I. Система ценностей

Какова миссия общеобразовательной организации?

Какие ценности сохраняются в общеобразовательной организации?

Какие особенности корпоративной (внутренней) культуры общеобразовательной организации?

Основная цель организации (брендовый слоган), смысл её существования, который крайне редко меняется; одно из основополагающих понятий стратегического управления

Основы, на которой в общеобразовательной организации строятся взаимоотношения взрослых с детьми, руководителя с работниками и родителями и др.

Система убеждений, ценностей и ожиданий, определяющих нормы поведения в организацииероприятия, традиции, система нематериальной мотивации, нормы общения между работниками)

Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата "Менеджмент" / [Михненко П.А., Дрондин А.Л., Волкова Т.А., Вегера А.В.]. Москва: Ун-т Синергия, 2017. – 301 с.

ред. М. А. Захарищевой; Глазовский гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко. Казань: Бук, 2022. – 288 с.

Корпоративная и организационная культура [Электронный ресурс]: учебник – Эл. изд. - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 131 с.). - Козилова Л.В., Чвякин В.А., Волкова Ю.А. 2022. – Режим доступа: http://scipro.ru/conf/corp&org_culture.pdf. Сист. требования: Adobe Reader; экран 10'.

 Создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и обучения.

Гуманизация

и

гуманитаризация

образования

.

Доверие и уважение друг к другу

 учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы.

Высокая психологическая комфортность

 для всех субъектов педагогического процесса.

Высокий уровень самоорганизации

 детского коллектива и коллектива учителей.

Атмосфера свободы творчества

, способствующая творческому развитию учащихся и учителей.

Обеспечение высокого стандарта образования

 для всех выпускников школы.

Обеспечение социальной и

допрофессиональной

адаптации

 выпускника школы.

Творческий подход к подготовке и проведению уроков, внедрение тренингов и современных обучающих технологий.

Создание достойной репутации, основанной на профессиональном и ответственном отношении к делу всех сотрудников и учителей.

Справедливое и доброжелательное отношение к сотрудникам, учителям, учащимся и их родителям со стороны администрации школы.

Проявление заботы о членах коллектива со стороны профсоюзного комитета и администрации.

Поощрение и развитие чувства гордости за достижения организации.

Внешний вид учащихся и учителей, придерживающихся делового стиля одежды.

Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

 

II. Стратегия

Какова стратегия общеобразовательной организации?

Какие цели развития общеобразовательной организации?

Какие пути достижения целей общеобразовательной организации?

Как вы оцениваете возможные риски на пути реализации целей?

Соответствуют ли цели организации целям и задачам государственной политики в сфере общего образования (указание каким)?*

План действий, разработанный и реализуемый руководством для достижения поставленных целей и успеха; включает в себя: определение направлений развития; установление приоритетов, выявление конкурентных преимуществ и др.

Осознанные образы предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие команды общеобразовательной организации

Система действий, последовательное выполнение которых приведет к достижению результатов, заданных целями

Опасности, угрозы, вероятность неблагоприятного или неожиданного (в том числе положительного) результата действий или развития событий

Соответствие целей общеобразовательной организации осуществлению политического курса в сфере общего образования

Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата "Менеджмент" / [Михненко П.А., Дрондин А.Л., Волкова Т.А., Вегера А.В.]. Москва: Ун-т Синергия, 2017. – 301 с.

Григорьева Е.М. Вопрос-ответ: методика SMART // Экономические исследования. 2023. №1. С. 34-37.

Вижу цель! Советы, инструменты и вдохновение для тех, кто идет вперед. М.: МИФ, 2017.

Вижу цель! Советы, инструменты и вдохновение для тех, кто идет вперед. М.: МИФ, 2017.

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)

Основные стратегии образовательных учреждений:

1.Создать конкурентно способную модель школы с высокими показателями качества знаний.

Определить сроки выполнения поставленных задач. (

долгосрочные

раткосрочные

)

Определить ресурсы

,

ответственных лиц и сроки.

Систе

мный подход к подготовке кадров, задействовать все образовательное сообщество.

Постоянно

мониторить

прогресс и оценивать изменения.

Личностный

рост

как руководителя так и учителей.

Главная стратегическая цель образовательного учреждения — создание условий для повышения его конкурентоспособности в сфере образовательных услуг профессиональной подготовки молодёжи.

