Логистический процесс на складе.

Логистический процесс на складе отличается сложностью и сопряжен с большими затратами труда и средств. Он требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и выполнения заказов. Условно его можно разделить на три основных этапа:

операции, направленные на обеспечение склада запасами товаров;

операции, связанные с переработкой груза и оформлением документации;

операции, направленные на реализацию товаров в соответствии с заказами потребителей.

К операциям, направленным на обеспечение склада запасами, следует отнести:

1. Снабжение склада запасами товаров.

Главная задача этой операции состоит в обеспечении склада товарами в соответствии с возможностью их эффективной переработки при условии полного удовлетворения заказов потребителей.

2. Учет и контроль над поступлением запасов позволяет обеспечить ритмичность поступления и переработки грузов, способствует максимальному использованию имеющегося объема склада, созданию необходимых условий для хранения запасов и сокращению сроков их хранения.

Второй этап логистического процесса включает в себя следующие операции, связанные с переработкой грузов и оформлением документации:

1. Разгрузка и приемка поступивших грузов.

Разгрузка поступивших грузов осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Хорошее оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочных средств позволяет проводить разгрузку быстро и с минимальными затратами. При осуществлении операций приемки грузов необходимо следить за соблюдением поставщиками условий поставки заключенных договоров. Разгрузка и приемка поступивших грузов состоит из целого ряда мероприятий: разгрузки транспортных средств, проверки документального и фактического соответствия поступивших товаров условиям заключенных договоров, документального оформления прибывших товаров, формирования складской грузовой единицы.

2. Внутрискладская транспортировка и перевалка грузов обеспечивает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу. Эта операция должна осуществляться с минимальной протяженностью во времени и пространстве по сквозным (прямоточным) маршрутам. Число перегрузок с одного вида оборудования на другое должно быть минимальным.

3. Складирование и хранение товаров.

Процесс складирования и хранения включает в себя: закладку товаров на хранение, непосредственное их хранение и обеспечение надлежащих для этого условий, контроль за наличием и состоянием товарных запасов на складе. Основной принцип оптимального складирования - эффективное использование объема зоны хранения.

Третий этап логистического процесса на складе включает еще более широкий перечень различных операций, связанных с реализацией товаров в соответствии с заказами потребителей:

1. Комплектация (комиссионирование) заказов. Этот процесс предполагает выполнение следующих важных мероприятий: получение заказов клиентов и оформление отборочного листа; отбор товара каждого наименования по заказу клиента и его комплектация; укладка отобранного товара в тару, на товароноситель; документальное оформление подготовленного заказа; формирование отдельных заказов в партию отправки; погрузка товаров в транспортное средство и оформление транспортных накладных.

2. Транспортировка заказов потребителям.

Она может осуществляться как складами, так и потребителями продукции. Наиболее распространенной и экономически оправданной является централизованная доставка товаров силами и средствами складов. В этом случае унитизация грузов и оптимальные маршруты доставки, используемые складом, значительно сокращают транспортные расходы и позволяют эффективно использовать транспортные средства. Поставки осуществляются мелкими и более частыми партиями, что приводит к снижению издержек по хранению страховых запасов у потребителя.

3. Сбор и возврат порожней тары.

Тара (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках иногда бывает многооборотной и подлежит возврату отправителю.

4. Контроль за выполнением заказов потребителей.

Предполагает контроль за соблюдением договорных обязательств перед потребителями, за выполнением их заказов в полном объеме и в широком ассортименте. Этот контроль осуществляется с помощью книг учета заказов, а также путем сверки фактически отгруженного количества товаров с данными заключенных договоров.

5. Оказание логистических услуг является важным фактором конкурентоспособности фирмы. Выделяют три основных вида логистического обслуживания: допродажное, продажные и послепродажное.

Допродажные услуги включают маркетинговые исследования рынка, различного рода информационные услуги, заключение договоров на поставку товаров и т.д.

Продажные услуги включают: полную проверку качества поставляемых товаров, их сортировку, фасовку и упаковку, замену заказанного товара на другой, предпродажная настройка товаров сложной бытовой техники, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

К послепродажным услугам относятся: установка изделий, их гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями, приемка и замена дефектной продукции.

6.  Информационное обслуживание склада.

Логистический процесс на современных складах предполагает наличие систем, управляющих информационными потоками. Такие системы осуществляют управление приемкой и отправкой грузов: управление запасами на складе; обработку поступающей документации; подготовку сопроводительных документов при отправке товаров и т.д. В зависимости от технической оснащенности склада и от уровня организации программно-технических средств выделяют:

- обработку информации вручную;

- обработку информации в пакетном режиме, когда подготовка и ввод в ЭВМ данных о поступающих и отгруженных товарах производится периодически вручную или автоматически;

- обработку информации в режиме реального времени, когда информация вводится в ЭВМ автоматически одновременно с движением товаров, т.е. в момент их перехода через контрольные пункты.

Системы управления информацией в пакетном режиме и в режиме реального времени не зависят от технических характеристик грузов и технологии их обработки на складе. Они могут применяться как на складах с ручным обслуживанием, так и на складах с высоким уровнем механизации.

Ключевые факторы

Показатели эффективности и результативности

Качество складского сервиса и удовлетворение потребителей

• Обеспечение выполнения заказа точно к указанному сроку

• Полнота удовлетворения заказа

• Точность параметров заказа

• Точность поддержания уровней запасов

• Количество возвратов заказов

• Ошибки в выполнении заказов

• Случаи потерь, хищений, порчи и т.п.

• Возврат товаров покупателями

• Претензии потребителей

• Оценка потребителями степени удовлетворения сервисом

Использование инвестиций

• Скорость и количество оборотов запасов

• Использование оборотного капитала

• Средний уровень запасов на складе

• Возврат на инвестиции в основные фонды

• Использование инвестиций в складскую инфраструктуру

• Использование инвестиции в технологическое (подъемно-транспортное) оборудование

Логистические издержки

• Затраты на управление складскими запасами . Затраты на внутрискладскую транспортировку

• Затраты, связанные с качеством продукции и сервиса (ущерб от недостаточного уровня качества, потери продаж, возврат товаров, устаревание запасов и т.п.) . Затраты на складскую грузопереработку и хранение

• Затраты, связанные с процедурами выполнения заказов

• Общие логистические издержки на единицу инвестированного в складские запасы капитала

• Общие логистические издержки на единицу складского товарооборота

Время логистических циклов

• Время обработки заказов потребителей

• Время доставки заказа

• Время подготовки и комплектации заказа

• Время выполнения заказа

Производительность

• Количество обработанных заказов в единицу времени

• Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств

. Использование складского пространства

• Количество операций грузопереработки в час