Мастер-класс: Дипломатия-дорога к миру и межкультурной коммуникации

 

Тип: урок открытия нового знания

Форма: парламентский урок

Направление воспитательной деятельности: социально-гражданское

Методы и приемы:

— методы формирования сознания: метод примера, эмоциональное воздействие;

— методы убеждения: информационный, поисковый, взаимного просвещения;

— методы самоопределения: рефлексия;

— методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование.

Ключевые понятия: дипломат, дипломатия, конфликт, компромисс, дипломатичный человек, школьная дипломатия.

Цель:

воспитание у учащихся убеждённости использования средств дипломатии как оптимального способа решения конфликтов, а также формирование у учащихся активной гражданской позиции и культуры мира

Задачи:

— развитие навыков детской дипломатии через знакомство с понятиями «дипломат», «дипломатичный человек», «дипломатия», «конфликт», «компромисс»;

- воспитание уважения к культуре другого народа, национальной культуре;

-воспитание межкультурной компетентности;

 - формирование следующих УУД:

личностные

— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт

коммуникативные

— формировать умение работать в парах;

— развивать умение высказывать свои мысли.

регулятивные

— формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

— формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

познавательные

— развивать внимание, критическое мышление.

— развивать у учащихся навыки сотрудничества.

Оборудование:

дипломат (орфографический словарь, учебник истории, англо-русский словарь, галстук, игрушка, яркая спортивная футболка),

 раздаточный материал (см. Приложения),

 материал для работы групп (см. Приложения),

 политическая карта мира формата А1,

магниты, компьютер, колонки, проектор,

 флажки для групп (1, 2, 3, 4).

 

Ход занятия

 1 этап — мотивация, введение в проблему, целеполагание

Слайд 1 Здравствуйте, ребята, гости! Я рада вас всех видеть. Пусть сегодняшняя встреча принесет нам радость общения и открытия новых знаний.

 

Начало нашего занятие будет необычным. В руках у меня кейс. А название у него довольно интересное, это «дипломат».

 

Знакомо ли вам это слово? Знаете ли вы другое определение этого слова?

Знакомо / не знакомо. Это человек, это профессия.

(Поставить закрытый дипломат на подставку)

 

Оказывается, что у слова «дипломат» есть несколько определений. Давайте их уточним.

 

Слайд 2. ДИПЛОМАТ

 

Ребята, на слайде представлены определения слова «дипломат», взятые и словаря Ожегова.

_____________, прочитай, пожалуйста, первое определение данного слова (второе, третье).

1.Должностное лицо, специалист, занимающийся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.

 

2.Плоский чемоданчик для ношения бумаг, тетрадей, книг.

 

3.Человек, действующий дипломатично, тонко

.

С одним из определений этого слова мы уже познакомились в начале занятия, т.е. дипломат – это плоский чемоданчик.

Оказалось, что ДИПЛОМАТ – это еще и название должностного лица, специалиста, занимающегося дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений, т.е. это профессия.

 

Задание 1. Определить, чем занимаются дипломатические работники.

 

Слайд 3. Давайте посмотрим небольшой видеоролик, в котором вы увидите известных российских дипломатов. И ваша задача не только смотреть, но и внимательно слушать, чтобы после просмотра ответить на вопрос: чем занимаются дипломаты?

 


Так, чем занимаются дипломаты?

Проводят переговоры, защищают интересы нашей страны, подписывают договоры, ездят в командировки.

И правда, дипломат – профессия уникальная. Дипломаты постоянно проводят переговоры с зарубежными партнёрами, отстаивают интересы нашей страны в иностранном государстве. Их главная задача разрешить конфликты мирным путем. Дело это непростое и ответственное.

 

Задание 2. Определить, какими знаниями должен обладать дипломатический работник.

Ребята, как вы думаете, какими знаниями должен обладать человек, работающий в сфере дипломатии?

Дипломат должен быть умным, честным, терпеливым и т.д.

А проверить и, возможно, дополнить ваши ответы нам поможет дипломат, который я принесла с собой. Давайте его откроем и посмотрим, что лежит внутри.

(Открыть дипломат)

__________________, я прошу вас помочь мне. Посмотрите сами и покажите классу, что находится внутри дипломата. Итак, внутри лежат … (футболка, галстук, игрушка, учебник истории, орфографический словарь, англо-русский словарь).

А теперь оставьте только те вещи и предметы, которые обязательно должны быть у дипломатического работника.