1.Создать конкурентно способную модель школы с высокими показателями качества знаний.

2. Совершенствовать вариативный подход к каждому ученику.

3.Цель оспитать гармоничную личность, с желанием продолжать свое совершенство.

1.Личностный рост как руководителя так и учителей.

Нехватка кадров.

Соответстует целям общеобразовательной организации, которая осуществляет государственный курс в сфере общего образования

*См. практическое задание в рамках модуля «Государственная политика в сфере общего образования»

III. Структура

Как выглядит иерархия организации?

Осуществляется ли взаимодействие структурных подразделений и коллегиальных органов управления?

Как вы видите основные функции структурных подразделений и коллегиальных органов управления?

Какой принцип принятия решений реализуется в организации?

Существуют ли риски реализации принципа принятия решений?

Как вы определяете приоритеты в управлении организацией?

Служебная лестница, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим, и наоборот

Прямое или косвенное воздействие структурных подразделений и коллегиальных органов друг на друга, которое порождает их взаимосвязь

Значение, назначение, проводимая работа

Главная задача для руководителя, решаемая в процессе управления; выделяются централизованные и децентрализованные модели принципов

Опасности, угрозы, вероятность неблагоприятного результата действий

Задачи, занимающие первое место по времени в осуществлении какой-либо деятельности

Моисеев А.М. Стратегическое управление школой: вопросы и ответы: монографическое практико-ориентированное научно-методическое пособие для руководителей образовательных организаций : в 2 т. / А.М. Моисеев; под ред. О.М. Моисеевой. М.: АСОУ, 2014. – Т. 1. – 308 с.

Ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Кошарная Г.Б. Принятие управленческих решений : учеб. пособие / Г.Б. Кошарная, Л.И. Найденова; под ред. Г.Б. Кошарной. Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. – 68 с.

Кошарная Г.Б. Принятие управленческих решений : учеб. пособие / Г.Б. Кошарная, Л.И. Найденова; под ред. Г.Б. Кошарной. Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. – 68 с.

Резник С.Д. Персональный менеджмент: ориентация на приоритеты или как успевать делать всё // Вестник Евразийской науки. 2019. №2. https://esj.today/PDF/75ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.,англ

Первый уровень

 — директор ОО, который является главным административным лицом и несёт персональную ответственность за всё, что делается в образовательной организации. Также на этом уровне находятся высшие органы коллегиального и общественного управления: совет школы, педагогический совет, методический совет, общее собрание трудового коллектива.

Второй уровень

 — заместитель директора

образовательной организации по учебно-воспитательной работе.

Третий уровень

 — методические объединения, к которым относится руководитель школьного методического объединения.

Четвертый уровень

 — обучающиеся и родители (законные представители), которые являются органами управления детской общественной организацией и родительским комитетом школы.

Прямое воздействие структурных подразделений и коллегиальных органов друг на друга, которое порождает их взаимосвязь

Отлаженная работа на всех стадиях структуры.

1.Организация учебного процесса. Организация работы технического персонала. 2.Защищенность как учителя , так и ученика в правовом поле образования.

3.Налаживание здорового микроклимата в образовательной организации.(Поощрения)

Сохранить работоспособный, здоровый коллектив. Привлечение молодых специалистов, поощрение системы наставничества. Активное привлечение –законных представителей в работу школы.

Командная работачитель+ученик+родитель.

Налаживание контакта с родителями(когда ответственность перекладывается только на школу). Низкая квалификация пед работников и административной команды.

1.Атмосфера в коллективе (желание идти на работу)

2. «Выращивание» молодых кадров из своих учеников.

3.Профессиональный рост команды.(Четкое распределение обязанностей)

 

IV. Система управления

Чем вы управляете?

Как вы контролируете управление общеобразовательной организацией?

Как вы оцениваете результативность управления?

Эффективное управление ресурсами, людьми и процессами в общеобразовательной организации в рамках выстраивания иерархии по приоритетам: чем управляете в первую очередь, во вторую очередь и др.

Формы организации контроля. В качестве форм контроля выделяют стратегический (ориентированный на стратегические цели и задачи), тактический (направленный на наблюдение за ходом реализации тактических управленческих решений), оперативный (ориентированный на мониторинг и корректировку оперативных управленческих решений). В качестве форм могут рассматриваться контроль финансовых, материальных, человеческих и информационных ресурсов

Сравнение достигнутых работником или командой результатов деятельности с одним или несколькими критериями оценки

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»

Соловова Н.В. Управление образовательными системами: учеб. пособие / Н.В. Соловова, Н.Б. Стрекалова. Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 80 с.

