Тематическая разработка информационного часа на тему
«Манипуляции в общение и противостояние им»
преподавателя Нижнеломовского филиала ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» Ю.А.Галкиной
Манипулирование – это неявное воздействие на человека с целью добиться выгодного для другой стороны поведения. Выразив просьбу, человек четко описывает ситуацию, обозначает варианты и дает вам право выбора: помочь или не помочь. Не оказывая давления, не взывая к чувствам и эмоциям, не подсказывая, как себя вести. В просьбе можно отказать, и это будет воспринято адекватно.
Манипуляции противостоять сложно, потому что в ее фундаменте заложена психологическая уязвимость жертвы, а цель оппонента – получить желаемое любым способом. Сложно, но нужно.
Не очень приятно это признавать, но вся наша жизнь пронизана манипуляциями. Сознательно или не отдавая себе отчета, мы используем этот прием воздействия почти ежедневно. И, конечно, сами становимся его жертвами: нами манипулируют друзья, дети, супруги и родители, поставщики услуг и клиенты, подчиненные и руководители. Даже любимый домашний питомец вынуждает нас поступать согласно его желаниям. Как же не превратиться в слепого исполнителя чужой воли?
Манипуляция — это скрытый психологический прием, и распознать его крайне сложно. Особенно сегодня, когда мы, получая ежеминутно огромные потоки информации через интернет, радио и телевидение, да просто идя по улице, просто разучились относиться к ней критически.
Чтобы вычислить манипуляцию, важно внимательно слушать себя. Манипуляции, в отличие от аргументов, направлены на наши эмоции. Поэтому если в ходе разговора вы чувствуете, что ваше внутреннее состояние резко меняется, то, скорее всего, к вам применили манипуляцию. Например, коллега говорит вам: «Мне сегодня надо забрать пораньше ребенка из детского сада — пожалуйста, допиши мой отчет». Вы этого делать не должны и абсолютно точно не собирались, но вдруг почему-то говорите: «Да, конечно» — и корректируете собственные намеченные планы в ущерб себе. Есть ли в этом поступке объективные причины? Нет. Одни эмоции. Именно так работают манипуляции.
Признаки манипуляции: как распознать
Вами успешно манипулируют, если вы меняете свое твердое решение, но не можете объяснить почему. В голове нет логичных доводов, лишь ощущение, что оппонент прав. Иногда после диалога вы можете испытывать чувство вины, у вас падает самооценка, возникают эмоциональные качели. Другие признаки также очевидны, если смотреть на них рационально, включив критическое мышление:
Оппонент в разговоре приписывает вам слова, которые вы не говорили.
Не объясняет конечную цель просьбы, вместо этого засыпает вас множеством разрозненных фактов по теме.
Нарушение или отсутствие причинно-следственной связи между объяснением и выводом.
Оппонент взывает не к вашим знаниям и мыслям, а к чувствам. Старается вывести на эмоции.
Использование в качестве аргумента не конкретной статистики, а общей фразы «большинство сотрудников считают, что…».
Попытка опровергнуть логику частным случаем из жизни.
Почему мы легко поддаемся манипуляции
Потому что манипулятор зачастую бьет именно туда, где вы эмоционально уязвимы и полны сомнений: компетентный ли вы работник, делаете ли вы достаточно для своего уровня и заработной платы? Задаваясь этими вопросами, вы уже эмоционально нестабильны и вами легко управлять. За своим желанием понять, что вы все-таки молодцы и хорошие работники, вы не видите чужих мотивов.
Типы манипуляторов
Общее качество у всех манипуляторов — они действуют ради собственной выгоды, осознанно или бессознательно вторгаясь в личные границы человека. Отличается только набор инструментов для эмоциональной дестабилизации второй стороны.
Агрессоры
Они играют на чувстве вины. В диалоге практикуют обиду, агрессию и напористость. Уверены в собственном авторитете, используют это в качестве довода и считают свою критику объективной. Питаются страхом и уничижительным положением другого.
Жертвы
Используют жалобы для получения результата. Взывают к жалости и чувству справедливости. На вид это добрые, безобидные, неудачливые люди, которые будто бы сами оказались в уязвимой позиции.
