МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СОВОКУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ И ПРИЁМОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО

1. ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Джон Дьюи предлагал строить обучение на основе активного поиска, через целесообразную деятельность обучающегося, в соответствии с его собственным интересом именно в этом знании. Очень важно, чтобы проблема была связана с реальной жизнью, близка и значима для обучающегося, для её решения необходимо приложить полученные знания. Чтобы обучающийся воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, желаемого результата не последовало, и в 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено.

Сейчас метод проектов постепенно усовершенствовался и успешно интегрировал в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес обучающихся к знанию и научить применять эти знания для решения конкретных проблем.

2. МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА.

Метод проектов относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить,-- вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся -- индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -- конкретный результат, готовый к внедрению. Личная заинтересованность обучающихся в высоких результатах своей деятельности будет способствовать повышению качества знаний.

3. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

информационный проект -- сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

творческий проект -- максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт -- альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

ролевой проект -- литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по следующим параметрам:

* тематическим областям;

* масштабам деятельности;

* срокам реализации;

* количеству исполнителей;

* важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

* в определенной степени неповторимы и уникальны;

* направлены на достижение конкретных целей;

* ограничены во времени;

* предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные -- выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают -- внутригрупповыми, внутриколледжными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

минипроекты -- укладываются в один урок или даже его часть;

краткосрочные -- на 4-6 занятий;

недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание групповых и внегрупповых форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной фор-мой организации проектной работы;

* долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

- научный доклад;

- деловая игра;

- демонстрация видеофильма;

- экскурсия;

- телепередача;

- научная конференция;

- инсценировка;

- театрализация;

- игры с залом;

- защита на Ученом Совете;

- диалог исторических или литературных персонажей;

- спортивная игра;

- спектакль;

- путешествие;

- реклама;

- пресс-конференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий обучающего и преподавателя, а на том, каким путем был достигнут результат.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; организация выставки архивных документов).

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск программы выставки, репортажи о её проведении и т.д.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, сопоставление результатов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).

5. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ.

Грамотно сформулировать цели - особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы, таким образом, целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.

Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта может представлять собой следующий список:

1. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

2. Оргдеятельные цели - овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.

3. Креативные цели - творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

При условии рациональной организации работы и успешного достижения педагогических целей, задача повышения качества знаний будет успешно решена.

6. ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами архивной отрасли, с учётом потребностей конкретных организаций в рамках утвержденных программ. В других -- выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса по программ профессионального модуля или будет рекомендована местными учреждениями соответствующей сферы деятельности (архивом, краеведческим музеем), в каждом темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для профессиональной деятельности.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, компьютерная газета, архивная коллекция). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: информатики и КТ, истории, обществознания, географии, русского и родного языков.

7. ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучащюиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

развивают системное мышление

проявляют личную заинтересованность в повышении рейтинга (качества знаний)

.

8. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Исходные теоретические позиции проектного обучения следующие:

- в центре внимания -- обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;

- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в учении и качество знаний;

- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;

- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося;

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

9. СИСТЕМЫ ДЕЙСТВИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ.

С целью выделения систем действий преподавателя и обучающихся предварительно важно определить этапы разработки проекта.

Обязательное требование -- каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Системы действий преподавателя и обучающихся на разных стадиях работы над проектом.

Стадии

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта

Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся

Обучающиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

 

Преподаватель предлагает обучающимся совместно отобрать тему проекта

Группа обучающихся совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает их для обсуждения

 

Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных обучающимися

Обучающиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают для обсуждения

1.2. Выделение подтем и тем проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает обучающимся для выбора

Каждый обучающийся выбирает себе подтему или предлагает новую

 

Преподаватель принимает участие в обсуждении с обучающимися подтем проекта

Обучающиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый обучающийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению обучающихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Обучащиеся уже определили свои темы и в соответствии с ними набирают.

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы.

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные обучающиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в группах с последующим обсуждением.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Обучающиеся в группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: презентация, альбом и т.д.

2. Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность

Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность

Обучающиеся оформляют результаты исследований в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов других преподавателей, родителей и др).

Доклады о результатах работы

5. Рефлексия

Обучающиеся оценивают свою деятельность по качеству и содержанию выполненных работ

Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу

ЛИТЕРАТУРА.

1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2010

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение -- что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. - М., 2009.

5. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.

ИСТОЧНИКИ

Федеральный закон "Об информации, информатизации и з

а

щите информации" от 20 февраля

1995 г

.

 

Собрание законодательс

т

ва рф,1995,№8,ст.609.

Основные правила работы архивов организации

 

Москва 2002

Федеральный закон № 125 ФЗ «Об архивном деле в Росси

й

ской Федерации»

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Архивный гипертекстовый справочник в Рунете

 

Боброва Е.В

 

Отечественные архивы. 2009 №1

www.rusarchives.ru