Почему вы убрали игрушку и футболку?

Дипломат – это серьезный и занятой человек, играть ему некогда.

Дипломат должен соблюдать деловой стиль в одежде, поэтому яркие футболки в рабочее время он носить не может.

Почему оставили:

англо-русский словарь (дипломат должен владеть иностранными языками, );

учебник истории (дипломат должен хорошо знать историю России и других государств);

галстук (дипломат должен соблюдать деловой стиль в одежде, предусмотренный дипломатическим протоколом, и быть вежливым);

орфографический словарь (дипломат должен быть грамотным и хорошо знать русский язык);

Таким образом, дипломат – это всесторонне развитая личность. И в доказательство я приведу высказывание самого главного дипломата в нашей стране, министра иностранных дел Сергея Викторовича Лаврова.

_____________, прочитай, пожалуйста.

Слайд 4: «Сегодня дипломатия помимо переговоров на тему войны и мира занимается почти всем. Практически любая сфера человеческой деятельности должна быть знакома дипломату, хотя бы в общих чертах».

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров

 

 Задание 3. Определить, какими качествами должен обладать дипломатический работник.

 

А какими качествами должен обладать человек, работающий в данной сфере?

Ответить на этот вопрос вам поможет такое задание. У вас на столе лежат листочки голубого цвета на которых написано слово «ДИПЛОМАТ». Посоветуйтесь друг с другом и напротив каждой буквы напишите прилагательное, начинающееся с этой буквы, которая характеризует человека данной профессии. Например, Д-доброжелательный, добрый и т.д.

Итак, что у вас получилось? Давайте прочитаем.

СЛАЙД  5

. Д – доброжелательный, добросовестный

И – интеллигентный, интересный

П – порядочный, правильный, преданный

Л – любознательный, лояльный

О – обаятельный, опрятный

М – мудрый, мужественный

А – аккуратный, артистичный

Т – трудолюбивый, талантливый

 

Молодцы! Ребята, как вы считаете, этими качествами должен обладать только человек, который работает дипломатом?

Не только человек, работающий дипломатом, но и все люди. Все верно! Так какого человека можно назвать дипломатом?

СЛАЙД 6

-Человек, действующий дипломатично, тонко (показать на определение)

Ребята, а как вы думаете, какое из трех определений (первое, второе или третье) актуально для нас с вами как участников образовательной деятельсности?

Третье определение.

Я согласна с вами. Умение действовать дипломатично очень важно для каждого из нас.

СЛАЙД 7

И поэтому тема нашего занятия Дипломатия-дорога к миру и межкультурной коммуникации

Сегодня  мы попытаемся с вами ответить на следующие вопросы:

-Что такое дипломатия?

-Как развитие межкультурной коммуникации приводит к мирному сосуществованию.

Скажите: что такое межкультурная коммуникация?

СЛАЙД 8

Межкультурная коммуникация – это общение людей, представителей разной культуры.

Приведу небольшой пример. Студенты из Тайланда перестали посещать лекции по русской литературе. «Она на нас кричит», - сказали они о преподавательнице, говорящей в соответствии с русской педагогической традицией громко, чётко и ясно. Эта манера оказалась неприемлемой для студентов-тайцев, привыкшим к иным фонетическим и риторическим параметрам.

А приходилось ли вам когда-либо общаться с иностранцами?

 Умеете ли вы «общаться без слов»?

Ребята и гости,  приглашаю вас принять участие в тренинге.

СЛАЙД 9 ТРЕНИНГ

 

Варианты карточек: РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1.    Вы – представитель французской культуры, ваше приветствие: двоекратный поцелуй, причём партнёры при этом не касаются друг друга, а как бы имитируют поцелуй «в воздух».

2.    Вы – представитель культуры США. Ваше приветствие: коротко сказать «хэлло», стоя от партнёра на расстоянии примерно 50см.

3.    Вы – представитель культуры маури. Ваше приветствие: три раза потереть носом о нос партнёра.

4.    Вы – представитель индийской культуры. Ваше приветствие: сложить ладони вертикально перед грудью и слегка поклониться.

5.    Вы – представитель японской культуры. Ваше приветствие: держа руки по швам, сделать лёгкий поклон (наклон туловища под углом 45 градусов) в сторону партнёра, замереть на две секунды.

6.    Вы – представитель немецкой культуры. Ваше приветствие: стоя не на слишком близком расстоянии от партнёра, коротко и крепко пожать ему руку.

