* {font-family: Arial; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;}

Место и роль возрастной психологии развития в психологической науке

Возрастная психология, или психология развития, изучает закономерности и механизмы психического развития человека на всем протяжении его жизни – от рождения до глубокой старости. Она занимает одно из центральных мест в системе психологических наук. Это обусловлено тем, что процесс развития лежит в основе формирования всей психической жизни индивида.

Понимание возрастных закономерностей позволяет глубже раскрыть природу и механизмы функционирования психики, динамику психических процессов, свойств и состояний. Кроме того, данные возрастной психологии имеют большое прикладное значение для построения системы образования, организации эффективного воспитания и социализации подрастающего поколения.

Специфическим предметом возрастной психологии являются возрастные особенности психической деятельности человека, проявляющиеся на каждом этапе его жизненного пути. Возраст отражает соответствие уровня психического развития биологическому, социальному и историческому времени.

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Во-первых, она опирается на данные общей психологии о строении и функциях психики, механизмах протекания психических процессов. Во-вторых, широко использует методы психодиагностики для изучения индивидуальных проявлений психического развития. В-третьих, тесно переплетается с педагогической психологией, так как знание возрастных особенностей необходимо для построения эффективных методов образования и воспитания.

Основоположниками возрастной психологии как самостоятельной науки по праву считаются Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев. Именно они внесли решающий вклад в понимание движущих сил и механизмов психического развития ребенка, сформулировали основные методологические принципы возрастной психологии.

В настоящее время ведущими задачами возрастной психологии являются:

- выявление общих закономерностей онтогенетического развития психики на всем его протяжении;

- определение специфических новообразований, характерных для каждого периода развития;

- изучение роли наследственности и среды, социальной ситуации развития в формировании психических свойств и качеств личности;

- совершенствование периодизации психического развития человека.

Традиционно в возрастной психологии принято выделять следующие основные разделы:

- психология младенчества и раннего возраста;

- психология дошкольного возраста;

- психология младшего школьного возраста;

- психология подросткового возраста;

- психология юношеского возраста;

- психология молодости и зрелости;

- геронтопсихология.

Таким образом, возрастная психология, раскрывая механизмы, движущие силы, условия и последовательность психического развития человека от рождения до старости, выступает фундаментальной основой для понимания всей психологической жизни личности. Знание возрастных особенностей каждого периода жизни человека имеет большое значение для специалистов смежных областей – педагогов, социальных работников, врачей. Этим определяется центральная роль и место возрастной психологии в системе психологических наук.