ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН





                                        

                                  

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по учебной дисциплине: «Тренаж классического танца»

на тему:   «Биомеханика и профилактика травм стопы»




Разработала: 

преподаватель высшей категории 

Супрунова Наталья Викторовна




 

2024

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

…………………………………………………………

3

Биомеханика и профилактика травм стопы.

1. Стопы – показатель профессиональной формы исполнителя....... 4

1. 1 Функции стопы……………………………………………... 4

1. 2 Строение голеностопного сустава…………………………. 5 2.Биомеханика и травмы стопы…………………………………….8

3. Профилактика травм стопы……………………………………..12

Заключение

……………………………………………………

……

.

.

18

Список

использованной

литературы

…………………………

……

.

19

Введение

Вся масса тела человека передвигается в пространстве с помощью ног. Контакт с землей осуществляют стопы, на которые приходится вся нагрузка. Стопы ног обеспечивают нам устойчивость, равновесие и движение.

Цель работы – предупреждение травм стопы, которая, являясь опорой всего тела, должна быть сильной, эластичной и, главное, здоровой, через понимание строения и биомеханики стопы, изучение определенных упражнений помочь обучающимся в достижении наилучших результатов.

Стопа является отделом нижней конечности, на который опирается все тело и на протяжении всей жизни выдерживает большие статические и динамические нагрузки. Сложность функции и большие индивидуальные различия строения стопы являются следствием того, что стопа состоит из большого количества костей и образованных ими сочленений, от архитектоники связочного аппарата, а также от количества мышц, которые участвуют в обеспечении движений в стопе. Правильная работа всех структур обеспечивает надежную работу, устойчивость и выносливость стопы к весу всего тела и нагрузкам, которые возникают при движении тела.

На здоровье стоп в нашем мире влияет очень много факторов, рассмотрим основные:

модная, но редко удобная обувь;

длительность ношения обуви в течение дня;

твердое покрытие тротуаров (асфальт, бетон, плитка);

твердость полов в помещениях (напольная плитка).

В связи с этим необходимо много внимания уделять здоровью стоп, а артисту балета тем более.

В естественных условиях стопа участвует в передвижении тела, в стоянии на одной или двух ногах. С помощью стопы тело отдаляется от плоскости опоры при вставании на «полупальцы», а также происходит приземление свободной ноги.

II. Биомеханика и профилактика травм стопы

1. Стопы – показатель профессиональной формы исполнителя

1. 1 Функции стопы

Танцевальное искусство – профессия, связанная с большим физическим, эмоциональным напряжением и опасностью травмирования. Стопы позже всего приходят в норму после пропусков, каникул и болезней и самыми первыми выходят из формы. Стопы – показатель, по которому можно судить о физической и профессиональной форме исполнителя.

В танце стопа артиста выполняет 3 основные функции: опорная функция, функция отталкивания и рессорная функция.

1. Опорная функция. Поддержание тела, как во время движения, так и в покое обеспечивает равновесие и устойчивость (вместе с позвоночником, мышцами спины и бёдрами). На полупальцах особую нагрузку испытывает передний отдел стопы (подробности в отделе анатомии), а на пальцах (у женщин) – фаланги пальцев, суставы, мышцы стопы. Когда  исполнитель стоит на всей ступне, следят за тем, чтобы не было завалов на большой палец, а тяжесть корпуса равномерно распределялась на всю стопу (к полу прикасаются пяточная кость, передние части 1 и 5 плюсневых костей, а также фаланги пальцев). Таким образом, не происходит уплощение стопы (плоскостопие) и  «завала» на большой палец.

2.  Функция отталкивания (в прыжках и releve). Здесь надо отметить роль длинного сгибателя большого пальца, который способствует толчку стопы. От силы  связок и мышц голеностопа напрямую зависит и качество прыжка и его высота. 

