Детям сложно связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Заучивание стихотворений и пересказ текста вызывают у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Они не владеют приемами и методами запоминания.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, воспитателю приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов.
Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В непосредственно образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.
А как утверждают психологи, ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Наглядное моделирование помогает развивать:
— зрительную и слуховую память
— зрительное и слуховое внимание
— воображение
— восприятие
— развивает кругозор
— развивает все стороны речи.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
— во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
— во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
— в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Метод наглядного моделирования можно использовать в разных видах речевой деятельности:
❖ при заучивании стихов
❖ при пересказах художественной литературы
❖ при обучении составлению описательных рассказов
❖ составление рассказов по картине.