Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский дорожно-строительный техникум»

(КГБ ПОУ ХДСТ)

План – конспект

урока по теме: «Определение фазового состава железоуглеродистой системы»

в группах 2 курса по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

Автор урока: Гридасова Анастасия Владимировна, преподаватель.

Предмет: Материаловедение.

Класс: студенты 2 курса по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Цель урока: усвоение новых знаний для определения фазового состава железоуглеродистой системы, применение правила отрезков, правила концентраций на диаграмме состояния «Железо-цементит».

Задачи урока:

- Образовательные:

закрепить знания о диаграмме состояния железо-цементит;

изучить

правила отрезков и правило концентраций, определить область и

х

применения

для расчета массовых долей фаз

;

научить

студентов

определять фазовый состав железоуглеродистой системы

при заданной температуре и концентрации углерода

;

закрепить полученные знания и навыки

применения изученных правил

.

- Развивающие:

развить навыки анализа, сравнения и обобщения информации;

развить логическое мышление и умение решать практические задачи.

- Воспитательные:

воспитывать внимательность, аккуратность и ответственность при выполнении заданий;

формировать интерес к изучаемой дисциплине и будущей профессии;

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.

Литература: базовый учебник «Материаловедение» 4-е издание, переработанное и дополненное В.В. Плошкин, Москва «Юрайт», 2024 г.

Ход занятия:

Организационный момент

. Приветствие студентов и проверка их готовност

и

к уроку.

Актуализация знаний

. Постановка вопросов о том, что студенты уже знают о диаграммах состояния сплавов

, критических температурах и полиморфных состояниях компонентов диаграммы

.

Объяснение нового материала

. Рассказ о

правилах отрезков и концентрации

,

особенностях их применения.

Основные понятия и определения.

Решение задач с заданной концентрацией углерода, температуры.

Практическое задание

. Построение диаграммы железо-цементит

, решение задач на определение фазового состава железоуглеродистой системы применяя изученные правила.

Объяснения как правильно это сделать.

Проверка понимания материала

. Постановка вопросов, чтобы убедиться, что ученики поняли материал.

Рефлексия

. Опрос студентов, что они узнали на уроке и что им понравилось.

Самостоятельное выполнение типовых заданий

. Студенты выполняют задания на

решение задач по изученной теме

. Контроль процесса и оказание помощи, если возникают трудности.

Итоги урока

.

Подведение итогов

урока, оценивание работы студентов и выставление оценок.

Ожидаемые результаты после проведения урока:

Студенты усвоили новые знания о диаграмме железо-цементит и научились

определять фазовый состав железоуглеродистой системы с применением изученных правил отрезков и концентрации.

Студенты закрепили полученные знания и навыки.

План урока:

Этап урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы и приемы

Примечание

1. Организационный момент

2

Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие преподавателя

Визуальный контроль

2. Актуализация знаний, повторение пройденного материала

5

Опрос по вопросам.

Отвечают на вопросы, вспоминают ключевые понятия

Фронтальный опрос, беседа

Использование доски для демонстрации ключевых понятий

3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока

3

Объяснение значимости умения определять фазовый состав для понимания свойств и выбора материалов. Формулировка цели и задач урока

Осознание необходимости изучения темы, принятие целей и задач урока

Беседа, проблемная ситуация (примеры применения знаний в профессии)

Привести примеры из реальной практики применения знаний о фазовом составе (термическая обработка стали, выбор чугуна для отливок и т.д)

4. Изучение нового материала (лекция с элементами беседы)

15

Краткий обзор диаграммы состояния железо-цементит (напоминание основных линий и областей), подробное объяснение алгоритма определения фазового состава в двухфазных областях. Объяснение правила отрезков (правила рычага) и правила концентрации. Демонстрация решения задачи с подробным объяснением каждого шага

Слушают, конспектируют, задают вопросы

Лекция, объяснение с использованием слайдов презентации, наглядная демонстрация на диаграмме железо-цементит

Использовать доску для наглядной демонстрации расчетов перемещения по диаграмме

5. Первичное закрепление материала

10

Выдача бланков с заданием (определение фазового состава для разных сплавов и температур). Оказание индивидуальной помощи студентам при необходимости. Контроль за правильностью выполнения заданий.