3.  Рессорная функция, в частности – приземление после прыжка. Если учесть, что вес тела в этот момент увеличивается в 7 раз, то можно только удивляться какой силой и согласованностью должна обладать вся костно-суставная, связочная и мышечная системы стопы, чтобы тело человека избегало сотрясений и толчков. Не меньшая роль отводится и коленному суставу. В хореографии, помимо этого, стопа движется в положении на «пальцах» и «полупальцах». Она выворотна, носок сильно оттянут. Ноги работают в определенных позициях. Хореографическая тренировка развивает гибкость и чувствительность стопы. Но при положении на «полупальцах»

«пальцах» изменяется осуществление опорной и рессорной функции стопы.

1. 2 Строение голеностопного сустава

Сильные и гармонично развитые стопы являются основанием всего тела. Умение совершать выразительные движения ногами, базируясь на стабильном туловище и тазе, позволит танцевать красиво и уверенно. Чтобы совершенствоваться в технике танца, исполнитель должен иметь базовые представления о строении голени и стопы и работе их мышц.

Рассматривая стопу, необходимо рассмотреть голеностопный сустав, который и приводит стопу в движение.

Голеностопный сустав сложный, имеет блоковидную форму. В нем возможно сгибание и разгибание. Но, по мере сгибания стопы становятся возможны некоторые приведения и отведения, а так же супинация и пронация. У детей голеностопный сустав более подвижен кнаружи. Лодыжки представляют собой костные образования в нижней части большеберцовой и малоберцовой костей. К ним крепятся некоторые из самых сильных связок голеностопного сустава. В так называемую «вилку», образуемую лодыжками, входит таранная кость, которая передает вес тела на все остальные кости стопы. В задней части она соприкасается с пяточной, а в передней — с ладьевидной костью. Пяточная кость представляет собой место крепления ахиллова сухожилия, а к ладьевидной кости крепится заднее большеберцовое сухожилие. Оба сухожилия активизируются при вытягивании носков.

Стопа состоит из 28 костей. Кости стопы широкие и плоские и связаны между собой большим количеством прочных связок, которые ограничивают движения, но усиливают стопу как опору. Прочность стопы как целой конструкции важна при совершении движений тела и удержании его веса. Несмотря на ограниченную подвижность, стопа может легко перемещаться как по гладкой, так и по не ровной поверхности.

Стопа разделяется на 3 части:

Кости пальцев стопы.

Кости плюсны.

Кости предплюсны.

За годы занятий хореографией у артистов балета изменяется форма стопы, увеличивается масса располагающихся на ней мышц, утолщаются некоторые ее кости. Если меняется строение органа, то это влечет за собой изменение его функций.

Кости стопы образуют длинную арку, которая называется продольным сводом. Продольный свод опирается, на пяточную кость и головки I и V плюсневых костей. Наружная часть продольного свода играет опорную, а внутренняя — рессорную роль. Высота «подъема» зависит от высоты

внутренней части продольного свода. Когда педагог говорит: «Не заваливай ногу», он имеет в виду как раз этот, внутренний, свод. Хотя внешний край стопы, казалось бы, плотно прилегает к полу, он тоже образует арку — латеральный продольный свод, который удерживает значительную часть веса тела, позволяя медиальному продольному своду сохранять изогнутое положение и выполнять функции амортизатора, то есть пружинит.

Поперечный свод расположен в передней части стопы. Именно от него зависит подъем стопы, над увеличением которого так усердно работают многие танцовщики (так называемая «балетная стопа»).

На стопе различают тыльные и подошвенные мышцы.

К мышцам тыла стопы относятся:

Короткий разгибатель пальцев (

лат.

 

extensor digitorum brevis

) —плюснефаланговые суставы II—IV пальцев и отводит их кнаружи.

Короткий разгибатель большого пальца (

лат.

 

extensor hallucis brevis

) — разгибает большой палец и тянет его кнаружи.