Важная оговорка: если вы ощущаете себя жертвой манипуляции и ищите спасения у другого человека, отследите, не превратились ли вы сами в манипулятора?
Здесь граница между манипулятором и жертвой манипуляции тоже очень тонкая, и ее легко перейти. Обычно без таких спасателей в коллективе никто «не может справится», они с радостью предлагают помощь. Но конечная цель не помочь, а осознать собственную значимость и поднять самооценку.
Примеры манипулятивных техник
Схема манипуляции гениальна своей простотой: оппонент узнает болевые точки и использует их, чтобы переключить вас с рационального мышления на иррациональное, то есть с мыслей на чувства.
Вина и угрызения совести
Распространенная манипуляция среди родителей и руководства: с помощью слов заставить почувствовать другого виноватым. В этот момент сразу хочется искупить вину и сделать то, о чем просит манипулятор. Фразы-индикаторы: «последний шанс», «у нас очень мало времени», «нужно лучше разбираться».
Давление авторитетом
Манипулятор сразу обозначает, что он влиятельнее вас, у него больше возможностей и знаний, и предлагает довериться ему. Он может говорить: «мы так уже делали», «я это проверил на тысяче человек», «поверь, я знаю».
Создание условий, некомфортных для переговоров
Физический дискомфорт может затмевать доводы логики. Хочется сбежать из душного помещения, завершить выматывающий разговор любым способом, не задерживать явно торопящегося по важным делам человека.
Необоснованное отрицание
Полное отрицание разумности ваших доводов. Об этом говорят фразы «такого просто не может быть», «я не верю», «это невозможно».
Газлайтинг
Откровенно токсичная ситуация, в которой манипулятор самоутверждается за чужой счет. Стоит насторожиться, услышав: «если бы не я, тебя бы здесь не было», «я могу поговорить с кем надо», «по-моему, ты не компетентен для этого проекта».
Взаимная услуга, или принцип реципрокности
«Ты — мне, я — тебе». Коллега делает комплименты и угощает шоколадом, а потом просит ему помочь. Сложно отказать хорошему и любезному человеку. И комплименты звучат только громче: «я бы так точно не смог», «ты такой умный человек».
Чтобы не стать пешкой в чужой игре, попробуйте следовать этому алгоритму работы с манипуляциями.
1. Выслушайте собеседника до конца.
2. Отследите свои эмоции и желания.
3. Возьмите паузу.
4. Продемонстрируйте безразличие к манипуляции.
Развить устойчивость к манипуляциям помогут 10 правил психолога Эверетта Шострома. Он изложил их в своей работе «Человек-манипулятор» и назвал ни много ни мало «Декларация прав личности».
Я имею право сам оценивать свое поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.
Я имею право не извиняться.
Я имею право самостоятельно обдумать, хочу ли я отвечать за решение личных проблем других людей.
Я имею право изменить свое мнение.
Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки.
Я имею право сказать: «Я не знаю».
Я имею право быть независимым от доброжелательности и хорошего отношения ко мне.
Я имею право принимать нелогичные решения.
Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю».
Я имею право сказать: «Меня это не интересует».
Как не поддаваться на манипуляции
Манипулятор создает вокруг жертвы свою версию реальности: ситуацию, намеренно смоделированную из ложных фактов. Эмоционально нестабильная жертва решает, что манипулятор — единственный, кто обладает знаниями и навыками для решения проблемы. Манипулятор почти победил… В этот момент необходимо начать бороться и переключить рычаг давления:
1. Осознать, что вами манипулируют. Услышать слова и увидеть поступки, которые однозначно свидетельствуют о желании управлять вашим поведением.
2. Избавляться от эмоций — они мешают критически мыслить.
3.Любой поворот на эмоции возвращать в рациональное русло — туда, где есть причинно-следственная связь, логические доводы и подкрепленная фактами аргументация. Не реагировать на провокацию. Отвечать манипулятору, что вы не говорили тех слов, которые он вам приписывает. Обращать внимание на нелогичность и нарушение причинно-следственных связей. Задавать вопросы к необоснованным претензиям: «когда именно я нарушил сроки?», «где обозначено, что сегодня крайний срок подачи документов?», «можно ли взглянуть на данную статистику?» и прочие.