Трудно ли вам было выполнить это, на первый взгляд, простое задание? Что вы испытывали, выполняя то или иное задание карточки? Было ли у вас чувство неуверенности и напряжения: ответят ли вам таким же образом и правильно ли вы продемонстрировали содержимое карточки?

Итак, на своём личном примере вы смоги убедиться, что его Величество Общение (Коммуникация) правит людьми. Общение (коммуникация) – это столп, стержень, основа существования человека. Однако, владея одним и тем же языком, люди не всегда могут правильно понять друг друга, и причиной часто является именно расхождение культур.

Говоря о межкультурной коммуникации, как о науке, нельзя не осветить такие понятия, как

СЛАЙД 10

  • язык, 

Язык – всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами.

Language is the ability to use words in order to communicate. 

 Весь мир можно разделить на «своих», объединённых языком и культурой людей и на «чужих», не знающих языка и культуры.

В рамках собственной культуры создаётся прочная иллюзия своего видения мира, образа жизни, менталитета и т.д. как единственно возможного и, главное, единственно приемлемого. Однако, стоит только выйти за рамки своей культуры, столкнуться с иным мировоззрением, мы сразу замечаем различия культур, различия в представлениях о том или ином предмете, понятие.

Что в одной стране считается постыдным, в другой — совершенно нормально. Какие же культурные традиции отличают русских от всех прочих иностранцев?

 

Звуки за столом

С самого детства русских детей учат вести себя за столом тихо и скромно. «Не чавкай!», «Не говори с набитым ртом!», «Пока я ем, я — глух и нем», — каждый ребенок в России неоднократно слышит подобные родительские увещевания.

А вот, например, в Тайване и Китайской Республике, наоборот, принято причмокивать за столом.

Опоздания

Русский человек может себе позволить опоздать на дружескую встречу, но лишь на несколько минут, в противном случае его сочтут невоспитанным человеком.  А вот житель Германии придет в ужас от опоздания даже на две-три минуты.

Пунктуальность — отличительная черта всех немцев. В Индии же, наоборот, опоздание в час не считается чем-то зазорным, вас не только дождутся, но даже и не обидятся.

Нож за столом

При сервировке стола русские часто кладут рядом с тарелкой нож. Будьте осторожны с привычкой пользоваться ножом в Германии — здесь это считается дурным тоном.

Повар в ресторане или хозяйка дома, куда вы приглашены, может даже обидеться, так как посчитает, что мясо получилось слишком жестким.

Угощение в гостях

Жители России специально не едят перед походом в гости, так как ожидают пир на весь мир. Русские хозяйки любят накрывать богатые столы, чтобы никто не ушел от них голодным. За рубежом к этому относятся гораздо проще: закуски и аперитив — вот и весь нехитрый стол.

Не платить за девушку в кафе

В России мальчиков воспитывают «по-джентльменски». Открывать перед дамой дверь, подавать ей пальто, отодвигать стул и платить за нее в ресторане — совершенно обычные вещи.

Более того, если девушка захочет заплатить за себя сама, это может даже обидеть ее кавалера. В США и европейских странах все совсем наоборот. На свиданиях тут принято платить 50 на 50.

 

Я привела   типичнейшие примеры конфликтов культур.

 

 

 

 

СЛАЙД 11

А вы сможете определить кто это? 

1.    Вежливый, сдержанный, педантичный, малообщительный, невозмутимый, консервативный, аккуратный, добросовестный, изящный. (англичане)

2.    Элегантный, галантный, болтливый, лживый, обаятельный, скупой, легкомысленный, раскованный. (французы)

3.    Аккуратный, педантичный, исполнительный, экономный, неинтересный, въедливый, сдержанный, упорный, работоспособный. (немцы)

Итак, мы раскрыли только часть становления межкультурной коммуникации. Можем повести итоги по исследованию данного вопроса.

СЛАЙД 12

 Три «Т» - Терпение, Терпимость, Толерантность – вот формула межкультурной коммуникации

СЛАЙД 13

Вернемся к нашему образовательному процессу.

Ребята что вы видите на этом слайде?

Сорят, ссорятся, дерутся. Итак, все, что вы перечислили можно назвать одним ловом «КОНФЛИКТ» (слово на доске)

А что чаще всего для вас является причиной конфликта?(что-то не поделили, кто-то обидел, оскорбил, толкнул, расходятся во мнении и т.д.)