На подошвенной поверхности стопы, так же как и на ладонной поверхности кисти, расположены три группы мышц: медиальная, образующая возвышение большого пальца, латеральная, образующая возвышение мизинца, и средняя группа мышц, расположенная между ними. Возвышение большого пальца стопы образуется тремя короткими мышцами, производящими сгибание, отведение и приведение большого пальца стопы.

К мышцам подошвы стопы относятся:

Отводящая мизинец (

лат.

 

abductor digiti minimi

) — отводит и сгибает мизинец.

Короткий сгибатель пальцев (

лат.

 

flexor digitorum brevis

) — сгибает пальцы.

Отводящая большой палец (

лат.

 

abductor hallucis

) — сгибает и отводит большой палец, укрепляет медиальную часть свода стопы.

Короткий сгибатель большого пальца (

лат.

 

flexor hallucis brevis

) — сгибает большой палец.

Червеобразные (

лат.

 

lumbricales

) — сгибают проксимальные фаланги пальцев и тянут их в сторону большого пальца.

Короткий сгибатель мизинца (

лат.

 

flexor digiti minimi brevis

) — сгибает мизинец, отводит его в сторону и укрепляет продольный свод стопы.

Мышцы между плюсневыми костями:

Тыльные межкостные (

лат.

 

interossei dorsales

) — сгибают проксимальные, незначительно разгибают средние и дистальные фаланги II—IV пальцев, отводят II палец в обе стороны, III и IV в сторону мизинца, укрепляют свод стопы.

2. Биомеханика и травмы стопы

Своды поддерживаются костями стопы. Они должны быть достаточно сильными, чтобы выдерживать вес тела, прыжки, позы баланса и вращения. Кроме того, поддержку сводам оказывают фасция и связки стопы. Фасция представляет собой очень прочную полосу соединительной ткани, проходящую от передней части стопы до пятки. Сильная стопа снижает риск развития подошвенного фасциита, т. е. воспаления данной фасции. Слабость сводов стопы вынуждает фасцию брать на себя значительную часть нагрузки, что может привести к плоскостопию. Этого можно избежать, если целенаправленно работать над силой и гибкостью структур стопы.

Как уже было сказано, большие физические нагрузки и ношение узкой обуви могут привести к растяжению суставных связок и как следствие к плоскостопию.

Различают продольное и поперечное плоскостопие. При продольном плоскостопии опускается рессорная часть или весь продольный свод. При поперечном опускаются головки плюсневых костей, большой палец сдвигается в сторону и вызывает деформацию остальных пальцев и всей стопы. Любой вид плоскостопия вызывает боли и сильно снижает подвижность большого пальца и всей стопы. У артистов балета и спортсменов наблюдается функциональное плоскостопие, при котором суставы стопы сохраняют подвижность. В этом случае часто возможен хороший толчок при прыжке. Плоскостопие также может образоваться при ношении обуви с каблуком выше 3,5 см или обуви, в которой пальцы сжаты, а пятка не полностью опирается на каблук. Кроме того, неправильная опора на наружную часть продольного свода, если большой палец не опирается о пол, растягивает связки стопы.

Стопа укреплена большим количеством связок. Наиболее развита подошвенная связка стопы. Основную роль в удержании сводов, играют собственные короткие мышцы стопы. Напряжением этих мышц и удерживаются своды стопы. На тыльной поверхности стопы находятся мышцы-разгибатели большого пальца и| пальцев. У балерин они развиты очень сильно, так как в положении «на пальцах» удерживают пальцы вертикально. На подошвенной части стопы расположены сгибатели пальцев. Вам наверняка приходилось встречаться с танцорами, получившими одну из самых распространенных травм - растяжение связок голеностопного сустава.

Выворотность стопы зависит от выворотности в коленном и тазобедренном суставах. Влияет на выворотность стопы и правильное положение всей ноги, зависящее от положения таза и позвоночника (постановка корпуса).

