Опыт работы воспитателя старшей группы по внедрению ОП ?Вдохновение? КАРТОХИНОЙ Е.Ю. В развитии современного общества творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение сейчас рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже можно сказать, что это стиль жизни современного человека, тем более педагога. ????????К.Д. Ушинский сказал: ?Если вы выбрали труд и вложили всю свою душу, то счастье само отыщет вас?. А что счастье для истинного педагога? Разве не успехи его подопечных? Поэтому педагог находится в постоянном поиске новых педагогических технологий. С 2022 года наша группа стала инновационной площадкой по внедрению образовательной программы ?Вдохновение?. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о развитии ребенка, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические инструменты для их достижения. Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка.? Однако, организовывая предметно-пространственную среду в группе, каждый раз было заметно, что дети быстро теряют интерес к знакомым играм и предметам. Поэтому возникла проблема, как сделать среду и образовательный процесс увлекательным и познавательным одновременно, чтобы интерес детей не угасал, а, наоборот, способствовал всестороннему развитию детей. В поисках решения данной проблемы внимание привлек опыт работы Надежды Александровны Коротковой – кандидата психологических наук, младшего сотрудника НИИ дошкольного воспитания. Она работала над темой ?Использования макетов в работе с детьми?. С точки зрения Н.А. Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры, но и связующим звеном разных форм вросло-детской активности. Это заинтересовало и способствовало более детальному изучению данной технологии. В процессе пришла идея – использовать макет, как метафору. В нашем случае – макет ?Дома знаний?. Принцип заключается в следующем: - фундамент – это символ основы образовательного процесса – образовательная программа (ОП). - стены – это символ полученных детьми знаний, умений и навыков. - окна – это сами дети. - крыша – это символ окончания образовательного процесса в данном учреждении. Возможно у некоторых возникнет вопрос, а где здесь место педагога? И он будет уместен. В данном виде метафоры роль педагога выполняет строитель. Как всем известно, что именно от него зависит скорость и качество возведения постройки. Так и от педагога зависит качество и количество знаний, получаемых обучающимися. Каждый ?кирпичик? в ?стенах? дома – это полученные знания, даже незначительные на ваш взгляд, но для детей это достижение. К тому же у каждого ребенка развитие носит индивидуальный порядок и темп. А благодаря данному ?Дому знаний? он тоже делает свой вклад в рост здания. Ведь чем выше сооружение, тем больше знаний, которые дети хотят демонстрировать. Этот макет станет гордостью и мотивацией к познавательному интересу. Как это выглядит на практике. Технология, предложенная Лидией Васильевны Свирской — ?План-дело-анализ?, является?одной из ведущих технологий программы ?Вдохновение?.??План-дело-анализ??это дневной цикл жизни деятельности детей, в течение которого воспитанники вместе со взрослыми (педагоги и родители) совершают увлекательную, поисково-познавательную, творческую работу. И именно компоненты дневного цикла позволяют детям практиковаться в этой деятельности, получая уникальный жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями воспитанников. Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду: это?образовательная?деятельность в центрах активности, в режимных моментах. Каждый день в группе начинается с ?утреннего круга? по сигналу колокольчика, где мы приветствуем друг друга разными способами: выполнение движений под музыку ?Здравствуйте, ладошки!?, словесное проговаривание приветствий ?Я рада вас видеть? с разным интонационным выражением, упражнение ?Поздоровайся со мной разными частями тела!? и другое. После приветствия педагог спрашивает, какое настроение?у детей с помощью игрового модуля ?Ромашки настроения?, а также узнает об актуальных новостях самих детей, закрепляет данные календаря погоды на сегодняшний день. Это способствует объединению детского коллектива и направляет на создание радостного, позитивного настроя в группе. В работе активно используется ?Модель трех вопросов? - ?Что мы уже знаем??, ?Что мы хотим узнать??, ?Что мы сделаем, чтобы узнать??,- выступающая как способ разработки проектов. Благодаря ей получаем первичную информацию о запасе знаний, представлений воспитанников и помогаю ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии, создаются условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. С помощью плана-паутинки с воспитанниками обговаривается, какая деятельность по теме проекта подразумевается в центрах активности.???Дети выбирают, в каком же из предложенных центров они будут работать с помощью случайного выбора. В программе ?Вдохновение? изучение темы в ходе проектной деятельности является одним из предлагаемых способов освоения знаний детьми дошкольного возраста.? Учение в проектах — это исследовательское и открывающее учение. При этом результат не известен заранее, ответы заранее не ясны. Все, что происходит в детском саду и вне детского сада, может быть толчком для выбора темы проекта. Воспитанниками группы были реализованы такие проекты как: ?Детское экспериментирование – ?Что вокруг нас???, ?Как мы следы осени искали?, ?Я - человек?, ?Удивительное – рядом (свойства воды)?, ?Космос - далёкий и близкий?, ?Чем зима нас удивила??, ?Патриотический дух?, ?Насекомые? и др. Продукты творчества детей?в виде выставок оформляются в раздевалке группы, родительском чате, а также пополняют РППС. В результате любой деятельности дети приобретают определенные знания, умения и навыки. Это позволяет им получить ?кирпичик?, который они с гордостью водружают на стены ?Дома знаний?. Благодаря реализации программы ?Вдохновение?, хочется отметить, что воспитанники стали самостоятельнее, стали более самоорганизоваными и самоопределеными.?Было отмечено, что неизменной популярностью среди детей пользуется центр, в котором воспитанники могут увидеть и, по возможности, сохранить конечный продукт своей деятельности: центр творческой активности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Ребята с азартом приняли возможность проявления творческой фантазии: задания предлагаются вне строгих рамок, ребенок может не использовать шаблон, а реализовать свой творческий замысел, модернизировать образец в соответствии со своими желаниями, выбрать материалы для поделки. Все это привело к тому, что дети, не проявлявшие интереса при традиционной форме организации образовательной деятельности, с большим энтузиазмом стали участвовать в работе творческого центра. Кроме того, дети учатся договариваться, слушать друг друга, работать в команде, искать пути урегулирования конфликтов. Именно работа в центрах активности позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал, проявить упорство в достижении цели и сформировать свой уникальный опыт. Как итог проведённой работы, хотелось бы отметить, воспитанники стали более любознательными,?внимательными и активными, быстрее адаптируются к условиям детского сада, ?проявляют интерес к познавательному развитию. Ведь чем выше дом, тем качественнее можно демонстрировать свой рост, свои способности, свои достижения в познании окружающего мира. Доказательством чего стали полученные дипломы и сертификаты за участие в различных конкурсах. Поэтому есть необходимость продолжить работу в данном направлении, обогащая не только опыт воспитанников, но и педагогический потенциал!
Метафора как педагогическая технология по реализации ООП "Вдохновение"