Зайнетдинова И.Ф. Оценка деятельности работников организации : учеб.-метод. пособие / И.Ф. Зайнетдинова. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с.

Управление как людскими ресурсами так и образовательными процессами в школе.

Информация.

Собой.

Первее-управление человеческими ресурсами.

Ресурсами

Процессами

Кадрами

Информация

Собой

Стратегическо-тактическая форма контроля.

С целью деятельности.

С идеальным решением проблемы по представлению

оценивающего

.

С началом деятельности.

С результатами других людей или организаций, выполнявших аналогичную работу.

С требованиями нормативных документов к данной деятельности.

Компетентная оценка результатов деятельности — важное условие предупреждения конфликтов, особенно между руководителями и подчиненными.

 

V. Стиль взаимоотношений внутри организации

Какой стиль управления применяется в общеобразовательной организации?

Как вы оцениваете эффективность применяемого стиля?

Как можно описать условия взаимодействия работников в организации: как конкуренцию или как кооперацию?

Существуют ли группы (методическое объединение, профессиональное обучающееся сообщество и др.) в организации? Какова их деятельность?

Способ, которым руководитель управляет подчиненными ему работниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя

Часто измеряемая способность избегать напрасной траты ресурсов при выполнении задачи

Кооперация координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Конкуренция одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, основанная на достижении целей и интересов в условиях противоборства

Группы в общеобразовательной организации создаются в целях участия педагогических работников в организации учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам или воспитательному направлению, в обеспечении качества и развития содержания образования

Калдерон Адизес; Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. -

199 с.

Калдерон Адизес; Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. -

199 с.

Гулис И.В., Борисевич М.К. Соперничество/сотрудничество в служебных отношениях // Журн. Белорус. гос. ун-та. Философия. Психология. 2017. № 1. С. 84–92.

Грабова И.Н. Теоретические аспекты методического объединения общеобразовательной школы // Вестник науки. 2021. №6 (39). Т. 1. С. 31-37.

Демократический. Руководитель принимает решения сам, но советуется с подчинёнными и делегирует контроль некоторых этапов работы. Каждый участник команды может предложить своё решение задачи и скорректировать сроки.

Используется система мотивации сотрудников.

Решения принимаются коллективно.

В коллективе ценится сплочённость, командная работа, доверительные отношения.

Сотрудники уважают руководителя, потому что он показывает пример трудолюбия,

профессиональных знаний и коммуникативных способностей.

Созданы хорошие условия для труда и отдыха.

Кооперация

Плюсы демократического стиля:

Обмен опытом и знаниями между членами команды.

Уменьшение количества ошибок, поскольку при возникновении вопроса сотрудник всегда может посоветоваться с коллегами или обратиться за помощью к своему начальнику.

Высокая мотивация и

независимость сотрудников.

Использование убеждения, а не принуждения, просьбы, а не команды.

Школа маленькая- работаем как единая команда(группа).

Методическое объединение учителей начальных классов, МО классных руководителей, МО учителей-предметников. Обеспечивает методическую помощь, обмен опытом.

 

VI. Состав работников

Какие должности введены в штатное расписание общеобразовательной организации?

Какие вакантные должности имеются на момент заполнения материалов матрицы, а также какие действия, предпринимаются для закрытия вакансий?

Каким образом организована оценка компетенций работников общеобразовательной организации?

Документ, определяющий структуру, штатный состав и штатную численность общеобразовательной организации в соответствии с её уставом

Вакансия представляет рекламный текст, который продает специалисту должность: честно ответьте себе, кого вы ищете, кто ваша целевая аудитория и начинайте действовать

Оценка эффективного или неэффективного поведения. Под эффективностью и неэффективностью понимается уместное, подходящее для конкретных рабочих условий, или неуместное в данных условиях поведение, соответствующее профессиональным требованиям

Соловова Н.В. Управление образовательными системами: учеб. пособие / Н.В. Соловова, Н.Б. Стрекалова. Самара: Изд-во Самарского университета, 2018. – 80 с.