При стоянии на всей стопе опора осуществляется на пяточный бугор и головки I и V плюсневых костей. Тяжесть тела распределяется на всю стопу. При стоянии на «полупальцах» голеностопный сустав согнут, плюсне-фаланговые суставы разогнуты. Опора происходит на головки плюсневых костей и подушечки пальцев, на которые и приходится вес тела. В положении на «пальцах» голеностопный сустав и вся стопа согнуты в наибольшей степени. Поэтому продольный свод отчетливо выражен, так как стопа сжата между плоскостью опоры и голеностопным суставом. Однако при этом резко уменьшаются рессорные свойства стопы, потому что она не может пружинить. Носок туфли обладает незначительной эластичностью и почти не в состоянии компенсировать уменьшение рессорности стопы.

Движения голеностопного сустава и стопы.

В голеностопном суставе совершается два движения: подошвенное и тыльное сгибание стопы. В самой высокой точке релеве существует также небольшая возможность отклонения стопы в сторону, которая порой используется для сохранения равновесия на пуантах. Таранная кость достаточно плотно сидит в ограниченном пространстве, создаваемом другими костями. При исполнении плие она слегка отходит назад, создавая стабильный упор. При подъеме на полупальцы таранная кость немного смещается вперед и выходит из надежного сцепления с другими костями, что приводит к определенной нестабильности.

Подтаранный сустав в задней части стопы расположен в месте соприкосновения таранной и пяточной костей. Он отвечает за пронацию стопы в плие и ее супинацию при исполнении релеве независимо от положения ног.. Чрезмерная пронация ведет к заваливанию стопы внутрь и создает излишнюю нагрузку на ее свод. Так иногда происходит при попытке добиться выворотности только за счет самой стопы без участия мышц, поворачивающих и приводящих ногу в тазобедренном суставе.

От правильных движений в пяточной части стопы зависят и движения, совершаемые в средней ее части. Например, при исполнении плие внутренняя часть пяточной кости слегка смещается внутрь. Это смещение необходимо, чтобы предоставить свободу суставам в средней части стопы. В данном случае создается необходимая гибкость и эластичность для амортизации толчков. Совершенно иное происходит при исполнении релеве. Пяточная и таранная кости немного приподнимаются, чтобы создать напряжение в суставах средней части стопы. За счет этого создается прочный свод. Укрепление мышц средней части стопы позволит правильно распределять вес тела между первой, второй и третьей плюсневыми костями при исполнении релеве. Свод стопы в этом случае обладает достаточной жесткостью, что позволяет стабилизировать положение тела.

Суставы между костями плюсны и фалангами пальцев должны быть одновременно сильными и гибкими, чтобы выдерживать отталкивание при совершении прыжков. Эксцентрическая работа мышц, управляющих движениями пальцев, создает хорошую опору при исполнении релеве. Эксцентрическое сокращение этих мелких мышц в передней части стопы позволяет им даже в растянутом состоянии оставаться сильными и активными. Даже когда вы просто стоите, пальцы ног должны быть выпрямлены, а мускулатура сводов стопы - активно работать, чтобы создавать надежную опору для тела.

Стопа удерживается в выворотном положении именно с помощью мышц. Поэтому для улучшения выворотности стопы необходимо развивать ее мышцы. В хореографии это происходит при качественном выполнении battement frappe, battement tendu, при ударе о пол и нажиме на пол.

Сухожилие длинного сгибателя большого пальца стопы заслуживает особого внимания. Сухожилие выполняет несколько функций: сгибает большой палец, помогает создать толчковое усилие при исполнении прыжков и поддерживает свод стопы. Часто повторяющаяся повышенная нагрузка, например при исполнении релеве и подъеме на пуанты, может привести к возникновению неприятных ощущений и воспалению этого сухожилия (так называемому тендиниту танцора). Кроме того, иногда оно защемляется в туннеле, следствием чего может стать износ от трения и даже разрыв сухожилия. Необходимо тренировать все мышцы, используемые для подошвенного сгибания, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки на сухожилие длинного сгибателя большого пальца стопы.