Какой выход вы бы предложили ребятам?

-договориться  СОТРУДНИЧЕСТВО

-уступить УСТУПКА

-подраться и забрать силой – СОПЕРНИЧЕСТВО

-купить одинаковые подарки- ИЗБЕГАНИЕ КОНФЛИКТА

-поспорить (камень-ножницы-бумага) – КОМПРОМИСС

 Как видите. Путей выхода из конфликта множество. Главное- с помощью уступок друг другу находить КОМПРОМИСС (слово на доске)

Как вы думаете, что такое компромисс?

Компромисс  -это способ решить конфликт, договориться и т.дд.

Правильно, компромисс – это решение конфликта мирным путем, с помощью взаимных уступок. Разрешение конфликта дело трудное. А как вы думаете, какая способность ЧЕЛОВЕКА помогает разрешить конфликт или найти компромисс?

Умение говорить, общение

Все верно, умение говорит, или ОБЩЕНИЕ.

Диалог, умение договариваться, уважительно относиться к мнению другого – это и есть дипломатия.

Так что же нам поможет перейти от конфликта к компромиссу?

ДИПЛОМАТИЯ

 Слово ДИПЛОМАТИЯ – между словами КОНФЛИКТ и КОМПРОМИСС.

Закончите фразу «Дипломатия – это….»

Дипломатия – это способ решать конфликты мирным путем.

А дипломатичный человек – это человек, который умеет…

ДОГОВАРИВАТЬСЯ, ГОВОРИТЬ и ОБЬЯСНЯТЬ, ВЫСЛУШАТЬ ДРУГОГО…(на доске вывешивается наглядный материал)

СЛАЙД 14

А дипломатия помогает нам жить без конфликтов и достигать компромисса в случае их появление.

НООГЕНОВСКАЯ ЗАДАЧА

Ребята. Давайте подумаем, что будет, если все люди во всем мире станут дипломатичными? Как это повлияет на страны нашей планеты?

-все будут жить дружно, без конфликтов, не будет войны.

Вы абсолютно правы. Не будет войны!

А мир во всем мире начинается с нас самих! (можно указать на цитату в классе ПОСТЕР)

Поэтому дипломатия – это не только встречи с зарубежными партнерами, командировки.

Дипломатия – это дорога …К МИРУ!

Молодцы! Я полностью с вами согласна-дипломатия – дорога к миру.

 

 А теперь выполним творческое задание- создать картину МИРА, ДРУЖБЫ И ДОБРА.

 На столе есть картинки. Разместите их на карте мира.

Ребята, посмотрите. Какая замечательная картина мира у нас с вами получилась!

 

СЛАЙД 15

Великий китайский философ ЛАО-ЦЗЫ говорил:

«Преодоление трудного начинается с легкого, а с малого начинается великое»

Если в нашей душе, семье,  коллективе, школе будет царить мир и спокойствие, то на всей планете МЫ, люди, будем жить мирно, дружно и без конфликтов.

СЛАЙД 16

           В заключении нашего занятия я хочу включить клип «Мир без войны», который вышел 8 декабря 2014г. Для записи клипа в сводный хор «Дети Земли» объединились самые яркие и известные исполнители из России, Украины, Белоруссии, Израиля и Германии. Многие из них являются победителями известных конкурсов и телепроектов («Голос. Дети», «Детское Евровидение», «Детская Новая волна»),
Автором идеи является известный музыкальный продюсер, президент «Республики KIDS» Евгений Орлов. Музыку и слова написала украинская певица и композитор, мастер «Katapulta Creative Team» Екатерина Комар. Режиссёром клипа стала Елена Вахрамеева, хореограф постановщик, актриса, мастер «Katapulta Creative Team».
 
Песня, да и сам клип даёт возможность задуматься каждому о том, что он может сделать для того, чтобы мир стал лучше и добрее.

 

https://rutube.ru/video/ae340b2bc60cd0836947205125498edc/?&utm_source=embed&utm_medium=referral&utm_campaign=logo&utm_content=ae340b2bc60cd0836947205125498edc&utm_term=yandex-video.naydex.net%2F&referrer=appmetrica_tracking_id%3D1037600761300671389%26ym_tracking_id%3D10679045775559924692

 

На этом наше занятие закончено. Спасибо уважаемым гостям, что посетили наше мероприятие. И огромное спасибо вам, ребята, что стали моими помощниками в реализации этого мероприятия.