Активизация познавательной деятельности школьников с ЗПР на уроках английского языка как условие успешности обучения.
В настоящее время практически в каждом классе есть обучающийся с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального типа психического развития ребёнка.
Главная задача современной школы состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и решать возникающие проблемы, то есть в успешной социализации.
Школьный предмет «Английский язык» является частью всего образовательного процесса. Конечно же, не все учащиеся выйдут из школы хорошо владеющими английским языком, но иноязычная культура, которой они овладевают в процессе общения, поможет им избежать бездуховности.
Обучение английскому языку детей с ЗПР особенно актуально в силу того, что сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Уроки английского языка способствуют развитию личности ребёнка. Социальная адаптация многих детей с ЗПР проходит успешнее при условии знания ребёнком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский язык является международным языком и прекрасным способом познания мира, познания другой культуры.
Для учеников с ЗПР такой предмет учебного плана как английский язык является недосягаемой вершиной. Языковой барьер, то есть непонимание всего, пугает и одновременно отталкивает учеников с первых же уроков. Поэтому для учителя, работающего с детьми с задержкой психического развития, необходимо с самого начала подобрать правильные методы обучения, максимально облегчающие учебную деятельность.
Тылец В.Г., Краснянская Т.М. среди принципов обучения детей с ЗПР английскому языку особенно выделяют принцип коррекционной направленности. Это обусловливает наличие дополнительных коррекционных задач, направленных на развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Важно, чтобы через выполнение доступных по темпу и характеру личностно ориентированных заданий ученики поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Коррекция по мнению Г.В. Бурменской, О.В. Карабановой, А.Г. Лидерс, означает «систему педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей; это также как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития».
Цель коррекционной работы - исправление психических и физических функций ребёнка с ЗПР в процессе изучения английского языка.
На первое место должна быть поставлена задача развития восприятия, мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире. Учащиеся смогут говорить на английском языке, но на уровне их развития.
Если говорить об особенностях работы учеников с ЗПР на уроке английского языка, то можно отметить следующее:
1) Ученики отличаются незрелостью эмоционально-волевой сферы. То есть заставить себя работать ребёнок почти не может, часто отвлекается, бывает, не выполняют домашнее задание, не учат слова и т.п.
2) Дети имеют нарушения внимания. Очень тяжело концентрируются на чём-либо, произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение.
3) Ученики обладают незрелостью механизмов памяти. Оперативная память работает крайне слабо, медленно запоминают – быстро забывают. Хотя многократные повторения, основанные на эмоциональном восприятии предмета, иногда помогают.
4) Отличаются отставанием в развитии всех форм мышления. Тяжело устанавливают словесно-логические связи. У многих плохо развита речь.
5) Отличаются агрессивностью, склонностью к нарушениям дисциплины вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности, девиантным поведением. Их деятельность и работоспособность может зависеть от погоды, атмосферного давления, фазы луны, времени суток, времени года, настроения и многих других факторов.
6) Кроме этого, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе учебной деятельности.
Обучение ведётся по специальным адаптированным программам. При работе с учениками с ЗПР учитель иностранного языка может:
- уменьшить объём изучаемой лексики;
- подобрать более упрощённые тексты для чтения;
- монологические и диалогические выссказывания строить по речевым клише, опорам;
- выбирать для предъявления самые нужные и легко запоминающие конструкции по грамматике;
- снизить требования к знаниям и умениям по английскому языку.
При проектировании адаптированной рабочей программы учитываются общедидактические принципы:
– доступность материала;
– наглядность при его преподнесении;
– связь обучения с жизнью;
– сознательность усвоения материала;
– учёт индивидуальных особенностей и физического развития ребенка.
Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся.
Учитывая психофизиологические особенности детей с ЗПР придерживаюсь следующих методических принципов:
Обеспечение подвижной деятельности детей.
Частая смена деятельности.
Погружение в языковую среду.
Многократное аудирование вводимых структур.
Преемственность и постоянное повторение материала.
Общее развитие
ребёнка
посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.
Приоритетными видами деятельности на уроках являются:
– чтение, а также умение работать со словарём;
– игра, как двигательная активность, сопровождающаяся доступным языковым материалом,
– беседы-диалоги в парах, группах,
– развитие моторики и укрепление психики через проектную работу.
Эффективно использую на своих уроках современные образовательные технологии:
Разноуровневую дифференциацию обучения
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии.
Положительную мотивацию предусматривают:
– благоприятный психологический климат, хорошую дисциплину, чтобы всем было видно, слышно, никто никому не мешал;
– предупреждение утомляемости учащихся (паузы, физминутки, смену видов деятельности, песни);
– частую повторяемость материала, иностранное слово, чтобы дети его хорошо запомнили, нужно повторить в разных вариациях до 7 раз;
– обязательное использование разнообразной яркой, чёткой наглядности, грамматических таблиц;
– введение материала небольшими порциями в контексте;
– создание ситуаций успеха, поощрение даже маленького успеха школьника;
– задания должны быть чёткими, чтобы дети понимали, что они должны сделать, чтобы получить результат;
– целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов;
– в связи с недостатками памяти детей, текущие проверки овладения знаниями проводятся чаще;
– ученик должен быть уверен, что он может всегда воспользоваться подсказкой или опорой на школьной доске по алгоритму (забыл – повторю – вспомню – сделаю).
– не нужно постоянно исправлять ошибки в речи детей, а иногда похвалить ребёнка, несмотря на безграмотную речь.
Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения, чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими, какие они есть и радоваться успехам каждого.
Используемая литература
Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. А.Д. Гонеев, Н.И. Лифенцева, Н.В. Ялпаева, под редакцией В.А. Сластинина. Концепции коррекционно-развивающего обучения.