УЧУСЬ УЧИТЬ

Современные образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, социализированной и адаптированной к жизненным условиям, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры. Считаю, что в этом заключается суть и назначение учительского труда.

Целью педагогической деятельности любого учителя является обновление и совершенствование образовательного процесса через применение педагогических технологий.

Исходя из этой цели, можно определить несколько приоритетных задач:

​ изучение и обобщение опыта эффективного использования педагогических технологий в педагогической деятельности;

​ овладение приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;

​ создание оптимальных условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.

Отслеживая качество образовательного процесса, необходимо подчеркнуть важность различия качества результата и качества процесса образования. Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. Влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату.

О том, что учителем созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует стабильность высоких учебных достижений учащихся.

Результатом образования являются изменения в компетентности учащихся, оценка которых входит как составная часть в образовательный процесс. В настоящее время разработаны и продолжают активно разрабатываться процедуры независимой оценки компетентности учащихся, то есть результативных показателей образования. Но какими бы совершенными ни были оценки качества результата образовательного процесса, они не дают прямой информации о том, каким образом можно это качество повышать. Ведь влиять на качество результата – значит изменять что-либо в самом процессе, приводящем к данному результату. Причем качество образования не является статичной переменной – оно может повышаться или понижаться в зависимости от происходящих изменений, неподконтрольных педагогическим измерениям. Поэтому можно выделить несколько путей, позволяющих отследить качество образовательного процесса.

Прежде всего, это проведение и анализ промежуточных контрольных работ. Входной срез проводится в начале учебного года. Его цель – определить уровень знаний учащихся в начале цикла обучения, разработать схемы действий для преодоления затруднений в обучении. Анализ результатов входного среза дает возможность выбрать адекватную методику обучения; сформировать мотивацию учеников; назначить дополнительные занятия для неуспевающих.

Промежуточный срез, позволяющий оценить успешность продвижения учащихся по предмету; подвести промежуточные итоги обучения; оценить успешность выбора методики обучения; корректировать учебный процесс, выбранные подходы и методы обучения. И Итоговый срез, позволяет сделать анализ результатов обучения; оценить успешность освоения учащимися предмета; оценить успешность выполнения учебной программы. Также в процессе обучения провожу проверочные и самостоятельные работы, тестирование.

В педагогической деятельности главная задача: повышение мотивации к изучению предметов. Ученик должен стремиться быть успешным. Поэтому, с первого класса нужно научить их учиться, сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний, показать преимущества успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Особую роль в управлении качеством образования играют современные образовательные технологии. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Очень хорошо, если учитель активно применяет на уроках и во внеурочной деятельности технологии проектной и исследовательской деятельности. Данные технологии готовят учащихся к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире.

Успешная социализация - одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку. Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Поэтому вся воспитательная, учебная и внеклассная деятельность должна быть направлена на развитие социально-адаптированной личности учащегося, способной к самореализации и саморазвитию.

При подготовке к уроку нужно уметь правильно пользоваться достаточно обширной методической и научно-популярной литературой, отбирая наиболее интересный дополнительный материал, позволяющий сделать урок занимательнее, использовать приемы и дидактические находки других учителей, искать новые способы стимулирования учебного труда учащихся, в первую очередь, в диагностическом, технологическом, личностно ориентированном подходе. Обязательно нужно разрабатывать и применять авторские методические приемы. Для создания успеха на занятиях использовать различные задания, что помогает сильнее заинтересовать учеников.

Технологии дифференцированного, проблемного, компьютерного, социоигрового обучения также способствуют формированию познавательной мотивации обучающихся. Сегодня многие педагоги и психологи говорят о необходимости создавать ситуации, когда ребенок, как член группы сравнивает себя с каждым другим ее членом, выясняя и его мнение о себе, и свое мнение о нем. В такой ситуации происходит скачок в развитии самосознания.

С этой целью очень результативно использовать групповую работу на уроках (уроки-исследования, практикумы, мастерские, игровые формы уроков).

  Чтобы мотивировать ребенка, необходимо учитывать влияние типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Так урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля за знаниями – как защиту оценки, зачет – практикум, урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) – как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок. Так же широко приветствуются уроки различной типологии: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина, заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и др.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеурочная деятельность имеет большое воспитательное значение, т.к. её цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную работу.

