Мастер-классы как средство социализации в профессиональной деятельности для детей с ограниченными возможностями. авторы статьи мастер п/о Зыкова Любовь Юрьевна преподаватель Мартюшева Татьяна Закировна КГБПОУ ?Бийский промышленно-технологогический колледж? ? В своей практике мы не первый год применяем метод Мастер-класс в работе с обычными детьми. Но, так же мастер-классы в нашей работе становятся актуальны как средство социализации в профессиональной деятельности для детей с ограниченными возможностями. Расширение рамок профессиональной подготовки особенно важно именно для таких подростков. Дать им путевку в жизнь наша основная задача. Родоначальником мастер-класса в его современной форме обычно признаётся?Ференц Лист, проведший мастер-класс в?Веймаре?в?1869 году. В его занятии с музыкантами уже присутствовали основные атрибуты данного метода: демонстрация местными музыкантами своих навыков, отработка под руководством мастера мелких деталей исполнения, оригинальных звуковых эффектов, фразировки и ритма, присутствие аудитории. Обычно мастер-класс Листа был рассчитан на 10—20 участников. Что же такое мастер-класс. Мастер-класс?(англ.?Master class,?нем.?Meisterkurs, Musikp?dagogik,? фр.?Classe de ma?tre)?— оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности. Это современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Мастер-классы становятся необходимым составляющим профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями, так как они обеспечивают реализацию всех основных задач. Это и подготовка творческих специалистов; развитие и воспитание одаренных и талантливых обучаемых неограниченных рамками своего здоровья; обеспечение возможности подготовки и применение умений, способностей в разных областях производства и социальной жизни; социализация в реалиях современного общества; развитие стремления к самообразованию, достижению высоких результатов в профессиональном творчестве, расширение сферы деятельности по специальности. Так же мастер-классы помогают нам своевременно выявлять и создавать условия для стимулирования обучаемых к различным видам деятельности, поддерживать ребят стремящихся к саморазвитию. Обеспечивают возможность заинтересовать, вовлечь в освоение своей профессии все категории подростков (пассивных, случайных в профессии), дают им возможность быть конкурентноспособными на рынке труда. Ведь хороший специалист компетентен не только в рамках программы, но и владеет многими другими технологиями. Например, повара, кроме приготовления блюд могут овладеть навыками их оформления. Для результативности мастер-классов необходимо учитывать особенности детей с ограниченными возможностями. Например, такой недостаток как выраженное нарушение обобщённости восприятия. Так как темп его значительно снижен при планировании заданий, можно их разбивать на этапы, и даже выполнение и освоение новой технологии рассчитывать на несколько мастер-классов. Детям с нарушением интеллекта нужно гораздо больше времени, чтобы осмыслить предлагаемую информацию, представленную в виде изображения или текста. Им сложно выделить основное, они не могут понять связи между фрагментами информации. Поэтому задания должны формироваться по принципу ?все что просто - понятно?, переходить от простого к сложному постепенно. У таких подростков имеются трудности анализа и синтеза данных, страдает восприятие речи и понимание увиденного, услышанного, поэтому доносить информацию необходимо простыми, доступными фразами, многократно показывая приемы, постоянно закрепляя пройденное; заострять внимание на сложных фрагментах, отрабатывая до автоматизма, поощряя даже незначительные успехи. Для таких подростков очень важно одобрение и даже восхищение его успехами окружающих. Так же для таких детей важно использовать доступность информации. В силу своих возможностей они не могут сами оценивать, порой и не догадываются о наличии различных техник. Мы осуществляем подбор материала и адаптируем его для детей с ограниченными возможностями. Обучаемые участвуют непосредственно в процессе мастер-класса, что побуждает их к глубокому изучению какой-либо темы и освоению нового оборудования, новых техник. В целях приближения деятельности обучаемых к реальным производственным условиям мы организуем проведение мастер-класса таким образом, чтобы ребята самостоятельно выполнили за мастером элемент новой техники или повторили все этапы технологического процесса от начала до конца. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю - вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм трансляции опыта. Очень важно свойство наглядности мастер-классов. Применение ярких красочных образов, совмещение рассказа с демонстрацией этапов изготовления позволяет активировать восприятие материала подростками с ограниченными возможностями, обеспечивает визуализацию представляемого материала, новинок технологий. В этом нам помогают информационные технологии. Прямое проецирование действий демонстрируемой технологии позволяет расширить количество охваченной аудитории и обеспечивает демонстрацию без дополнительных разъяснений. Демонстрация происходит на ваших глазах и отображается одновременно на экране. Проецирование обеспечивается прямым подключением мультимидийного проектора на системный блок или цепочкой - СИСТЕМНЫЙ БЛОК – ПРОЕКТОР – МОНИТОР. Особенности программного обеспечения для проецирования - проигрыватель LVC. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс мастер-класса на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному подростку, намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на мастер-классе информация представляется динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность получения новых знаний и умений. В нашем образовательном профессиональном учреждении готовят детей с ограниченными возможностями по нескольким направлениям: повар, кондитер, пекарь, мастер по обработке цифровой информации, столяр. Стремясь создать им условия в дальнейшей социализации мы проводим мастер-классы в рамках адаптированных программ, самостоятельной и внеурочной деятельности. Нами были затронуты такие тематики – фигурная нарезка фруктов и овощей (карвинг), приготовление кофе, рисунок на кофе (Латте-арт), оформление стола, праздничное оформление блюд, создание сайта ?Поваренок БПТК?, размещение информации на сайте. Анализируя, свой опыт мы пришли к выводу, что очень эффективно использовать в подготовке мастер-класса самих обучающихся. Они осваивают технологии наравне с преподавателями и сами демонстрируют их своим сверстникам. Подростки, участвующие в подготовке уже самостоятельно могут работать в новых техниках, что создаёт адаптивные условия для социализации профессиональной деятельности после обучения. Дети с удовольствием участвуют в процессе мастер-класса, справляются с поставленными задачами и достигают определенных результатов. Ситуация успеха дополнительно дает стимул к продолжению освоения технологий и профессионального роста. Выходя, на производственную практику они выбирают направление деятельности предприятий в соответствии со своими предпочтениями в освоенных технологиях. Продолжают развиваться в данных направлениях уже в условиях производства. Работодатели, оценив трудовые навыки практикантов, их творческий потенциал, стремление к профессиональному росту, самообучаемости приглашают наших выпускников к дальнейшему сотрудничеству. Значение мастер-классов невозможно исчерпать и оценить. Они, являясь развлечением, отдыхом, способны перерасти в обучение, в творчество, в модель реальной деятельности, помочь занять достойное место на рынке труда.
Мастер-классы как средство социализации в профессиональной деятельности для детей с ограниченными возможностями