На внешней стороне голени расположены малоберцовые мышцы. Они начинаются в верхней части малоберцовой кости. Их задача состоит в том, чтобы усилить внешнюю сторону голени и снизить риск растяжения связок голеностопного сустава. По передней поверхности большеберцовой кости проходят передняя большеберцовая мышца, длинный разгибатель большого пальца стопы и длинный разгибатель пальцев. Эти мышцы отвечают за разгибание пальцев стопы, ее тыльное сгибание и поворот внутрь. Кроме того, усилия всех внешних мышц стопы направлены на укрепление голеностопного сустава и его защиту от повреждений.

ПОВРЕЖДЕНИЕ СТОПЫ У ТАНЦОРОВ:

1.Ахиллесов тендинит .

Причина: у артистов балета возникают хронические тендовагиниты сухожилий стопы на почве многократных микротравм или перегрузок. 

Профилактика очень важна при этом заболевании. Надо выполнять упражнения на растяжку для ахиллова сухожилия. Так же надо поменять обувь чтобы:

- Скобки, держали пятки и сухожилия

- Каблук размещен в обуви под пяткой

- Ботинки внутри должны быть более мягкими

2. Растяжение связок стопы

Причина : в чрезмерном натяжении связочного аппарата 

Профилактика: лечебная гимнастика, разогревающие мази.

Ригидность большого пальца стопы.

Причины: результат износа, от огромных перегрузок на стопы и большого пальца.

Профилактика: ортопедическая обувь с широкими носами противовоспалительные препараты.

Перелом фаланг пальцев

Причина: глубокое приземление после прыжка и удар ногой о пол или станок.

Профилактика: носить удобную обувь, употреблять продукты содержащие кальции, соблюдать осторожность.

Понятие «ломать подъем»

Причина: насильственная растяжка связок верхней части стопы

Основные профессиональные травмы стопы.

У артистов балета часто наблюдаются травмы стопы. Особенно подвержена травмам стопа с высоким природным подъемом, длинным большим пальцем и слабым голеностопным суставом.

При растяжении связок стопы боли ощущаются в то время, когда нога является опорной, и при прыжках. Если нога в воздухе — боли ослабевают. «Навал» на большой палец вызывает растяжение мышц. В этом случае боли ощущаются при движениях. Боли в области ахиллова сухожилия могут возникать по разным причинам, в том числе из-за плохого demi-plie при коротком ахилловом сухожилии и малой эластичности икроножной мышцы.

Нередко наблюдается увеличение плюсне-фалангового сустава большого пальца, что происходит в результате «навала» на большой палец, так называемая «косточка». При этом тяжесть тела переносится на внутренний свод стопы. Мышцы стопы ослабевают, а ее связки растягиваются. Развивается поперечное плоскостопие—опущение сводов стопы.

Из сказанного следует, что для предупреждения наиболее тяжелых травм стопы необходимо правильное ее положение без «навала» на большой палец.

Не менее важным условием предупреждения травмы стопы является правильно подобранная по ноге специальная обувь.

3. Профилактика травм стопы

Упражнения на гибкость и подвижность стоп

Данные упражнения специально предназначены для работы над гибкостью мышц и подвижностью суставов.

1. Подъём на носки и скручивание

Это упражнение состоит из 3 этапов и поможет укрепить все части стопы и пальцев ног.

Сядьте на стул, спина прямая, ноги стоят на полу. Не отрывая пальцы ног от пола, поднимите пятки. Верхняя часть стопы, у пальцев, остается на полу. Удерживайте это положение в течение 5 секунд, прежде чем опустить пятки.

На втором этапе поднимите пятку так, чтобы кончики большого и второго пальца упирались в пол. Зафиксируйте это положение на 5 секунд.

На третьем этапе поднимите пятку и согните пальцы внутрь так, чтобы только кончики пальцев касались пола. Удерживайте такое положение стопы 5 секунд. Выполните каждый этап по 10 раз.