Самостоятельное решение задач с применением изученных правил. Решение одной из задач у доски с подробным объяснением

Практическая работа, индивидуальная консультация

Предусмотреть задания разной сложности для дифференци-

рованного подхода

6. Закрепление материала. Обсуждение результатов практической работы

5

Разбор типичных ошибок, допущенных при решении задач. Ответы на вопросы студентов

Анализируют свои ошибки, задают вопросы, участвуют в обсуждении

Фронтальная работа, объяснение.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

3

Оценка работы студентов на уроке. Вывод о достижении целей урока. Вопросы: какие трудности возникли при выполнении заданий? Что нового узнали на уроке? Что было самым интересным?

Анализируют свою работу, делятся впечатлениями

Беседа, самоанализ

8. Домашнее задание

2

Повторить теоретический материал по теме урока. Решить задачи по определению фазового состава. Подготовиться к самостоятельной работе про теме.

Записывают домашнее задание.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Раздаточный материал:

Раздаточный материал включает в себя таблицу с данными для построения диаграммы, задания для определения фазового состава системы Fe - С в равновесном (отожженном) состоянии с заданным содержанием углерода при комнатной и указанной по варианту температурах, диаграмму состояния железо-цементит для решения индивидуальных заданий.

Таблица с данными для построения диаграммы:

А

15390С

Критическая температура плавления железа

D

15500С

Температура распада цементита

Q

0.006%C

Р

0,02%С, 7270С

Феррит предельно насыщенный углеродом

S

0.8%, 7270С

Аустенит, испытывающий эвтектическое превращение

G

9110С

Температура полиморфного превращения железа

E

2,14%, 11470С

C

4,3%, 11470С

Жидкая фаза, испытывающая эвтектоидное превращение

АCD

Ликвидус

Линия начала кристаллизации

AECF

Солидус

Линия окончания кристаллизации

ECF

Эвтектическое превращение

«Из жидкого в твердое»

SE

Линия предельной растворимости углерода в аустените

PSK

Эвтектоидное превращение

«Из твердого в твердое»

PQ

Линия предельной растворимости углерода в феррите

0,02% - 2,14%

Стали

2,14% - 6,67%

Чугуны

Задания по вариантам:

Решить задачи по диаграмме состояния при данных условиях:

Вариант 1: Определите фазовый состав железоуглеродистой системы с содержанием углерода 2,5% при: а) комнатной температуре; б) при 850°С.

Вариант 2: Определите фазовый состав железоуглеродистой системы с содержанием углерода 1,8% при: а) комнатной температуре, б) при температуре 8800С.

Вариант 3: Определите фазовый состав железоуглеродистой системы с содержанием углерода 3,2% при: а) комнатной температуре, б) при температуре 9800С.

Вариант 4: Определите фазовый состав железоуглеродистой системы с содержанием углерода 4% при: а) комнатной температуре; б) при 1000°С.

Диаграмма состояния железо-цементит для решения индивидуальных заданий.

Пример определения фазового состава железоуглеродистой системы на диаграмме железо-цементит с применение правила отрезков и правила концентраций:

Диаграмма строится в координатах температура — концентрация углерода. По оси абсцисс откладывается концентрация углерода в процентах, а по оси ординат — температура в градусах Цельсия.

Построение диаграммы начинается с отметки точек, соответствующих критическим температурам плавления железа, распада цементита и полиморфного превращения железа, затем нанесения линий ликвидус и солидус. Затем на диаграмму наносятся линии, соответствующие фазовым переходам.

Правила определения количественного соотношения фаз. Имея диаграмму состояния, можно проследить за фазовыми превращениями любого сплава и указать состав и количественное соотношение фаз при любой температуре. Это осуществляется с помощью довольно простых правил, применение которых рассмотрим на примере. Определение правила концентраций и правила отрезков. Изучение применения этих правил для определения фазового состава железоуглеродистой системы.

