* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Strong {font-weight: bold;} .List Paragraph {font-size: 14pt;}

Автономное учреждение среднего профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Методическая разработка открытого урока

Тема

Культура речи. Норма современного русского языка.

Дисциплина / МДК

ОП.04 Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога

Специальность/ Профессия

44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Группа

312

Дата проведения

25.10.2024 г.

Должность

Фамилия/ подпись

Дата

Разработал

Преподаватель

Хусаинова О.М.

25.10.2024г.

Проверил

Руководитель ПМО

Согласовал

Методист колледжа

Сургут 2024

Технологическая карта конструирования урока ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Наименование учебной дисциплины / МДК

ОП.04 Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога

Группа

312

Тема урока

Культура речи. Норма современного русского языка.

ФИО преподавателя

Хусаинова Оксана Михайловна

Тип урока

общеметодологической направленности

Вид урока

урок-игра

Используемые педагогические технологии

технология критическое мышление, коммуникативные технологии (групповая, парная)

Формы организации

коммуникативная (групповая, парная), фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения

частично-поисковый, словесный (беседа), практический, метод проблемного изложения, метод контроля и самоконтроля, наглядные метод.

Цель урока

совершенствовать речевую культуру и грамматическую, лексическую, орфоэпическую нормы языка.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

совершенствовать речевую культуру студентов, умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.

развитие и закрепление познавательных компетенций, развитие умения самоконтроля, навыка работы в группе.

 работать над воспитанием бережного отношения к языку, нравственных качеств личности.

Прогнозируемый результат (знания, умения, навыки, компетенции)

определять цель занятия; уметь анализировать и понимать понятие «культура речи», владеть орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка; контролировать свою речь, уметь анализировать эффективность процесса обучения; закрепить познавательные компетенции

Оборудование (МТО, дидактические)

Проектор, компьютер, флипчарт, флэшкарта с презинтацией, магниты, дерево, листочки, распечатки с заданиями, листы формата А3, фломастеры, карандаши, учебник

Организационно-деятельностная структура урока (ХОД УРОКА)

Этап 1. Организационный момент

Цель: создать психологический контакт между студентами и преподавателем, психологически настроить на занятие.

Длительность этапа: 5 мин

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Формируемые компетенции

-Поздоровалось с людьми солнце на рассвете

«С добрым утром!»- говорит и большим, и детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек все на свете может!

Пусть этот стих поэтессы Т.Юриной станет девизом нашего урока.

Обратите внимание на наше одинокое дерево (на доске дерево без листьев). У каждого из вас лежит на столе листочек разного цвета. Я попрошу взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Зелёный лист – ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист – желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий- будут настойчивы.

Дерево покрылось листвой, с помощью Вас оно окрасилось в разные цвета. И в течении сегодняшнего урока мы посмотрим, совпал ли ваш выбор цвета с характеристикой.

Приветствие (встали у парты)

Слушание (сидят на местах)

Выбирают листочек определенного цвета и крепят на доску.

Личностные УУД

ОК 1.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

Этап 2. Актуализация опорных знаний

Цель: определить готовность студентов к усвоению материала и выявить возможность дифференциации знаний по предмету; подготовить студентов к работе, восприятию нового материала, напомнить им ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки.

Длительность этапа

5+5+15 мин

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Формируемые компетенции

Сейчас будем работать в парах. Для этого вспомним правила.

СЛАЙД 1. Правила работы в паре.

При разговоре смотри на собеседника.

Называй товарища по имени.

Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Своё несогласие высказывай вежливо.

При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.

Оцениваем работу. Благодарим друг друга.

СЛАЙД 2. Составь пословицы.

Задание: Перейти по Qкоду с одного телефона группы и собрать 4 пословицы. Работаем 1 минуту

СЛАЙД 3

Пословицы:

Хорошую речь хорошо и слушать.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Сперва подумай, а потом скажи.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

А теперь прочитайте их вслух (фронтальный опрос).

СЛАЙД 4 (проверка)

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Если затруднения, то обратить внимание на смысл пословиц. О чем первая пословица ? Вторая?)

СЛАЙД 5

Тема сегодняшнего урока: «Культура речи. Норма современного русского языка».

Мы сегодня с вами повторяем материал по ранее изученной теме и проведем урок в нетрадиционной форме.

Откройте страницу 283

Определим цели сегодняшнего урока, чего мы должны достичь к концу нашего занятия.

СЛАЙД 7 Цель.

Мы будем не только совершенствовать речевую культуру, но и учиться различать грамматические ошибки, а так же поработаем над орфоэпическими и лексическими нормами языка.

СЛАЙД 8

Начнем урок с закрепления теоретического материала. Поиграем с вами в игру «Найди себе пару».

По принципу игры «Жокей и Лошадь» из технологии критического мышления.

Я раздаю карточки в хаотичном направлении. Кто догадался, что нужно сделать?

Если у вас возникнут затруднения, вы можете воспользоваться своими конспектами и учебником.

Время работы 10-15 минут.

Игра.

Кто нашел пару подходите ко мне и сверяем результат.

Вывешиваем в виде таблицы на доску. Зачитывают студенты.

Проверяем СЛАЙД 9.

СЛАЙД 10.

Итак, мы определили, что “Культура речи” включает в себя 2 ступени освоения литературного языка:

1) правильность речи

2) речевое мастерство.

Проговаривают правило работы в группе.

Каждая группа переходит по Qкоду и собирают пословицу.

Читают получившие пословицы.

Предположения студентов.

Открывают учебник стр. 283

К определению нужно найти формулировку, т найти пару. Студенты свободно передвигаются по аудитории и ищут пару (к определению – понятие)

Зачитывают определения.

