Метод проектов как форма образовательного процесса с детьми.
Баймурзаева Абидат Абдулвагабовна
МАУДО «ЦДТ» г. Пыть-Ях
«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли», – писал известный педагог В.А. Сухомлинский. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности обучающегося, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, обучающийся становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы учащимся было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Учащийся – субъект обучения, педагог – партнёр, создающий условия.
Вера в учащегося,его возможности, в его творческий потенциал и постоянная поддержка успеха – вот та основа, на которой строится работа педагога. Главная сложность – нащупать, определить индивидуальное пространство, в котором обучающийся будет раскрывать свои способности, о которых возможно, не подозревает.
Считаю, что в учебной деятельности важно, чтобы обучающиеся учились не просто запоминать то, что говорит преподаватель, не просто учили то, что им объясняет учитель, а сами, самостоятельно, могли добывать знания, важно, насколько самостоятелен он в усвоении знаний и формировании умений. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно.
В своей работе опираюсь на основные принципы творчества педагога-новатора И.П. Волкова:
Знание – фундамент творчества;
Строгий отбор учебного материала;
Формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;
Индивидуальный подход в обучении.
Для организации продуктивной работы обучающихся на уроках, необходимо использовать активные методы обучения, одним из которых являются метод проектов. Проектная деятельность – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путём самообразования. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От обучающегося требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Чем этот метод лучше? Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед учащимися такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда обучающиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, обучающиеся учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.
В-четвёртых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.
В полном объеме данная методика может быть применена в основном во внеурочное время, но отдельные элементы метода проектов вполне успешно могут внедряться при обучении. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы и методики, направленные на развитие социально-коммуникативных компетенций обучающихся. Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей:
во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент;
во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию;
в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.
Мини-проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемой проблеме. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала.
В своей педагогической практике чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие, ролевые. В процессе реализации проекта необходимо использовать определенный алгоритм действий:
постановка проблемы,
поиск информации по данной проблематике,
работа с разнообразными источниками,
систематизация и анализ найденной информации,
оформление выводов, представление полученных результатов
и определение практической значимости работы вместе с возможными перспективами дальнейшего исследования проблемы.
При выполнении проектной работы необходимо, на мой взгляд, придерживаться следующих рекомендаций:
во-первых, поскольку проектная работа дает возможность
обучающимся
выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать их, желательно поощрять их самостоятельность;
во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и дополнительный материал;
в-третьих, большинство проектов может выполняться
отдельными
обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
Проекты дают простор для творческой инициативы обучающихся. Они должны писать, рисовать рисунки, вырезать, наклеивать, изготовлять, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, проводить эксперимент, оформлять свои работы на компьютере в программах Microsoft Office и других программах.
«Я знаю для чего мне надо то, что я познаю. Я познаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Нужно отметить, что для организации учебных мини-проектов нужна предварительная подготовка, поэтому о нём объявляется заранее (3-4 недели). От педагога требуется не только умение организовать обучающихся, но и помочь с определением подходящих источников, рационально распорядиться временем урока, применять техническое обеспечение урока, составлять домашние задания.
Таким образом, проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если обучающийся получит исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научатся анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, будет жить творческой жизнью.