Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 ?Голубок? МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ?Пальцы учат говорить? Разработала: Казаева Е.А., воспитатель г. Сургут Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые, питают источник творческой мысли. В. А. Сухомлинский Цель: расширение представлений родителей о многообразии игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Задачи: *Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях. *Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых. *Формировать у родителей умение находить общие интересы и занятия. Ход мастер — класса: - Здравствуйте, дорогие родители рада вас видеть на нашем мастер-классе. Сегодня я представлю Вам некоторые формы работы с детьми по речевому развитию во второй младшей группе. Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: ?Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев?. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. Известно, что, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Как вы думаете, какие виды детской деятельности подходят для развития мелкой моторики? лепка (разминание пальцами пластилина, глины); нанизывание крупных и мелких пуговиц, бусин, ягод (н-р рябины) на нитку; различная шнуровка; игры с конструктором, мозаикой, пазлами, кубиками; игры с песком, водой; игры с природным материалом; резание ножницами; рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью); графические упражнения, работа с трафаретами; упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами; пальчиковые театры и игры. 1. Самой доступной формой развития детей является – игра. Для развития мелкой моторики мы используем пальчиковые игры. Особенность этих игр - их доступность. Чтобы поиграть с малышом, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки и пальчики ребёнка. Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда ребёнок проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, чёткой, эмоциональной. Предлагаю поиграть: пальчиковая гимнастика: Котята У кошечки нашей есть десять котят - проглаживание кисти рук Сейчас все котята по парам стоят - постукивание пальцами друг о друга Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. Белка Сидит белка на тележке - пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак Продает она орешки: Лисичке-сестричке, - разгибаем большой пальчик Воробью, синичке, - разгибаем указательный и средний пальчики Мишке толстопятому - разгибаем безымянный пальчик И заиньке усатому. - разгибаем мизинчик Капуста Тук! Тук! Тук! - Ритмичные ? удары ? ребром ? ладони ? по столу. Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук.???????????????????????? Мы капусту нарубили, Перетерли, - Хватательные движения обеими руками. Посолили - Указательный и средний пальцы трутся о большой. И набили плотно в кадку. - Удары обеими руками по столу. Все теперь у нас в порядке! - Отряхивают руки. 2. Также мы используем логоритмические упражнения или физминутки, которые включают в себя выполнение движений в сочетании с текстом. Такие упражнения помогают ребёнку развивать речевое внимание, речевую память, двигательную память, развивают точность выполнения движений, чувство ритма. А теперь мы с вами поиграем в?игру:? ?Части тела? Один, два, три, четыре, пять! Можем всё мы показать! Это локти - их коснемся. Вправо, влево мы качнемся, Это плечи — их коснемся. Вправо, влево мы качнемся. Если мы вперед качнемся, То коленей мы коснемся. Один, два, три четыре, пять! Можем всё мы показать! За малиной За малиной в лес пойдем,?в лес пойдем. – Ходьба. Спелых ягод наберем, наберем. – Наклоны. Солнышко высоко,?- Потягивание. А в лесу тропинка.?- Наклоны до пола. Сладкая ты моя,?- Ходьба. Ягодка-малинка. 3. ?А теперь упражнения с предметами, в нашем случае это будет неотточенный карандаш. Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите.?(Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями.)?Послушайте, как он ?шумит?. ?Пошумим? у правого уха, у левого. Молодцы! Игра ?Тихо - громко?. Я расскажу вам, как однажды мама-курица позвала цыплят поклевать зернышки. Цыплята клевали их тихо, они маленькие, а мама-курица – громко, она большая. Дети, давайте покажем, как они это делали. Возьмите карандаш в пальцы правой руки и поставьте его на стол. (Дети держат карандаш между тремя пальцами, как при письме.)? Постучим им по столу тихо, как цыплята. Потом громко, как мама-курица. Цыплята поклевали зернышки и вместе с курицей пошли гулять. В густой зеленой траве они увидели червячков. Мама-курица показала цыплятам, как их надо клевать. А потом поклевали цыплята. Вот какую замечательную историю я вам рассказала. 4. В группе детям для самостоятельной игры всегда доступны настольно – печатные игры. Любая игра начинается с освоения простых правил и способов выполнения задания. ?Разноцветные прищепки?: Такая игра учит детей правильно брать и открывать прищепку. Способствует закреплению цветов, развитию зрительного восприятия, внимания, воображения. ?Счётные палочки?: Необходимо проанализировать схему и на столе выполнить аналогичный рисунок. Работать нужно очень аккуратно, т.к. картинка может сломаться или получиться кривой. ?Шнуровка?: Сложность этого упражнения в том, что современная одежда исключает такой вариант соединения деталей. На современной одежде минимум креплений, либо нет совсем, поэтому пуговицы и шнурки – экзотическая игрушка для детей. Чтобы застегнуть пуговицу, да ещё маленькую, детям приходится прилагать немалые усилия интеллектуальные и физические. ?Пазлы? и ?Вкладыши?: Современное увлечение пазлами и выпуск таких игр позволяет использовать их в детском саду. А теперь, дорогие родители, я предлагаю Вам поиграть и окунуться в океан эмоций, в котором купаются ваши дети, когда играют. Всем спасибо за внимание и успехов вам в воспитание наших деток.
Мастер-класс для родителей «Пальцы учат говорить»