Статья находится на модерации
Хоровое пение на уроках музыки является одним из самых доступных
видов деятельности детей младшего школьного возраста. По мнению ряда
авторов (Н.А. Булкина, Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова и др.) оно способствует
становлению мировоззрения, общему и музыкальному развитию личности,
формированию творческого потенциала личности ребенка.
В каждом классе встречаются обучающиеся с разными способностями,
которые порой имеют колоссальные различия между собой. Необходимостью
является введение методов и форм работы для развития певческой
деятельности, которые соответствуют возрастным особенностям. Игровой
подход является эффективной формой обучения для младшего школьного
возраста.
Среди игр, которые активизируют процесс обучения хоровому пению
детей, выделяются голосовые игры. Введение голосовых игр в хоровую
практику их возможности в обучении детей пению производилось такими
авторами, как А.Д. Демченко, В.В. Емельянов, А.Д. Огороднов и др.
В настоящее время особо востребованы голосовые игры и упражнения,
направленные на формирование правильного певческого дыхания
(нижнерёберно-диафрагматическое),
артикуляционного
аппарата,
голосообразования и т.п. Однако, активное использование таких игр пока еще
затруднено, в связи с недостаточной методической готовностью хормейстеров
и руководителей детских хоровых коллективов к решению данной проблемы.
Целью методической разработки является создание и внедрение
комплекса голосовых игр и упражнений для развития «показателей певческого
голосообразования» в хоре на уроках музыки младших школьников.
Задачи:
1. Сравнить методы обучения пению Российских и Русских педагогов
прошлого и настоящего (М.И. Глинка, Д.Е. Огороднов, В.В. Емельянов и др.).
2. Рассмотреть физиологические особенности развития голосового
аппарата младшего школьника.
3. Рассмотреть голосовые игры и упражнения как средство реализации
фонопедического метода.
4. Разработать диагностический инструментарий по определению
степени сформированности навыков певческой деятельности у участников и
произвести диагностику сформированности певческих навыков в хоре на
уроках музыки у младших школьников на начальном этапе обучения.
5. Разработать и внедрить комплекс голосовых игр и упражнений для
развития «показателей певческого голосообразования» в хоре на уроках
музыки у младших школьников;
6. Произвести итоговую диагностику сформированности певческих
навыков в хоре на уроках музыки у младших школьников.
Методы, использованные в работе:
Теоретические: изучение литературы по теме исследования, сравнение,
сопоставление, анализ.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
теории и методики, направленные на развитие голоса (А.Е.
Варламов, М.И. Глинка, Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов, Д.Е.
Огороднов, А.Д. Демченко);
положения теории экстралингвистической коммуникации об
эволюционно древних механизмах голосообразования (В.П. Морозов);
теории по физиологическим особенностям голосового аппарата у
детей (Н.Н. Добровольская, Н.Д. Орлова, М.В. Сергиевский, Л.Д. Работнов,
К. Ярославцева, И.С. Бреслав, И.И. Левидов, Е.М. Малинина, А.Я. Росин, А.Т.
Рябченко);
теории развития детского голоса (В.А. Багадуров, Е.М. Малинина,
Д.Е. Огороднов).
Апробация и внедрение проходило в Средней общеобразовательной
школе №15 г. Североуральска, п. Третий Северный (Свердловская обл.).
Структура: Методическая разработка состоит из введения, двух глав,
заключения и приложения. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ХОРОВОМУ ПЕНИЮ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»