Как сформулировать вакансию для хороших откликов: пошаговая инструкция // HeadHunter / [Электронный ресурс]. URL: https://saratov.hh.ru/article/24517 (дата обращения: 27.04.2024).

Айгунова О.А., Вачкова С.Н., Реморенко И.М., Семёнов А.Л., Тимонова Е.Н. Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 2 (40). С. 8-23.

Штатное расписание, вакансий нет. Критерии разработаны ОУ (используются в том числе для стимулирования)

Учитель русского языка 5-6 классов

Действия –профессиональная переподготовка; приглашение учителей из других школ по доп.соглашению.

Муниципальные и региональные мониторинги оценки компетенций работников. РезультатыВПР и ГИА.

 

VII. Сумма навыков

Какие навыки и компетенции управленческой команды являются сильными и значимыми?*

Какие навыки и компетенции школьной команды являются сильными и значимыми?*

Какие навыки и компетенции работников общеобразовательной организации необходимо улучшить?

Как организована работа по мониторингу необходимых навыков и компетенций?

Результативность деятельности управленческой команды измеряется с формированием у ее членов определенных профессиональных умений и навыков, а также личностных качеств

Эффективная работа школьной команды строится на основе ситуационного лидерства, эмоционального интеллекта, умения давать и получать обратную связь, использования профессиональных компетентностей и функциональных навыков, способности постоянно учиться, получать новые знания и осваивать современные технологии

Уровень профессиональной компетентности работников и конкретные затруднения важны при разработке комплекса мероприятий, направленных на совершенствование профессионального мастерства

Мониторинг компетенций позволяет значительно сократить расходы на персонал, уменьшить количество лишних вакансий, более эффективно распределить обязанности и время, сформировать нужный коллектив, а также значительно улучшить положение организации в целом

Командная работа – ресурс развития школы. М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. – 144 с.

Современный учебник. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И.М. Осмоловской, В.В. Серикова. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 180 с.

Токарева Ю.А. Управление профессиональными компетенциями: учебно-методическое пособие / Ю.А. Токарева, Е.О. Гаспарович; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. – 327 с.

Стратегическое мышление, эффективная коммуникация, умение делегировать и развивать команду, адаптивность и гибкость, а также глубокое понимание и применение делового этикета являются критически важными навыками для любого руководителя. Все эти навыки в совокупности способствуют созданию продуктивной рабочей атмосферы, стимулируют инновации и укрепляют лояльность сотрудников.

Педагогическая команда является метапредметной, что позволяет работать надпредметно, формируя гибкие навыки. Наша работа организуется по утвержденному плану методического объединения по функциональной грамотности. План составляется в соответствии с ежегодными муниципальными, региональные мероприятиями, деятельностью стажировочной площадки и мероприятиями образовательного учреждения. 

Система повышения квалификации.

Аттестация педагогических работников.

Самообразование педагогов.

Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

Проведение открытых мероприятий.

Владение современными образовательными технологиями, методическими приёмами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.

Владение информационно-коммуникационными технологиями.

Главное, что позволяет выявить оценка компетенций, – насколько работник соответствует занимаемой должности. Также это позволяет повысить мотивацию и интерес сотрудников к рабочим обязанностям. На оценке компетенции можно завязать зарплату работника. В таком случае это создаст дополнительный стимул выполнять свои обязанности более добросовестно.

*См. практическое задание в рамках модуля «Личная и профессиональная эффективность членов управленческой команды образовательной организации»

Суммирующий эффект

Как вы оцениваете устойчивость стратегии управления общеобразовательной организацией?

Какие позиции стратегии вы считаете устойчивыми? Почему?

Какие позиции стратегии вы считаете неустойчивыми? Почему?

Собственно выбор стратегии предполагает изучение альтернативных векторов развития образовательной организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для воплощения. При выборе используется специальный инструментарий, включающий количественные методы. Одно из устойчивых позиций: обеспечение приоритета здорового образа жизни обучающихся при осуществлении образовательной деятельности (3 урока физ-ры в неделю, секции, обеспечение бесплатным горячим питанием)

Необходимо обеспечить развитие школьной инфраструктуры в соответствии с современным государственным и социальным заказами; (Слабое обеспечение материально-технической базы современными компьютерами, учебниками, методической, художественной литературой, спортивным инвентарём, отсутствие спортивного зала.)