Методическая разработка по теме:

«Технология «портфолио дошкольника».

Автор: Чмутова Мария Геннадьевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №55 Калининского района Санкт-Петербурга

Технология «Портфолио» является одной из современных образовательных технологий. В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ребенку раскрыть себя способна технология «Портфолио» – это способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолиопоказать все, на что способен ребенок. Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью. Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. Это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё

интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Технология «Портфолио» направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей; обеспечивает личностно-ориентированный подход развития ребенка.

Многие родители, не осознавая этого, по собственной инициативе ведут журнал развития своего малыша с самого рождения: его успехи, первые слова, первые шаги, забавные высказывания, смешные рисунки, необычные фотографии, результаты детских шалостей – это всё самое сокровенное и фиксируют в специальном детском фотоальбоме, а потому он не рассчитан на широкий круг посвященных. Это так называемый домашний отчет о развитии ребенка предназначается, как правило, только для домашнего пользования.

Портфолио дошкольника это:

- Копилка личных достижений

- Портфолио отражает различные успехи ребёнка в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за весь период нахождения в детском саду или в школе.

- «Книга о самом себе»

- Портфолио включает в себя всевозможные интересы, склонности ребёнка, его знания и умения. Напоминает ему, каким он был раньше, помогает наглядно увидеть, насколько он вырос, в чем проявились его способности.

-«Досье успеха» - в нём отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребёнка.

Цель портфолио дошкольника - целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальное развитие ребенка, его достижения, открытия за время пребывания ребенка в детском саду.

Задачи портфолио дошкольника

- Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- Поощрять его активность и самостоятельность;

- Формировать навыки учебной деятельности;

- Содействовать индивидуализации образования дошкольника;

открывать у ребенка его потенциал, способности

- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации общение во время создания портфолио с педагогами, с родителями, со сверстниками.

- Укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОО.

Решение этих задач способствует формированию у дошкольника – будущего первоклассника – универсальных учебных действий при переходе на новую образовательную ступень – начальную школу.

Любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, грамоты, иллюстрации.

Существует три этапа создания портфолио

1 этап: Постановочный

Необходимо определить цель его создания.

Оценочная функция – «портфолио как инструмент комплексной диагностики». Накопительное портфолио «книжка обо мне», всесторонне демонстрирующие достижения воспитанника. Портфолио составляется родителями и детьми под руководством воспитателя и хранится он в группе.

2 этап: Поисковый

Сбор информации

Внедряя портфолио в деятельность дошкольной организации, педагог, родители и дети выбирают варианты разделов и рубрик, продумывают возможное их содержание.

Родители и дети отбирают материал (фотографии, модели, схемы, рисунки, и т. д) на основе интересных событий или проявлений ребенка.

3 этап: Заключительный

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей, воспитателей и специалистов образовательной организации. Эта работа может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой детей. Если работа проводится с подгруппой детей, появляется возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.

Структура портфолио.

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1. «Давайте познакомимся». 

В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2. «Я расту!».

 В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3. «Портрет моего ребенка». 

В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4. «Я мечтаю...». 

В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5. «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6. «Мои достижения». 

В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7. «Посоветуйте мне...». 

В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8. «Спрашивайте, родители!».

В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка.

Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

 Раздел 1. «Познакомьтесь со мной». Содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

 Раздел 2. «Я расту». Включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

 

Раздел 3. «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4. «Чем могу — помогу». Содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5. «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

 

Раздел 6. «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.

 В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1. «Информация родителей». Котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

Раздел 2. «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3. «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

 

Блок «Какой ребенок хороший». Содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;

Блок «Какой ребенок умелый». Содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;

Блок «Какой ребенок успешный». Содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

План работы воспитателя по подготовке портфолио дошкольника.

- начинается всё с мотивации к работе над портфолио, осознание ребенком и взрослыми, зачем оно нужно;

- затем определяется срок работы над портфолио;

вместе с ребёнком и родителями намечается  структура портфолио, которая, обычно, меняется в процессе работы (появляются новые рубрики и т.д.).

Формы работы с детьми в технологии детского портфолио:

- самостоятельное рассматривание портфолио всеми детьми группы, возможность ребёнка ещё раз пережить приятные моменты, моменты успеха, радости, гордости  с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты и т.д.  (детское портфолио хранится в группе в доступном для детей месте);

- мини-презентация рубрик портфолио детям группы с целью формирования навыков публичного выступления.

Взаимодействие с семьей

- Портфолио может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

- С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать.

- Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

- Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Основная функция портфолио для детского сада – сохранить все самые позитивные моменты жизни ребенка, повысить его самооценку, направить его на путь развития своих умений и расширение кругозора. Ведь он не повторится никогда, а открыв эту папочку, всегда можно будет снова в него окунуться.

Актуальность технологии «Портфолио»:

- обеспечивает личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей;

- дополнительный способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;

- коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс, личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты успеха;

- инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания траектории развития;

- форма работы с детьми;

- форма работы с семьёй.

Положительные результаты создания портфолио:

- У детей повысилась самооценка и уверенность в собственных возможностях, сформирована установка на творческую деятельность, приобретены навыки рефлексии, умение анализировать собственные интересы.

- У каждого воспитанника была создана ситуация переживания успеха, максимально раскрыты индивидуальные способности, что привело к формированию положительных нравственных качеств личности, готовности к самостоятельному познанию и заложены дополнительные предпосылки и возможности для их успешной социализации.

- Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «педагог - ребенок - родители», а работа над его составлением - интересным духовным взаимообогащением. Успех совместной работы зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка.

Портфолио - это собственность ребёнка. Его любимая книга, которую воспитанник сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители".

А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве. Это своеобразный отчет определенного жизненного пути маленького человечка. Работа над созданием портфолио – это продвижение вперед, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Таким образом, портфолио - папка личных достижений ребенка позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.