Консультация:
Консультация:
«Развиваем коммуникативные способности детей»
Подготовила учитель-логопед
Чухина М.А.
Консультация:
«Развиваем коммуникативные способности детей»
подготовила учитель-логопед
МАДОУ ЦРР д/с № 87 г.Калининград
Чухина М.А.
Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Важно, чтобы дети как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь, чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками, что способствует дальнейшему формированию коммуникации вашего ребенка.
Коммуникация, в свою очередь - это сообщение, передача информации посредством речи или иных знаковых систем в процессе взаимодействия.
Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт, умение организовывать общение;
- знание норм и правил при общении.
Развитие коммуникативных функций речи является одним из важнейших направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста, задачами которых являются:
- обучать умению слушать и слышать окружающих;
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Ребёнок всему учится в общении со взрослыми. Опыт общения
дошкольника создает предпосылки к развитию речи, умению слушать и отвечать на вопросы. Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и их задавать, устанавливать взаимодействие с окружающими людьми.
Довольно часто дети дошкольного возраста испытывают трудности
общения со сверстниками. Между детьми во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируются умения и навыки коммуникации. Иногда дети не умеют договариваться, конфликтуют, не умеют уступать друг другу.
Поскольку ведущей деятельностью дошкольника является игра, которая способствует развитию коммуникативной сферы, рекомендуются театрализованные игры, музыкально-ритмические подвижные игры, сюжетно - ролевые игры, а также коммуникативные игры.
игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Положительный фон создается именно в игровой деятельности, так как она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Существуют разнообразные виды театральных игр (настольные, кукольные, пальчиковые), которые можно использовать в общении с детьми, создается возможность проявить творчество, распределить между собой роли, инсценировать знакомую сказку.
Велика роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка дошкольного возраста, которая является ближайшим и постоянным окружением ребенка.
Роль общения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Формирование речи начинается еще до рождения, ученые доказали , что ребенок во внутриутробном периоде слышит голос матери, музыку. В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. На этом этапе развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила и
интонация. Малыш понимает язык переживаний, чувств. Общение сопровождается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.
Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были родители и педагоги, умеющие и желающие общаться с ним и помогать ребенку в развитии коммуникативной сферы, его социализации. Рекомендую некоторые упражнения и игры, которые помогут организовать «игровое общение» с целью развития коммуникативных способностей, воспитания навыков общения, усиления мотивации к общению, снятия тревожности у детей.
«
Подари у
лыбк
у
».
Дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
«
Скажи
комплимент».
Дети становятся в круг и по очереди говорят соседу несколько добрых слов, хвалят его
(«Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."
). Принимающий комплимент кивает головой и говорит:
"Спасибо, мне очень приятно!"
. Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" слово (что - то приятное).
«
Угадай
».
Общение на невербальном уровне: сначала ребенок узнает изображенный жест (на рисунке, фотографии) или самостоятельно придумывает, а затем воспроизводит этот жест, а другие должны угадать.
«
Кто как ходит
».
Один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит.
5. «Подарок другу». При помощи мимики и жестов дети изображают подарок и образно дарят его друг другу.
6. «Магазин». Взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняют, для чего необходим этот предмет.
7. «Расскажи о друге». Двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее.
8. «Развесили». Один из детей должен рассмешить других детей разными способами: рассказывают веселую историю, предлагают игру или др.
9. «Сравни». Дети сравнивают себя с какими - то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение.
10. «Танцуй с другом». Всем участникам раздать по одной игрушке. Взрослый предлагает потанцевать вместе с игрушками, так как игрушкам танцевать самим скучно. Далее количество игрушек увеличить и попросить участников своим игрушкам найти друга под музыкальное сопровождение. Затем попросить взять в каждую руку по выбранной игрушке и потанцевать, организовать хоровод из игрушек (сложить их в круг), взять за руки соседей и водить хоровод вместе.
На последующих этапах участники должны выбрать в качестве друга не игрушку, а другого участника для танца в паре.
11. «Помоги Маше». Взрослый говорит, что у девочки Маши случилась
беда: сломались все игрушки, и ей больше не с чем играть, показывает несколько частей двух - трех игрушек, например, кольца пирамидки, две части одной машинки и т.д., а также просит помочь Маше починить их.
12. «Сделай по образцу». Взрослый предлагает выполнить различные действия по образцу. Например, взять куклу за руку, т.е. добиваться того, чтобы ребенок повторил то или иное действие.
13. «Обезьянки». У зеркала ребенок вместе со взрослым выполняют действия по подражанию (изобразить гримасу обезьянки, собачки, зайчика и т.д.).
14. «Катаем мячик». Взрослый берет мяч и катит его к одному из детей: «Катится мячик в гости к Ване, лови!». После того, как ребенок поймает мяч, предлагает ему катить мяч другому ребенку: «Ваня, кати мячик». Если ребенок затрудняется, нужно помочь ему: «Ваня, кати мячик Тане!». Затем взрослый предлагает перебрасывать мячик друг другу, называя съедобные и несъедобные предметы. Когда слышится «несъедобное слово» мяч ловить не нужно.
В результате такой совместной игровой деятельности дети лучше ориентируются в окружающем пространстве, понимают эмоциональное состояние людей, проявляют чувства сопереживания, отзывчивости, у них формируются умения сдерживать желания и эмоции в разных ситуациях, уступать сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.
Таким образом, работа, направленная на формирование
развитие коммуникативных функций у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможность устранить большую часть проблем в общении, в процессе занятий формируются навыки действия по образцу, взаимодействие взрослого с ребенком,
ребенка с ребенком,
положительное отношение к
окружающим..
Список использованной литературы:
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия. 2000. - 160 с.
Шипицына Л.М., Воронова А.П.,
Защиринская
О.В., Нилова Т.А. Основы коммуникации.– СПб.1995.
Шипицына Л.М., Воронова А.П.,
Защиринская
О.В., Нилова Т.А. Азбука общения.– СПб.,2003.
Полякевич
, Ю.В Осинина. Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. – Изд. 3-е,
испр
. – Волгоград: Учитель. - 157с.
Материалы интернет – ресурсов.