4. Не поддаваться силе авторитета. Статус высшего руководства символизирует об уровне ответственности и ничего не говорит о том, что любая информация от начальника — истина.
5. Обозначать границы дозволенного и зону рабочей ответственности — до какого момента вы готовы дискутировать и где начинается посягательство на личное пространство и время.
6. Если манипулятор искусен и выматывает вас на протяжении долго времени, можно прекратить манипуляции с помощь техники отзеркаливания. Если вас вынуждают срочно заняться чужой работой, чтобы не сорвать сроки, попросите манипулятора завершить вашу текущую работу (письмо, интервью, договор), так как ваши дедлайны тоже «горят». Это способ поставить манипулятора в позицию жертвы. Если манипуляция была неосознанная, человек может осознать, что был неправ.
Выводы
Если человек не слышит ваши логические доводы и усиливает давление – не надо защищаться. Лучше избегать дальнейшего общения полностью. Вероятно, разговор, в который вас втягивают, служит самоцелью: негативные эмоции, вина и страх подпитывают желание манипулировать и дают ему ощущение превосходства и нерушимой правоты. Оставьте доказательства тем, кто готов сотрудничать.
Как себя от этого защитить?
1) Уметь распознавать манипуляцию
Осознавать, что сейчас в ваш адрес идет манипулятивное воздействие. Вот признаки, указывающие на манипуляцию:
- Вы испытываете сильные эмоции
- Во время и после контакта с этим человеком вы чувствуете себя плохим, виноватым, должным, хотя нет объективных предпосылок для этого
- Ощущаете определенное давление на себя
- Вы чувствуете, что вас вынуждают делать то, что вам не выгодно, не нужно
- У вас ощущение, что вам приходится разгадывать посыл человека
В первую очередь, важно себе обозначить, что сейчас вами пытаются манипулировать.
2) Сначала разобраться в ситуации
Не спешите принимать решения и что-то делать. Сначала себе рационально разложите ситуацию.
3) Не позволять себя захлестнуть первой волне эмоций
Примите и поймите свои эмоции, но не действуйте под влиянием них, если сомневаетесь.
4) Не воспринимать мнение и позицию второй стороны как единственные верные и безусловные
Ищите альтернативы, обдумывайте, относитесь критически.
5) Не стоит автоматически брать на себя вину и начинать оправдываться
Вы уверены, что вы не правы и вы что-то натворили?
6) Проигнорировать посыл манипулятора
В каких-то случаях можно вообще проигнорировать посыл и не вовлекаться в коммуникацию.
7) Открытое разоблачение манипуляции
Можно так и сказать:
- Ты снова манипулируешь
- Я вижу в этом манипуляцию
8) Отказ от продолжения контакта в таком тоне
Можно обозначить, что данный формат для вас неприемлем:
- Я не готов общаться в таком тоне
- Я готов продолжить беседу только на основе фактов, а не на эмоциях
9) Перевести беседу в рациональное русло
Разобрать только факты, цифры, предметные претензии и т.д.
10) Сохранять невозмутимый и уверенный вид
Следите за осанкой, тоном, тембром речи. Не позволяйте вас задавить.
11) Не выдавать свои сильные эмоции
Старайтесь сохранять невозмутимость.
12) Уход из открытого противостояния
Не пытайтесь что-то манипуляторам доказать или их исправить
13) Оставаться на своем
В ряде случаев можно просто оставаться при своем мнении, стоять на своем. Использовать прием «заезженная пластинка», в ходе которого просто твердить свое.
14) Твердое и однозначное «нет»
Вы имеете право сказать «нет» и не оправдываться.
15) Минимизируйте контакт с такими людьми
Не подпускайте их близки и не доверяйте им.
16) Укрепляйте собственную устойчивость и уверенность в себе
Это поможет вам себя чувствовать уверенно в любой ситуации и не позволить себя вовлечь в манипулятивные игры.