Мастер-класс логопеда для педагогов ДОУ
по использованию современных технологий: «Обучаем детей говорить»
Цель:
повышать уровень знаний и умений педагогов по речевому развитию дошкольников
;
расширять осведомленность относительно методов и приемов развития связной речи детей;
развивать
исследовательско
-творческие педагогические способности, инновационную культуру и креативное мышление;
активизировать творческий потенциал;
побуждать к профессиональным поискам.
Оборудование и материалы: кисточка, мнемодорожка «Ежик», тактильные карточки с разной фактурой, корректурная таблица «Разные профессии», друдлы, схемы-модели для составления предложений, описания предметов, явлений и тому подобное.
Ход мастер-класса:
Логопед: Добрый день, коллеги! Каждый ребенок должен усвоить культуру речи и общения, элементарные правила пользования языком в различных жизненных ситуациях. Ведь язык предстает «каналом связи» для получения информации из неязыковых сфер бытия, средством познания мира от конкретно-чувственного к понятийно-абстрактному. Впрочем, как показывает опыт, немало дошкольников недостаточно владеют диалогической и монологической компетентностью. У них не сформированы навыки и умения развернутой, последовательной, логической связной речи, они не проявляют творчества в различных видах речевой деятельности, им сложно изъясняться о различных явлениях, событиях, поведении людей, персонажей художественных произведений. Поэтому сейчас мы будем учиться использовать современные технологии при работе с дошкольниками. Это даст возможность повысить речевую активность детей, развить их связную речь, логическое мышление, воображение.
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками
Это комплекс методик, направленный на формирование способности запоминать яркие образы и с легкостью их воспроизводить. Применение приемов мнемотехники поможет обогатить словарный запас детей, увеличить объем памяти и косвенно будет способствовать формированию связной речи. Чтобы убедиться в этом, предлагаю выполнить несколько упражнений.
Упражнение «В мире фантазии»
Педагоги объединяются в команды, каждой из которых логопед предлагает два набора картинок-символов. Команды берут из каждого набора по одной картинке и на основе того, что на них изображено, составляют сказку и придумывают для нее название. Затем презентуют свои наработки соперникам. Затем все вместе анализируют сказки, обсуждают, какие детали остались вне поля зрения. Логопед подводит участников к выводу, что во время работы с детьми такое упражнение поможет развить их воображение, побудить их рассказы по содержанию предметных картинок.
Логопед: Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь предлагаю пофантазировать без картинок.
Упражнение «Изобрази зиму»
Логопед предлагает педагогам «нарисовать» зимнюю картину с помощью слов. Педагоги садятся в круг. Первый участник берет в руки кисточку, составляет первое предложение, например, «Успокоилась и уснула природа, укрытая серебряно-белым одеялом зимы». Затем передает кисточку следующему участнику. Упражнение продолжается до тех пор, пока кисточка не «обойдет» весь круг.
Логопед: Чтобы ввести детей в мир мнемотехники, сначала ознакомьте их с мнемоквадратами — изображениями, обозначающие слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. Постепенно усложняйте занятия. К примеру, демонстрируйте мнемодорожки — это уже квадраты из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ. Затем смело переходите к работе с мнемотаблицами — комплексами изображений, по которым можно запомнить и воспроизвести полноценный рассказ или стихотворение.
Оценивая рассказы детей, следите, чтобы они были:
содержательными;
логически выстроенными;
грамматически правильными;
выразительными.
Учите детей описывать предметы и явления по такой логико-синтаксической схеме:
назвать предмет или явление;
дать ему общую характеристику;
выделить основные его признаки, характеристики;
назвать возможные действия его или с ним;
выразить свое отношение к предмету или явлению.
Предлагаю не останавливаться не теории и попробовать, как это происходит на практике.
Упражнение «История ежика»
Логопед демонстрирует мнемодорожку «Ежик». Педагоги составляют вопросы к изображениям, например: «Кто это? Чем покрыто его тело? Где живет? На что похож? Чем питается? Как действует в случае опасности?». После этого по определенному плану, пунктами которого являются ответы на поставленные вопросы, участники придумывают краткий рассказ про ежика и презентуют его.
Использование тактильных карточек в работе с дошкольниками
Логопед: Работа с тактильными карточками позволит развить память, ассоциативное мышление и воображение детей. Кроме этого, тактильные карточки можно применять, чтобы упражнять детей в умении выражать свои мысли. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, выполним упражнение.
Упражнение «Тактильные ассоциации»
Логопед раскладывает на столе тактильные карточки с разной фактурой: пуговицами, монетами, мехом, наждачной бумагой, фланелью, каплями воска, веревками, деревянными палочками, фольгой, бархатом, ракушками и тому подобное. Педагоги по очереди подходят к столу, касаются карточек и озвучивают, о чем они подумали в этот момент. Логопед отмечает, что во время работы с детьми ни в коем случае нельзя заставлять их касаться карт, которые неприятны им на ощупь.
