Мастер-класс для педагогов ДОУ
Тема: преодоление речевых дефектов у дошкольников, посредством использования педагогами ДОУ логоритмики или логоритмических упражнений.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Участники: педагоги ДОУ
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию логоритмических упражнений в ходе НОД.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на логопедических занятиях с использованием логоритмики.
Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.
Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.
передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов.
План проведения:
1.Сообщение: «Актуальность использования данной методики».
2.Практическая часть:
-разминка
-пальчиковая гимнастика
-арт.гимнастика
-темпоритмические упражнения
-речедвигательные упражнения
-релаксация
3. Рефлексия.
Ход мастер-класса:
1.Орг момент.
Приветствие гостей:
-Сегодня необычное занятие, мастер-класс, который подразумевает активное общение участников данного мероприятия. Поэтому, чтобы в дальнейшем, нам легче было общаться, давайте представимся
Ах, какой цветочный сад,
Видеть Вас всех очень рада!
Я садовница большая,
Как же звать Вас всех не знаю,
Ну-ка гости не зевайте своё имя называйте ( назвать цветок на первый звук вашего имени, например Наталья- незабудка)
Да, не сад, а просто рай-
Фигуру, что люба себе выбирай ( тест особенности характера участников мастер-класса, узнаем в ходе занятия.)
Актуальность темы:
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом становится все больше и им следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения. Это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.
Результаты логопедической диагностики:
Основные нарушения в порядке убывания.
- Что делать воспитателям ДОУ, не имеющих в своей структуре логопедических групп, логопунктов.
-Что делаете, вы коллеги для коррекции речи? (варианты ответов педагогов).
- каков результат Вашей деятельности?
Необходима новая эффективная методика развития речи!
Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания, развитии артикуляционной, мелкой и общей моторики предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.
Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
1. Оздоровительные
В результате решения оздоровительных задач: укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани.
2. Образовательные.
Осуществление образовательных задач способствует формированию пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. Происходит развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.
Развитию ловкости, силы, переключаемости, координации движений. Дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыки (понятие темпа, ритма и т.п.).
3. Воспитательные.
Решение воспитательных задач способствует развитию способности восприятия музыкальных образов, умению перевоплощаться, развитию выразительности и грации движений. Позволяет воспитывать чувство коллективизма, действовать согласно правилам игр и упражнений.
4. Коррекционные.
Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; развитие слухового внимания и фонематического слуха;
развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования
• Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня, среди недели).
• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей.
• Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
• Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
• При составлении занятий не обязательно, чтобы были включены упражнения сразу всех разделов. Следует учитывать степень трудности заданий, избегать использование речевых заданий, следующих сразу после особо подвижных упражнений.
Методы, используемые на логоритмических занятиях
На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
Приемы наглядности:
1) наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – кинофильмов, картин и т.п.;
2) тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, воротца-дуги для перешагивания при ходьбе, помощь педагога, уточняющего положение отдельных частей тела;
3) наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.
Словесные методы – помогают осмысливанию поставленной задачи.
Приемы:
1) краткое описание и объяснение новых движений;
2) пояснение, сопровождающее показ движения;
3) указание, необходимое при воспроизведении движения;
4) беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
5) вопросы для проверки осознания действий;
6) команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);
7) образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;
8) словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей, наиболее эмоционально-эффективный.
Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
« Вышли мышки как-то раз посмотреть который час» ( обыгрывание).
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания, выработка продолжительного речевого выдоха,
тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Упражнения на развитие дыхания
Вдох и выдох носом
Вдох носом, выдох ртом.
Вдох ртом, выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
Упражнение «хомячок» пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение « Собачке жарко».
Упражнение «согреем ручки»
Упражнения: «задуем свечу», «море волнуется»
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
Тишина в лесу стоит дети поднимают руки вверх и произносят «Ш»
Еле слышно лист шуршит ----Ш
Ветер дунет посильней, ----Ш-громко
Листик зашуршит смелей Ш_Ш_Ш
Снова ветер налетит, мягкими точными движениями опускают руки и коротко произносят-п-п-п-п
Потанцует, попоет вращают кистями рук
И на землю упадет. Поднимают и опускают руки вниз, произнося глиссандо «А», от самого верхнего к самому нижнему.
Упражнения на развитие голоса:
БУБЕНЧИКИ
Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. "Динь-динь!" - звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенку "Дан-дан" средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка "Дон-дон" звучала по-другому.
Посмотрите на эти три линеечки.
На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. (упражнение «Кукушка»- к нам кукушка в огород прилетела и поет…)
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши
Ше-ше-ше- это утка в камыше
Ша-ша-ша- выходи из камыша
Ше-ше-ше- нет уж утки в камыше
Ши-ши-ши- что-же шепчут камыши
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Ритмические упражнения (Логоритмические игры с палочками)
И. Галянт «Ножки»
Ножки, ножки, вы шагали? Шагают палочками по столу или полу
Мы шагали, мы шагали.
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали.
Ножки, ножки, вы скакали?
Мы скакали, мы скакали. Поднимают обе палочки вверх, потом опускают
Ножки, ножки, танцевали?
Танцевали, танцевали стучат палочками
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали. Положить палочки
Ножки,ножки. Отдыхали?
Отдыхали, отдыхали. Катают палочки по столу, полу, прижимая ладонью.
«Рак»
Про меня говорят, палочки шагают по столу вперед
Будто пячусь я назад. Возвращаются назад
Не назад, а вперед, -/-/ вперед
Только задом наперед -/-/ назад.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Су-Ждок терапия.
- Братец, принеси дрова!
-заболела голова!
-Средний, ны наколешь дров?
-Я сегодня не здоров!
-ну, а ты натопишь печку?
-Ох, болит моё сердечко!
-Ты, меньшой, свари обед!
-У меня силёнок нет!
-Что же сделаю всё сам,
Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
-Мы уже здоровы!
1-2-3-4-5
Вышли пальцы погулять
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит по середине
Этот пальчик безымянный
Избалованный он самый
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал
Массаж подушек пальцев:
Для правой руки:
Это- пальчик наш большой,
Он с широкою душой.
Это- указательный,
Умный и внимательный.
Это- пальчик средний,
Вовсе не последний.
Это –безымянный,
Он немножко странный.
И мизинчик маленький,
Смелый и удаленький.
Для левой руки:
Этот пальчик первый,
Он на ручке левой.
Этот пальчик наш второй-
Он вторым вступает в строй,
Он у нас красавец.
А за ним четвертый-
Он калачик тёртый,
Пятый пальчик меньше всех
И его обидеть грех!
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментахразвивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Задание на развития психических процесов:
Гимнастика для глаз:
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть, не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растёт крапива.
Слева- свёкла, справа- брюква,
Слева- тыква, справа- клюква,
Снизу- свежая трава,
Сверху сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лёг.
При организации работы по коррекции произносительной стороны речи опираюсь на онтогенетический принцип, принцип обходного пути, учета индивидуальных особенностей воспитанника. Использую специфический метод коррекции - двигательно-кинестетический; наглядные (презентации, мнемотаблицы); элементы су-джок терапии.
При организации индивидуальных и групповых занятий активно использую деятельностный метод обучения, элементы здоровьесберегающих технологий.
Подведение итога мастер-класса. ( вручение буклетов, ответы на вопросы участников)
Приложение.