Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
детский сад № 70 ?Голубок?







МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ




?Пальцы учат говорить?













Разработала: Казаева Е.А., воспитатель




















г. Сургут

Источники способностей и
дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые, питают источник
творческой мысли.
В. А. Сухомлинский

Цель: расширение представлений родителей о многообразии игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
Задачи:
*Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.
*Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
*Формировать у родителей умение находить общие интересы и занятия.

Ход мастер — класса:
- Здравствуйте, дорогие родители рада вас видеть на нашем мастер-классе. 
Сегодня я представлю Вам некоторые формы работы с детьми по речевому развитию во второй младшей группе. 
Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. 
Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.
Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.
Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:
?Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев?.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. У нас на ладони находится множество биологически активных точек.
Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов.
Известно, что, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Как вы думаете, какие виды детской деятельности подходят для развития мелкой моторики?
лепка (разминание пальцами пластилина, глины);
нанизывание крупных и мелких пуговиц, бусин, ягод (н-р рябины) на нитку;
различная шнуровка;
игры с конструктором, мозаикой, пазлами, кубиками;
игры с песком, водой;
игры с природным материалом;
резание ножницами;
рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью);
графические упражнения, работа с трафаретами;
упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами;
пальчиковые театры и игры.

1. Самой доступной формой развития детей является – игра. Для развития мелкой моторики мы используем пальчиковые игры. Особенность этих игр - их доступность. Чтобы поиграть с малышом, никаких особенных приспособлений и игрушек не требуется. Весь игровой материал – ручки и пальчики ребёнка.
Эти игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Когда ребёнок проговаривает стихи и одновременно двигает пальчиками своих рук, речь его подчиняется ритму, сопровождается движениями, становится более громкой, чёткой, эмоциональной.
Предлагаю поиграть: пальчиковая гимнастика:

Котята
У кошечки нашей есть десять котят - проглаживание кисти рук
Сейчас все котята по парам стоят - постукивание пальцами друг о друга
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

Белка
Сидит белка на тележке - пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, - разгибаем большой пальчик
Воробью, синичке, - разгибаем указательный и средний пальчики
Мишке толстопятому - разгибаем безымянный пальчик
И заиньке усатому. - разгибаем мизинчик


Капуста
Тук! Тук! Тук! - Ритмичные ? удары ? ребром ? ладони ? по столу.
Тук! Тук! Тук! 
Раздается в доме стук.????????????????????????
Мы капусту нарубили,
Перетерли, - Хватательные движения обеими руками.
Посолили - Указательный и средний пальцы трутся о большой.
И набили плотно в кадку. -  Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке! - Отряхивают руки.

2. Также мы используем логоритмические упражнения или физминутки, которые включают в себя выполнение движений в сочетании с текстом. Такие упражнения помогают ребёнку развивать речевое внимание, речевую память, двигательную память, развивают точность выполнения движений, чувство ритма.
А теперь мы с вами поиграем в?игру:?

?Части тела?
Один, два, три, четыре, пять!
Можем всё мы показать!
Это локти - их коснемся.
Вправо, влево мы качнемся,
Это плечи — их коснемся.
Вправо, влево мы качнемся.
Если мы вперед качнемся,
То коленей мы коснемся.
Один, два, три четыре, пять!
Можем всё мы показать!

За малиной
За малиной в лес пойдем,?в лес пойдем. – Ходьба.
Спелых ягод наберем, наберем. – Наклоны.
Солнышко высоко,?- Потягивание.
А в лесу тропинка.?- Наклоны до пола. 
Сладкая ты моя,?- Ходьба.
Ягодка-малинка.

3. ?А теперь упражнения с предметами, в нашем случае это будет неотточенный карандаш.

Возьмите карандаш, зажмите его между ладонями и потрите.?(Дети перекатывают карандаш между двумя ладонями.)?Послушайте, как он ?шумит?. ?Пошумим? у правого уха, у левого. Молодцы!

Игра ?Тихо - громко?.
Я расскажу вам, как однажды мама-курица позвала цыплят поклевать зернышки. Цыплята клевали их тихо, они маленькие, а мама-курица – громко, она большая. Дети, давайте покажем, как они это делали. Возьмите карандаш в пальцы правой руки и поставьте его на стол. (Дети держат карандаш между тремя пальцами, как при письме.)?
Постучим им по столу тихо, как цыплята. Потом громко, как мама-курица. Цыплята поклевали зернышки и вместе с курицей пошли гулять. В густой зеленой траве они увидели червячков. Мама-курица показала цыплятам, как их надо клевать. А потом поклевали цыплята. Вот какую замечательную историю я вам рассказала.

4. В группе детям для самостоятельной игры всегда доступны настольно – печатные игры.
Любая игра начинается с освоения простых правил и способов выполнения задания.

?Разноцветные прищепки?: Такая игра учит детей правильно брать и открывать прищепку. Способствует закреплению цветов, развитию зрительного восприятия, внимания, воображения.

?Счётные палочки?: Необходимо проанализировать схему и на столе выполнить аналогичный рисунок. Работать нужно очень аккуратно, т.к. картинка может сломаться или получиться кривой.

?Шнуровка?: Сложность этого упражнения в том, что современная одежда исключает такой вариант соединения деталей. На современной одежде минимум креплений, либо нет совсем, поэтому пуговицы и шнурки – экзотическая игрушка для детей. Чтобы застегнуть пуговицу, да ещё маленькую, детям приходится прилагать немалые усилия интеллектуальные и физические.

?Пазлы? и ?Вкладыши?: Современное увлечение пазлами и выпуск таких игр позволяет использовать их в детском саду.

А теперь, дорогие родители, я предлагаю Вам поиграть и окунуться в океан эмоций, в котором купаются ваши дети, когда играют.

Всем спасибо за внимание и успехов вам в воспитание наших деток.