Всю внеурочную деятельность необходимо направлять на развитие и удовлетворение потребностей учащихся и родителей в получении качественного образования, используя при этом все возможности для обеспечения самореализации учащихся, мотивированных на достижение высоких учебных результатов. Для достижения эффективных результатов можно активно вести сотрудничество с педагогами дополнительного образования, воспитателями, организатором внеклассной работы, вести мониторинг занятости учащихся в мероприятиях различного уровня.

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых.

Работа по активизации познавательной деятельности учащихся, проводимая на уроках и в внеурочное время, позволяет добиваться значительных результатов в развитии познавательных и творческих способностей. Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. Задания творческого характера необходимо давать всем детям и оценивать только успех в работе. Внимательно слушая каждого ученика, нужно выявлять интересы и склонности ребёнка, применять творческие задания: занимательные и познавательные задачи, конструирование, проекты, отгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.

Для преодоления трудностей в усвоении учебного материала необходимо вести целенаправленную, активную работу с обучающимися, имеющими низкий уровень обучения, воспитанности, постоянно корректировать взаимодействие всех детей с помощью активных методов: часы индивидуального общения, игровые ситуации. Удобно вести Дневник наблюдений по работе с проблемными детьми, оказывать педагогическую помощь, следить и контролировать посещаемость детей на уроках; проводить индивидуальные беседы с родителями и детьми данной категории, привлекать проблемных детей во все дела класса, вовлекать в кружки, в участие в творческих конкурсах, практиковать тесную взаимосвязь с родителями. В результате этой работы в классе обязательно будут созданы ровные, спокойные, дружеские отношения, где каждый чувствует себя защищённым, ощущает себя полноценной личностью, важной частью целого коллектива.

Большое внимание в своей работе каждый учитель должен уделять одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Работу с одаренными детьми необходимо начать с диагностики характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив результаты диагностики, составить краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и даёт возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.

На уроках литературного чтения хорошо вести диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них учитель не должен называть ошибочным. Несовершенные (некультурные, натуральные) способы учебного поведения ребенка противопоставлены совершенным (культурным, социально значимым). Все детские версии нужно обговаривать не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге.

Во время урока желательно обобщать все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

Ученикам очень нравится и инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый учащийся класса может вести читательский дневник, в который записывает дополнительно прочитанные произведения. С 3 класса в дневнике может появиться запись в колонке «Что я думаю». В ней дети будут записывать свои впечатления о прочитанном произведении. Систематичность такой работы даёт свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы. Так некоторые ученики любят читать сказки, можно предложить им сочинить свою сказку. Педагог в данном случае координирует стремления детей, направляет их, помогает в выборе хорошей литературы. Они делятся с ним впечатлениями о прочитанных дома книгах, а он советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.

На уроках математики нужно вести целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.

На различных уроках используем дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаем учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Как правило, дифференцированные задания во время урока применяются на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап

закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия хорошо предоставить им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.

По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Так учитель побуждает учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.

Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.

Результатом работы педагога является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.

Для раскрытия творческих способностей дети могут применять активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность.

Все ученики вовлечены в творческую работу: тем, кто неплохо сочиняет, можно предложить составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.

Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.

Усидчивым ребятам предложите составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываются литературные термины, развиваю устную и письменную речь. Детские кроссворды можно редактировать и использовать в своей работе как разноуровневый дидактический материал.

Добиваясь позитивных результатов в работе с одаренными детьми по преподаваемым предметам, используем все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляем искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогаем им успешно реализовать замыслы.

Так же вовлекаем одарённых детей в проектную деятельность, так как участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность. Под руководством учителя учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, готовят рефераты, презентации.

На внеурочных занятиях нужно не только решать занимательные и олимпиадные задания по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися создавать обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовить открытые мероприятия, занимательные уроки, для проведения предметных недель: конкурсы, КВНы, брейн-ринги и юморины. Всё это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Результатами обучения должны стать: компетентность. целостная картина мира. Субъективность, развитое абстрактное мышление. владение полной структурой деятельности. Для достижения таких результатов в современном образовательном процессе есть технологии, которые развивают ученика, делают его компетентным, ответственным за происходящие процессы.

Цель педагогической деятельности любого учителя — создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели возможно через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.

Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками — это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный

процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога.

Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь - учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям. Именно к этому должен стремиться каждый настоящий учитель.