* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} h2 {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Emphasis {font-style: italic;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Strong {font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Основной текст1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 9pt; color: #000000;} .Основной текст_ {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 9pt;} .Основной текст2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 9pt;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .HTML Cite {font-style: italic;} .c7 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Т. Е. Елфимова

преподаватель экономических дисциплин

ЧПОУ «Нижегородский

экономико-технологический колледж»

Время и современный рынок труда предъявляют все новые повышенные требования к молодым специалистам. Очевидно, что конкурентные преимущества получат те студенты, которые не просто обладают набором необходимых знаний, а являются активной, творческой, компетентной личностью, самостоятельно генерирующей новые идеи, принимающей нестандартные решения. Значит необходимо сформировать мышление студента таким образом, чтобы он мог самостоятельно находить и усваивать новую информацию.  Этому способствует проектная методика как одна из форм учебной деятельности, способная сделать учебный процесс для студентов личностно значимым, где они смогут полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, креативность, активность, самостоятельность.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта [2].

Идея использования проектов в обучении зародилась в начале 20 века. Дж. Дьюи предложил модель новой школы – «школы активности», «школы труда». По мнению Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования проблем, проведения опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. Его ученик и последователь американский педагог Уильям Килпатрик вводит проектную деятельность в обучение. В России в своей педагогической деятельности проекты использовали Шацкий С.Т., Щедровицкий Г. П. (разработал понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности), Кузьмина Н. В. (выделила проектировочный компонент в структуре деятельности педагога), Ильин Г. Л. (вводит в научный оборот такие категории, как «Проективное образование», «проективное мышление»), Колесникова И. А. (учебное пособие «педагогическое проектирование») и другие [1].

Методологической основой использования метода проектов являются общепедагогические и дидактические принципы: связь теории с практикой;
научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний.

Использование на учебных занятиях метода проектов,  создает устойчивую положительную мотивацию, дает возможность организовать деятельность в интересной для студентов форме, направляя их на достижение значимого для них результата и  т. п. В связи с этим решаются следующие задачи педагогической деятельности:

1) использовать метод проектов для развития познавательной активности, творческой самостоятельности студентов, повышения мотивации к обучению;

2) приблизить практические занятия к реальным условиям профессиональной деятельности;

3) организовать деятельность обучающихся по разработке проектов.

Реализация поставленных задач осуществляется посредством включения обучающихся в проектную деятельность на занятиях профессионального модуля «Организация кооперативного бизнеса и предпринимательства» и по предмету «Экономика».

Существует достаточно много типов проектов, но, учитывая специфику преподаваемых дисциплин, используются такие как: практикоориентированные и исследовательские.

Основным видом творческой деятельности обучающихся на занятиях профессионального модуля «Организация кооперативного бизнеса и предпринимательства»

является разработка  собственного бизнес-проекта. Для реализации бизнес-проекта студент должен владеть навыками   поиска и обоснования предпринимательской идеи, определения целей деятельности, исследования рынка, маркетингового продвижения продуктов, услуг, бизнеса, обеспечения эффективности бизнеса и управления собственным делом.

Студенты первого курса выполняют исследовательские проекты по предмету «Экономика», что способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, способности сформулировать и решить проблему.

Применение проектной методики дает хорошие результаты деятельности:

м

еняется наполненность структурны

х этапов проектной деятельности;

п

рослеживается положительная динамика в повышении качества знаний;

студенты е

жегодно

принимают участие в

различных научно-практических конференциях,

региональном чемпионате

«

П

рофессионалы»

.

 Анализ  результатов квалификационного экзамена показывает достаточно высокий уровень качества обучения, следовательно, повышается творческая самостоятельность и познавательная активность обучающихся. Вместе с тем повышается уровень педагогического мастерства преподавателя, совершенствуются навыки использования метода проектов в образовательном процессе, становится легче вовлечь обучающихся в самостоятельную поисково-творческую деятельность и заинтересовать своим предметом

Старая китайская пословица говорит: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай мне сделать – и я пойму». Экспериментально установленные данные подтверждают это высказывание: человек запоминает только 10%  того, что он слышит, 50% того, что он видит, и целых 90% из того, что он делает.

Таким образом, можно сделать вывод, что  метод  проектов является  наиболее эффективным  методом  обучения, используемым в образовательном процессе.

Литература

Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие

для

высш

. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под

ред

И. А. Колесниковой

. – М.: Издательский центр «Академия» , 2005. – 288 с.

-

https://pedlib.ru/Books/3/0212/index.shtml

Метод проектов.

проф.

Полат

Е. С.

https

://

docplayer

.

com

/31697722-

Metod

-

proektov

-

d

-

p

-

n

-

prof

-

polat

-

e

-

s

-

ioso

-

rao

-

k

-

istorii

-

voprosa

.

html