Использование друдлов в работе с дошкольниками
Логопед: Интересной является и работа с друдлами. Друдлы — это что-то вроде «картинок-недоделок», которые имеют множественное значение. У каждого, кто их рассматривает, возникает логичный вопрос «Что это такое?». Задача состоит в том, чтобы подобрать как можно больше ассоциаций с предложенным друдлами.
Знакомя детей с друдлами, подбирайте, прежде всего такие, которые легко ассоциировать с реальными предметами. Постепенно усложняйте задания и увеличивайте количество картинок. Использование друдлов способствует развитию памяти, дивергентного и ассоциативного мышления детей, формирует умение находить нестандартные подходы к решению различных задач.
Упражнение «Составляем рассказы»
Каждый педагог подбирает серию друдлов и излагает их в определенной последовательности. Следовательно, составляет на их основе рассказ и представляет его участникам. Воспитатель замечает, что во время работы с детьми целесообразно крутить друдлом на все стороны, чтобы они увидели как можно больше ракурсов изображения, и, следовательно, смогли подобрать больше ассоциаций.
ТРИЗ в работе с дошкольниками
Логопед: В процессе развития речи дошкольников пригодится и теория решения изобретательских задач — ТРИЗ, основанная на системе логических операций.
Главные принципы методики ТРИЗ:
разрешение противоречий;
системный подход, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех элементов;
умение найти необходимый в определенной ситуации резерв.
Основная идея ТРИЗ — творчество во всем.
Упражнение «Ассоциативная цепочка»
Педагоги садятся цепочкой. Ведущая называет первому педагогу любую фразу, например «Взрослым и детям следует придерживаться правил пожарной безопасности». Первый в цепочке педагог придумывает к ней ассоциацию и передает ее второму игроку, который делает то же самое. В результате должна образоваться ассоциативную цепочку.
Использование корректурных таблиц в работе с детьми
Логопед: Корректировать речевые умения и навыки дошкольников можно с помощью корректурных таблиц — информационно-игровых полей с тематически подобранными картинками. Для разных возрастных групп используйте таблицы с разным количеством картинок. Заметьте, что корректурная таблица может быть готовой, а может иметь вид дидактической рамки, то есть разделенного на квадраты игрового поля, с отдельным набором предметных картинок-карточек. Задача детей во время работы с корректурными таблицами — выполнить словесные инструкции-задания педагога, и заполнить игровое поле-рамку. Желаете попробовать? (Да.)
Упражнение «Что мы знаем о профессиях?»
Логопед предлагает педагогам рассмотреть корректурную таблицу «Разные профессии» и выполнить несколько заданий, к примеру, назвать:
- основные функции, которые выполняет кондитер;
- работников, которые по профессии много общаются с людьми;
- профессии, которые требуют правильного произношения и хорошей дикции и тому подобное.
После этого педагоги составляют рассказ по корректурной таблице на тему «Мое отношение к профессии врача/библиотекаря/пилота…».
Логопед: Вы уже, наверное, немного устали выполнять упражнения одно за другим. Предлагаю немного отдохнуть и просто поговорить. Например, на тему «Почему зимой надо тепло одеваться?».
Педагоги некоторое время разговаривают. В конце беседы логопед подводит их к мысли, что и во время взаимодействия с детьми также можно проводить такие речевые минутки. Они помогут детям немного отвлечься, но при этом не уменьшать развивающее влияние.
Логопед: Чтобы разнообразить речевую деятельность детей, можно моделировать с ними сказки. Для этого целесообразно предложить детям схематические ассоциативные изображения названий хорошо известных им сказок. К примеру, три одинаковые окружности напомнят дошкольникам сказку «Три поросенка», семь разных по размеру треугольников — «Репку», три одинаковых по цвету, но разных по величине круга — «Три медведя». Таким образом с помощью геометрических фигур, схем и моделей можно сочинить новую сказку — с новым сюжетом, персонажами и т. Во время работы с детьми предложите им придумать собственное начало или концовку сказки, создать сказку на новый лад, словесно дорисовать портрет сказочного персонажа, варьировать последовательность сюжетной линии, добавлять персонажей, менять место событий, характер персонажей и их поведение, помочь героям выйти из сложной ситуации и тому подобное. Давайте попробуем и мы смоделировать сказку.
На таблице символы-изображения, по порядку: девочка, мальчик, дедушка, бабушка, снегурочка, снеговик, ребенок, дом, пирамида, собачка, гора, яма
Упражнение «Моделирование сказки»
Педагоги создают собственные модели сюжетных линий сказок на выбор и презентуют их. Воспитатель подчеркивает, что это упражнение дает возможность упражнять детей в умении объединять отдельные части высказывания в единое целое.
Итог. Рефлексия
Логопед: Напоследок, рекомендую вам не бояться экспериментировать, применять интересные педагогические технологии. Желаю вместе с детьми достигать успеха в развитии их связной речи. Спасибо каждому из вас за активное участие. До следующих встреч.