2. Растяжка большого пальца

Большой палец ноги помогает человеку сохранять равновесие при ходьбе и в положении стоя, и на его подвижность стоит обратить особое внимание. Следующее упражнение также состоит из трех этапов, и оно было разработано, чтобы обеспечить гибкость и облегчить боль в пальцах ног, возникающую, в частности, из-за неудобной обуви.

Сядьте на стул, спина прямая, ноги стоят на полу. Положите левую ногу на правое бедро. Пальцами рук аккуратно потяните большой палец вверх, вниз и в сторону. Оставайтесь в этом положении в течение 5 секунд. 1 подход включает в себя 10 повторений. Затем выполните упражнение на вторую ногу.

3. Из положения - сидя

Сидя

на пятках, подняться на пальцы (подъем должен "вывалиться"), перейти на полу - пальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в обратном порядке и вернуться в исходное положение:

4. Лицом к станку

Из 1 позиции поставить правую ногу на "полу - пальцы" (колено находится в выворотном положении), перевести ногу" на пальцы и вернуть ногу в исходную позицию.

Упражнения на силу стоп

1. Гибкий носок

Упражнение позволяет хорошо разработать подвижность и силу мышц и сухожилий, отвечающих за движение пальцев ног. Вы можете выполнять его на обеих ногах сразу или поочередно, в зависимости от удобства.

Сядьте на стул, спина прямая, ноги стоят на полу. Разведите пальцы ног как можно дальше друг от друга, при этом избегайте излишнего напряжения. Удерживайте положение 5 секунд. Повторите 10 раз.

После регулярного выполнения данного упражнения попробуйте надеть на пальцы резинку. Это обеспечит сопротивление и сделает упражнение более сложным.

2. Скручивание носков

Скручивание пальцев ног укрепляет мышцы-сгибатели, повышая эластичность и прочность мышечных волокон.

Сядьте на стул, спина прямая, ноги стоят на полу. Положите небольшое полотенце на пол перед собой, короткой стороной к ногам. Поставьте пальцы одной ноги на короткую сторону полотенца. Попробуйте взять полотенце пальцами ног и потянуть его к себе.

Повторите упражнение по 5 раз на каждую ногу. Более сложный вариант упражнения выполняется с полотенцем, на которое прикреплен небольшой груз.

3. Упражнение с шариками

Данный комплекс разработан для увеличения силы мышц, располагающихся на стопе, и для пальцев ног.

Сядьте на стул, спина прямая, ноги стоят на полу. Поставьте перед собой пустую миску и контейнер с шариками (20 шариков для начала будет достаточно). Используя только пальцы одной ноги, возьмите каждый шарик и поместите его в пустую чашку. Повторите упражнение на другую ногу.

Работа стопами в сопротивлении от себя

Для этого упражнения примите исходную позицию на коврике, ноги прямые перед собой.

Накиньте резину на обе стопы и натяните до ощутимого растяжения эспандера.

Когда носочки окажутся взяты на себя, то есть пальцы ног будут направлены в сторону вашего лица, начните работать стопами в направлении от себя.

5. Исходное положение – стойка, опираясь руками на стену, между пяток зажат массажный мяч. Подъём на носки, опускание, не потеряв при этом мяч. Количество повторений: 15 раз / по 3 подхода

6. Исходное положение – травмированная нога в согнутом положении на стуле, опирается только плюсны стопы. Под весом собственного веса, выполнить опускание пятки вниз, держась за стенки стула. Количество повторений: 12 усилий (опусканий)

7.Упражнение для прокачки стоп

Упражнение из детства, когда родители, воспитатели и тренеры давали задание ползать стоя, включая в работу только пальцы ног, до сих пор считается самым лучшим для укрепления стопы. Именно такое нестандартное действие, как передвижение только за счет силы сгибания и разгибания пальцев, заставляет работать каждое звено стопы на пределе.

