Фоминых Светлана Анатольевна,
учитель-логопед МКДОУ д/с № 19 «Сказка»
г. Омутнинска Кировской области
e-mail: svetlanaoikova@mail.ru
Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Успех логопедической работы с детьми с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников. Эффективная коррекция речевого нарушения возможна только в создании единого пространства учитель-логопед – семья.
В логопедической работе, как известно, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские собрания, открытые занятия, «круглые столы», семинары, лэпбуки, квесты и другие. Родители, посещая эти мероприятия, получают возможность следить за успехами своих детей, знакомиться с основными методами и приёмами коррекционной работы, наблюдать, насколько их ребёнок самостоятельно справляется с заданием, видеть его трудности и перспективы.
Однако при организации работы с семьями воспитанников приходится сталкиваться с рядом проблем. Это педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребёнку, игнорирование родителями своей ответственности за воспитание детей.
На сегодняшний день многие традиционные формы работы детского сада с семьей утратили свою ценность. Особой популярностью у родителей пользуются «мастер-классы».
Мастер-класс - одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опыта участников.
Принцип мастер-класса: «Я знаю как это делать. Я научу вас», т. е. не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология.
Организация мастер-классов для родителей проходит в несколько этапов:
1 этап: Определение ведущей педагогической идеи, с которой связано название мастер-класса. Очень часто мастер-классы проводятся по запросу воспитателей или родителей. Но всегда нужно помнить, что большинство родителей не имеют педагогического образования и тем более не владеют специальной терминологией. Название мастер-класса должно быть понятно участникам и вызывать интерес.
2 этап: Постановка цели и задач, связанных с темой мастер-класса.
3 этап: Составление подробного плана мастер-класса. Подбор технических средств и различных форм работы в соответствии с целями и задачами. На данном этапе необходимо соблюдать следующие рекомендации:
Н
еобходимо
придумать проблему, вопрос, парад
окс, которые ввели бы родителей в тему мероприятия
и представляли для них интерес.
Подготовить теоретическую часть, желательно с использованием видеороликов, презентаций.
Лекционный материал должен занимать минимум времени, большую часть времени следует отвести для практической работы (передачи опыта работы по данной теме).
П
роведение имитационной игры: учитель-
логопед
проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с
детьми
.
И
зготовление
пособий (
подготовка расходных материалов
на каждого участника).
Это может быть изготовление игрушки, для развития речевого дыхания, или составление из картинок
сказки, для
проведения артикуляционной гимнастики и т.д.
Обязательно продумать заключительный этап – рефлексия (небольшой тест, вопросы и замечания по содержанию мастер-класса, дискуссия по результатам совместной деятельнос
ти логопеда и родителей
).
4 этап: Выбор места, времени и длительности проведения мастер-класса, расстановки мебели.
Музыкальны
й зал, группа и
т.д. (зависит от количества участников)
.
Лучше проводить мастер-класс для родителей в вечерние часы, после трудового дня, но помнить о длительности проведения (от 30 до 60 минут)
.
5 этап: Выбор способа оповещения родителей о предстоящем мастер-классе.
Индивидуальные устные приглашения
.
Объявление на стенде в
группе
.
Размещение информации на сайте образовательного учреждения.
Информация о проведении мастер-класса должна содержать в себе:
название, время и место проведения
;
кратк
ую информацию о педагоге, который проводит данное мероприятие
;
к
раткое содержание мастер-класса;
о
жидаемые результаты (
например,
приняв участие в нашем мастер-классе
,
вы узнаете
,
что такое артикуляционные упражнения,
как они влияют на речевое развитие ребенка, а также познакомитесь
с приемами выполнения артикуляционной гимнастики).
этап:
Проведение мастер-класса.
Применение мастер-классов позволяет вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс, сделать его более насыщенным и результативным. Преимущество использования мастер-классов заключается в том, что значительно повышается мотивация родителей к коррекционной работе, а, следовательно, положительных результатов можно достичь в короткие сроки.
Позитивные результаты проведения мастер-классов показывают непрерывный контакт учителя-логопеда, практически индивидуальный подход к каждому участнику - вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм трансляции педагогического опыта.
Достижение уровня партнерских отношений с родителями и создание единого пространства учитель-логопед и семья – есть главный показатель эффективности данной формы взаимодействия.
Список информационных источников:
Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие
/ П
од ред. Л.С.Вакуленко. СПБ.:
ООО «
Издательство « ДЕТСТВ
О-
ПРЕСС», 2011г.
Чиркова
С.В. Родительские собрания в детском саду. М., 2008г.
Бачина
О.В.,
Самородова
Л.Н. «
Взаимодействие логопеда и семьи ре
бёнка с недостатками речи» М. «
Сфера «, 2009г.