Задача: Пусть требуется определить фазовый состав железоуглеродистой системы с содержанием углерода 2% при: а) комнатной температуре; б)при 800°С.

Решение:

а) С химической точки зрения в железоуглеродистых сплавах при комнатной температуре имеются только две фазы: феррита и цементита (карбида железа Fе3С), в то время как при 800°С кроме феррита и цементита может существовать еще фаза аустенита. При комнатной температуре, когда отсутствует аустенит, фазовый состав сплава можно определить прямо по второй шкале абсцисс: так 2%С соответствует содержанию карбида железа 30%, остальное феррит (70%). Подобный метод решения вопроса по координатам точек на диаграмме называется правилом определения фаз (правило концентраций).

б) В случае других температур вторая шкала абсцисс не отражает действительного соотношения фаз и не должна применяться. В данном случае применяем правило отрезков. Оно позволяет на основе диаграмм состояния определять для любого сплава при любой температуре относительное количество присутствующих в нем фаз или структурных элементов и определять количественный состав каждого из них, т.е. производить не только качественный, но и количественный анализ сплавов. Для этого, согласно правилу отрезков, через определенную точку, отвечающую данному сплаву, проводят на уровне заданной температуры (800С) горизонталь (так называемую коноду) до пересечения ее с линиями фазовых и структурных превращений и делаем соответствующий анализ.

При 800°С сплав с данной концентрацией попадает в область CE (точка y). По начерченной нами коноде, опуская перпендикуляр из точки x пересечения ее с линией аустенитного превращения (линия SE) находим, что предел растворимости углерода в аустените при 800°С приблизительно равен 1%. Таким образом, содержание аустенитной фазы будет уменьшаться со 100% при содержании углерода 1% до 0% при содержании углерода 6,67%, когда весь сплав будет состоять только из цементита. При промежуточном содержании С фазовый состав линейно изменяется: постепенно падает содержание аустенита со 100% до нуля, а концентрация цементита растет с 0 до 100%. Для определения содержания цементита СЦ согласно правилу отрезков используем выражение:

Сц = хуz*100, где xy и xz - длины отрезков, определяемые по шкале содержания углерода.

Учитывая что xy = 2 - 1=1, xz = 6,67 – 1 = 5,67 находим содержание цементита:

Сц = хуz*100 = 1/5,67*100 = 17 ,64%.

Длины отрезков, соответствующие фазам, следует брать в направлении, обратном расположению фаз на диаграмме.

Содержание аустенита находим из:

Са = 100% - Сц

Вычислим: Са = 100 - 17,64 = 82,36%.

В конце урока подведение итогов, выставление оценок и постановка домашнего задания.

Критерии оценки:

Активность на уроке (ответы на вопросы, участие в обсуждении);

Правильность выполнения практической работы (точность расчетов, понимание принципов);

Умение применять полученные знания для решения практических задач;

Самостоятельность в работе;

Указания по выполнению домашнего задания работы:

- Самостоятельно проработать конспект прилагаемого изученного материала, уяснить учебные вопросы по данной теме. В конспекте аккуратно нарисовать диаграмму состояния системы "железо-цементит" с подробным указанием характерных температур и наличия фаз. Рекомендуется штриховкой цветными карандашами обозначить границы существования структурных составляющих. Определить фазовый состав системы Fe - С в равновесном (отожженном) состоянии с заданным содержанием углерода при комнатной и указанной по варианту температурах. Графические построения и ход расчета, а также полученные результаты должны быть отражены в отчете по работе.

Дополнительно:

- примеры из реальной практики применения знаний о фазовом составе (термическая обработка стали, выбор чугуна для отливок и т.д):

1) Оценка качества термической обработки деталей:

•  Проблема: При замене шаровых опор обнаружено, что новые опоры (или их пальцы) слишком мягкие или, наоборот, слишком хрупкие.