Культура речи

это владение нормами устного и письменного литературного языка.

Культура речи

это умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Речевая деятельность

это теоретическая основа важнейшего раздела методической науки- методики развития речи

Признаки речевой деятельности

направленность на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей человека в процессе приема или выдачи высказывания.

Признаки речевой деятельности

структура речевой деятельности

Признаки речевой деятельности

предметное (психологическое) содержание речевой деятельности

Признаки речевой деятельности

обусловленность функционированием психологических механизмов;

Признаки речевой деятельности

Речевая ситуация

общения включает: сферу речевого общения; предмет речи; обстоятельства, при которых происходит речевое общение, а также личные отношения между говорящими; задачи речевых поступков

Виды речевой деятельности

слушание, говорение, чтение, письмо.

Ориентировочный этап

речевой деятельности

предполагает, исследование условий протекания речевой деятельности, что позволяет человеку установить:

где, с кем, когда, как именно, как долго, будет осуществляться речевая деятельность

Ориентировочный этап речевой деятельности

реализация умственных действий:

- планирование речевой деятельности;

- выбор способа решения коммуникативной задачи (например, послушать, чтобы знать признаки диких животных)

Исполнительский этап речевой деятельности

характеризуется степенью внешней выраженности

Коммуникативные

Информационные

Учебно-познавательные

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 7.

Этап 3. Сообщение новых знаний

Цель: подготовка мышления студентов, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения в пробном действии

Длительность этапа

15 мин+5+10 мин

Деятельность преподавателя

СЛАЙД 11 Так какая же речь считается правильной?

На этот вопрос мы ответим, прочитав статью В.Николаенко “Что такое хорошая речьи оформим содержание в виде кластера.

СЛАЙД 12

Поработаем с вами в группах по 4-5 человек.

Распределим роли:

Организатор (Командир) отвечает за работу группы в целом и следить за временем

Спикер (докладчик)- выступает перед аудиторией с готовым решение

Секретарь – записывает, оформляет высказанные идеи и решения.

Генератор и мотиватор - мотивирует к действию, напоминает о цели; предлагает нестандартные идеи и Для этого вспомним с вами правила

Правила работы в группе.

При разговоре смотри на собеседника.

Называй товарища по имени.

Говори тихим голосом

, чтобы не мешать работе других

.

Работать должны

все.

Один говорит, другие слушаю

т.

Своё несогласие высказывай вежливо.

При затруднении попроси помощи

в группе и помогай сам, если попрося

т об этом.

Оцениваем работу. Благодарим друг друга.

10-15 минут на работу.

СЛАЙД 13. Итог работы: Спикеры отчитываются по очереди.

Практическая работа

СЛАЙД 14. А теперь вспомним, какие нормы отражают следующие правила. Выполним индивидуальную работу. Задание 1. Соединить правило с высказыванием.

- произношения, ударения, использования интонации? (орфоэпические)

- употребления слов в точном соответствии с их значением? (лексические)

- образования слов? (словообразовательные)

- образования форм слов разных частей речи? (морфологические)

- построения словосочетаний и предложений? (синтаксические)

- написания слов и форм слов? (орфографические)

- постановки знаков препинания? (пунктуационные)

СЛАЙД 15

Взаимопроверка по эталону презентация на экране.

Деятельность учащихся

Читают текст, работают в группе, составляют кластер.

Представляют кластер.

Цель: выявить место и причину затруднения, дать возможность студентам осознать в чем состоит затруднение, какие ЗУН не хватают для решения задания.

Практическая работа на распечатке.

Поменялись листочками и проверили (взаимопроверка)

Формируемые компетенции

Ценностоно-смысловые

Информационные

Учебно-познавательные

ОК 2.

ОК 3.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

Этап 4. Закрепление знаний

Проведем самостоятельную работу, которую выполните индивидуально.

Расставить ударение в следующих словах:

СЛАЙД 16

Задание 2 . Гастрономия, аристократия, втридорога, двоюродный, маркировать, усугубить, кинематография, баловать, диспансер, премировать, принудить, партер.

-А теперь прочитаем слова и научимся правильно их произносить.

Задание 3 .Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

СЛАЙД 18

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Педагогический контроль. Проверить

СЛАЙД 19

Задание 4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить

Цель: выявление качества усвоения знаний

Самопроверка.

СЛАЙД 17

Проверили по презентации.

Читают слова с правильным ударением.

Цель: установить правильность и осознанность изученного материала, выявления качества, уровня усвоения знаний и способов действий, а так же выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причины выявленных недостатков.

Длительность этапа

15минут

Формируемые компетенции

Личностного самосовершенствования

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Формируемые компетенции

СЛАЙД 20

Этап 5. Итог урока. Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания студентами цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Длительность этапа

5 мин.

А теперь вернемся на начало урока, к нашей цели: совершенствовать речевую культуру и грамматическую, лексическую, орфоэпическую нормы языка.

СЛАЙД 21

Продолжите фразу.

Сегодня на уроке я повторила …

Сегодня на уроке я закрепила …

Сегодня на уроке я научился …

СЛАЙД 22

А теперь вернемся к нашему дереву настроения. Совпали ли ваши цветные листочки с их формулировкой.

Зелёный лист – ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист – желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий- будут настойчивы.

Встаньте у кого были зеленые листочки, красные –похлопали, желтые – потопали , синие- помахали ручками.

СЛАЙД 23

Домашнее задание: Задание 4 доделать.

Деятельность учащихся

Цель: формировать умения оценивать свою деятельность

Ответы студентов.

Формируемые компетенции

Личностного самосовершенствования

Ценностно-смысловые

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6