Фоминых Светлана Анатольевна,

учитель-логопед МКДОУ д/с № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области

e-mail: svetlanaoikova@mail.ru

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников

Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Успех логопедической работы с детьми с нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников. Эффективная коррекция речевого нарушения возможна только в создании единого пространства учитель-логопед – семья.

В логопедической работе, как известно, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские собрания, открытые занятия, «круглые столы», семинары, лэпбуки, квесты и другие. Родители, посещая эти мероприятия, получают возможность следить за успехами своих детей, знакомиться с основными методами и приёмами коррекционной работы, наблюдать, насколько их ребёнок самостоятельно справляется с заданием, видеть его трудности и перспективы.

Однако при организации работы с семьями воспитанников приходится сталкиваться с рядом проблем. Это педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребёнку, игнорирование родителями своей ответственности за воспитание детей.

На сегодняшний день многие традиционные формы работы детского сада с семьей утратили свою ценность. Особой популярностью у родителей пользуются «мастер-классы».

Мастер-класс - одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта, семинар для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена опыта участников.

Принцип мастер-класса: «Я знаю как это делать. Я научу вас», т. е. не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология.

Организация мастер-классов для родителей проходит в несколько этапов:

1 этап: Определение ведущей педагогической идеи, с которой связано название мастер-класса. Очень часто мастер-классы проводятся по запросу воспитателей или родителей. Но всегда нужно помнить, что большинство родителей не имеют педагогического образования и тем более не владеют специальной терминологией. Название мастер-класса должно быть понятно участникам и вызывать интерес.

2 этап: Постановка цели и задач, связанных с темой мастер-класса.

3 этап: Составление подробного плана мастер-класса. Подбор технических средств и различных форм работы в соответствии с целями и задачами. На данном этапе необходимо соблюдать следующие рекомендации:

Н

еобходимо

придумать проблему, вопрос, парад

окс, которые ввели бы родителей в тему мероприятия

и представляли для них интерес.

Подготовить теоретическую часть, желательно с использованием видеороликов, презентаций.

Лекционный материал должен занимать минимум времени, большую часть времени следует отвести для практической работы (передачи опыта работы по данной теме).

П

роведение имитационной игры:  учитель-

логопед

проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с

детьми

.

И

зготовление

пособий (

подготовка расходных материалов

на каждого участника).

Это может быть изготовление игрушки, для развития речевого дыхания, или составление из картинок

сказки, для

проведения артикуляционной гимнастики и т.д.

Обязательно продумать заключительный этап – рефлексия (небольшой тест, вопросы и замечания по содержанию мастер-класса, дискуссия по результатам совместной деятельнос

ти логопеда и родителей

).

4 этап: Выбор места, времени и длительности проведения мастер-класса, расстановки мебели.

Музыкальны

й зал, группа и

т.д. (зависит от количества участников)

.

Лучше проводить мастер-класс для родителей в вечерние часы, после трудового дня, но помнить о длительности проведения (от 30 до 60 минут)

.

5 этап: Выбор способа оповещения родителей о предстоящем мастер-классе.

Индивидуальные устные приглашения

.

Объявление на стенде в

группе

.

Размещение информации на сайте образовательного учреждения.

Информация о проведении мастер-класса должна содержать в себе:

название, время и место проведения

;

кратк

ую информацию о педагоге, который проводит данное мероприятие

;

к

раткое содержание мастер-класса;

о

жидаемые результаты (

например,

приняв участие в нашем мастер-классе

,

вы узнаете

,

что такое артикуляционные упражнения,

как они влияют на речевое развитие ребенка, а также  познакомитесь

с приемами выполнения артикуляционной гимнастики).

этап:

Проведение мастер-класса.

Применение мастер-классов позволяет вовлечь родителей в коррекционно-развивающий процесс, сделать его более насыщенным и результативным. Преимущество использования мастер-классов заключается в том, что значительно повышается мотивация родителей к коррекционной работе, а, следовательно, положительных результатов можно достичь в короткие сроки.

Позитивные результаты проведения мастер-классов показывают непрерывный контакт учителя-логопеда, практически индивидуальный подход к каждому участнику - вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм трансляции педагогического опыта.

Достижение уровня партнерских отношений с родителями и создание единого пространства учитель-логопед и семья – есть главный показатель эффективности данной формы взаимодействия.

Список информационных источников:

Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие

/ П

од ред. Л.С.Вакуленко. СПБ.:

ООО «

Издательство « ДЕТСТВ

О-

ПРЕСС», 2011г.

Чиркова

С.В. Родительские собрания в детском саду. М., 2008г.

Бачина

О.В.,

Самородова

Л.Н. «

Взаимодействие логопеда и семьи ре

бёнка с недостатками речи» М. «

Сфера «, 2009г.