Знание фазового состава: Шаровые опоры часто изготавливаются из стали, прошедшей термическую обработку (закалку и отпуск) для повышения прочности и износостойкости. Автомеханик, знакомый с диаграммой Fe-C и влиянием термической обработки на структуру стали, может сделать вывод о том, была ли термообработка проведена правильно. Например, если сталь слишком мягкая, то возможно, была выбрана слишком высокая температура отпуска, или закалка была проведена неправильно. Если слишком хрупкая – возможно, забыли сделать отпуск после закалки.

Решение: Отказ от использования некачественных деталей, обращение к поставщику с претензией, выбор другого производителя.

2) Выбор правильной сварочной проволоки или электрода для сварки:

•  Проблема: Необходимо заварить трещину в чугунном блоке двигателя.
Знание фазового состава: Чугун, особенно серый чугун, имеет высокую склонность к образованию белого чугуна (цементита) в зоне сварки, что делает соединение хрупким. Специалист должен выбрать сварочный материал и режим сварки, которые минимизируют образование цементита и обеспечат получение прочного и пластичного соединения. Для этого используются специальные электроды для сварки чугуна (например, с никелевым сердечником).

Решение: Правильный выбор сварочного материала, применение специальных технологий сварки чугуна (например, холодной сварки или предварительного подогрева).

- доклад студента:

Диаграмма железо-цементит — это важный инструмент для понимания процессов, происходящих в металлах и сплавах. Она позволяет определить фазовые состояния сплава, а также его свойства и характеристики.

Применение диаграммы железо-цементит очень широко. Она используется в металлургии, машиностроении, судостроении, авиастроении и других отраслях промышленности. С её помощью можно определить оптимальные режимы термической обработки, сварки, литья и других процессов обработки металлов.

Например, с помощью диаграммы можно определить температуру, при которой происходит превращение аустенита в перлит. Это важно для термической обработки стали, которая позволяет улучшить её свойства. Также с помощью диаграммы можно определить состав сплава, который будет обладать необходимыми свойствами.

Таким образом, диаграмма железо-цементит является важным инструментом для проектирования и производства металлических изделий. Она позволяет оптимизировать процессы обработки металлов и повысить их качество.

А

15390С

Критическая температура плавления железа

D

15500С

Температура распада цементита

Q

0.006%C

Р

0,02%С, 7270С

Феррит предельно насыщенный углеродом

S

0.8%, 7270С

Аустенит, испытывающий эвтектическое превращение

G

9110С

Температура полиморфного превращения железа

E

2,14%, 11470С

C

4,3%, 11470С

Жидкая фаза, испытывающая эвтектоидное превращение

АCD

Ликвидус

Линия начала кристаллизации

AECF

Солидус

Линия окончания кристаллизации

ECF

Эвтектическое превращение

«Из жидкого в твердое»

SE

Линия предельной растворимости углерода в аустените

PSK

Эвтектоидное превращение

«Из твердого в твердое»

PQ

Линия предельной растворимости углерода в феррите

0,02% - 2,14%

Стали

2,14% - 6,67%

Чугуны

Задания по вариантам:

Решить задачи по диаграмме состояния при данных условиях:

Вариант 1: Определите фазовый состав железоуглеродистой системы с содержанием углерода 2,5% при: а) комнатной температуре; б) при 850°С.

Задания по вариантам:

Решить задачи по диаграмме состояния при данных условиях:

Вариант 2: Определите фазовый состав железоуглеродистой системы с содержанием углерода 1,8% при: а) комнатной температуре, б) при температуре 8800С.

Задания по вариантам:

Решить задачи по диаграмме состояния при данных условиях:

Вариант 3: Определите фазовый состав железоуглеродистой системы с содержанием углерода 3,2% при: а) комнатной температуре, б) при температуре 9800С.

Задания по вариантам:

Решить задачи по диаграмме состояния при данных условиях:

Вариант 4: Определите фазовый состав железоуглеродистой системы с содержанием углерода 4% при: а) комнатной температуре; б) при 1000°С.