Техника выполнения упражнения следующая:

· встаньте прямо, ноги на ширине плеч;

· положение рук может быть любым;

· попеременно начинайте сжимать и разжимать пальцы ног так, будто вы передвигаетесь только с помощью них;

· слегка надавливайте на пол, чтобы продвижение было более явным;

· для повышения уровня сложности выполняйте движение левой и правой стопами одновременно.

8. Растяжка стоп

Растяжка в заключительной части тренировки выполняет множество функций: расслабляет, увеличивает кровоток от перенапряженных мышц, благодаря чему ускоряет вывод из организма продуктов распада после тяжелой тренировки.

В растяжке, как и в разминке, могут помочь фитнес-резинки. И если в случае разогрева перед тренировкой необходимо было сопротивляться сжатию резины, то для растяжки:

· сядьте, выпрямив ноги перед собой;

· наденьте резину на внутренний свод стопы посередине;

· руками натяните стопу к себе при помощи резины;

· оставайтесь в таком положении 30 секунд. Повторите упражнение 3 раза.

Данное упражнение растягивает не только стопу, но и ахиллово сухожилие и камбаловидную мышцу.

Для растяжения верхней части стопы необходимо:

· в положении сидя с прямыми ногами на коврике согнуть одну ногу и закинуть стопу наверх бедра другой ноги;

· руками отведите в направлении от себя пальцы ноги до появления натяжения в подъеме;

· оставайтесь в таком положении 30 секунд и повторите упражнение 3 раза.

III. Заключение. Тренаж в классическом танце.

Хореографический тренаж – это комплекс упражнений, направленных на растяжку и закачку мышц и связок, которые необходимы танцору. На занятии по тренажу последовательно прорабатываются все мышцы. Каждый урок начинается с разогрева и медленной проработки различных групп мышц. Далее нагрузки и сложность упражнений постепенно возрастают. 

Тренаж — это не только основа любой хореографической подготовки, но и отличные упражнения для общего физического развития.

В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie; постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий артист балета приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.

Экзерсис начинается у палки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. За упражнениями на середине зала следуют adagio и allegro. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.

Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их комбинации только ради рисунка упражнения.

Наличие разделов в уроке классического танца определяет преподаватель, но обязательно урок должен начинаться с какого-либо экзерсиса (у станка или на середине зала), предусматривающего разогрев мышц, суставов и связок, а затем работать над другими разделами: adagioallegro или этюдами, в зависимости от задач урока.

В тренажной работе любого вида танца, как у станка, так и на середине зала очень важно достигать правильности исполнения того или иного задания, давая при этом определённую нагрузку на мышцы, суставы и связки. Для такой работы стопы необходимо правильно тренировать. Чтобы избежать травм голеностопного сустава, важно понимать, на чем базируется его стабильность. А чтобы извлечь из упражнений максимальную пользу, следует иметь понятие об основных движениях мышц.

Сильные ступни — это устойчивые ступни, а устойчивые ступни с меньшей вероятностью испытают нездоровый уровень пронации или супинации. Стабильность, подвижность и сила стоп играют важную роль в оптимизации производительности. Отсутствие стабильности на опоре, которая первым делом воздействует на стопу, дает неверный импульс вверх по всему телу, что может привести к травмам во всем опорно-двигательном аппарате. Люди не рождаются с умелыми и ловкими ногами — их надо тренировать и о них надо заботиться.

Литература.

Баднин

, И.А. Охрана труда и здоровья артистов балета: учеб. пособие / И.А.

Баднин

. – М.: Медицина, 1987. – 208 с.: ил.

Есаков

, С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) /

УдГУ

. Ижевск, 2010.

Ивлева, Л.Д. Анатомия и биомеханика в хореографии: учеб. пособие / Л.Д. Ивлева; авт. предисл. В.Е. Триодин;

Челяб

. гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2017. – 81 с.

Хаас

, Ж.Г. Анатомия танца / Ж.Г.

Хаас

; пер. с англ. С.Э.

Борич

. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2014. – 200 с: ил.

Хавилер

, Джозеф С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. Изд-во: «Новое слово», 2007. – 112 с.