, свою позицию, формирует характер, способствует развитию в каждом ученике творческого начала. А ведь старшеклассники пытаются осмыслить самих себя, ищут пути самовыражения, живут напряжённой внутренней жизнью.

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников. Это будет проявлением активных сил души, формированием интеллекта и нравственных начал. Хорошие результаты даёт единая система в обучении сочинениям на уроках русского языка и литературы, опора на знания и умения, приобретённые на занятиях тем или другим предметом, обязательная внеклассная работа (кружковая, факультативная) по развитию литературно – художественного творчества школьников. [5]

Одним из основных условий развития у учащихся творческого мышления, умения самостоятельно выразить свои мысли, является тщательная, глубокая работа над текстом художественного произведения. Подобная работа даёт учащимся представления о системе изобразительных средств, которые использует писатель в своём произведении, помогает учащимся понять смысл и природу художественного образа.

Развитие речи школьников в процессе изучения литературы тесно связано с их литературным развитием, расширением и обогащением их художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесными и художественными образами, с развитием рекреационной деятельности. воображение, широкий спектр чувств, наблюдательность, логическая и эмоциональная память, творческие (литературные) способности.

Художественное восприятие основано на понимании языка литературного произведения. Чем точнее понимается поэтическое слово, чем больше ассоциаций оно вызывает в сознании читателя, тем шире и глубже потоки художественного восприятия, тем сильнее идеологическое и эстетическое воздействие читаемого произведения на читателя. [3,]

В своей работе мы часто используем систему индивидуальных творческих работ, предлагаемых программой, с учетом интересов и склонностей студентов.

В 9 классах предлагаются такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, стихов, а также исследовательские работы, основанные на краеведческих литературных исследованиях.

Ценность индивидуальной работы с учетом интересов, способностей и подготовленности студента неоспорима. Чтение и обсуждение в классе элективных курсов творческого характера преподаются и воспитываются не только авторами, но и всеми присутствующими. Умение собирать материал, вести дневники, обдумывать смысл происходящего, находить подтверждение своих мыслей и мечтаний в действиях реальных людей - это никогда не поздно узнать. Особенно нуждаются в хорошем внимании студенты, склонные к поэтическому творчеству.

На этих занятиях формируются читательские качества: эмоциональная отзывчивость, образное мышление, эстетическая реакция на художественное слово. Таким образом, учащиеся посредством творческой деятельности, читательских умений и навыков смогут от размышлений перейти к созданию своих работ.

Основные творческие работы ребят – стихи. Конечно, первоначально в них много «технических» погрешностей. Впереди ещё много труда. Нужно учить детей писать стихи, сказки, эссе, очерки. [4]

Занимаясь развитием литературного творчества учащихся, нарабатывается система творческих заданий по развитию литературных способностей детей. Пробуждает интерес детей к словотворчеству различные литературные игры. Особый интерес вызывают творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги: «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные строчки», «Посоревнуемся с поэтом», «Слово-магнит», «Я начну, а ты продолжай» и др. В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма, получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся. Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству даже тех, кто не сразу входит в игру.

А потом школьники пробуют перо сами. Нужно стараться понять индивидуальность каждого начинающего автора, угадать его особенность, помочь ему. Чувствовать особую ответственность за то, чтобы вовремя предостеречь его от излишнего самомнения, переоценки своих возможностей и, с другой стороны, не впасть в ошибку, которая может воспитать в ребёнке графоманскую бойкость пера: не захваливать первые опыты. Избежать этого можно только тогда, когда дети всё чаще и чаще бывали бы в роли творцов, созидателей, сами бы испытывали муки творчества.

Список литературы

1.  Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань: Изд. – во Казан. Ун-та, 2006. – 342 с.

2.  Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 197 с.

3.  Корсунский Е.Н. Развитие литературных способностей школьников – Л.: Просвещение, 1985. – 90 с.

4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М.: Педагогика, 2001. – 207 с.

5 . Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Методика преподавания литературы: Пособие к спецкурсу. – М.: Просвещение, 1979. – 236 с.