* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

ТЕМА УРОКА : Митоз.Мейоз.

10 класс

Учитель: Горшкова О.Н.

Тип урока : Изучение нового материала.

Цели урока:

Образовательные:

Формирование знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли, раскрытие особенностей протекания каждой фазы митоза, закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии;

Развиваюшие:

Формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, строить схему, таблицу; развитие логического мышления, умение анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом; развивать умения устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки;

Воспитательные:

Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы, развитие познавательного интереса к предмету, использование приобретенных знаний о митотическом цикле клетки в практической деятельности и повседневной жизни человека

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска, видеофрагменты

Методы обучения: словесный, наглядный; частично – поисковый; объяснительно – иллюстративный (репродуктивный).

ХОД УРОКА:

Организационный момент: приветствие учащихся, готовность к уроку.

Повторение изученного материала.

Учитель: Ребята, давайте повторим ранее пройденный материал- органоиды клетки(включает слайды, учащиеся работают с интерактивной доской, учитель проверяет правильно ли выполнены задания)

Актуализация знаний: мотивация к изучению нового материала.

Эпиграф: «Биология больше, чем наука, она- сама жизнь…»

Учитель: детеныш бурого медведя, весит не более 500 г, , чьи родители достигают веса 200 кг и более а крошечный кенгуренок – несколько грамм.
Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.
Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к … продолжите (продолжение рода, размножению, росту и развитию).

Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( формулируют тему, записывают в тетрадь, учитель на доске )

Учитель:Какие живые организмы способны размножаться? ( Все без исключения, от бактерий до млекопитающих)

- Способы размножения различных организмов могут сильно отличаться друг от друга. Назовите какие способы размножения вы знаете? (Половое и бесполое)

- А вот что лежит в основе любого типа размножения? (Деление клетки)

Верно , как сказал немецкий ученый Рудольф Вирхов ( он один из основоположников клеточной теории) : «Все клетки происходят только от другой клетки».

Формирование новых знаний.

Учитель: Все клетки организма можно разделить на две группы : соматические и половые. Для каждой из них характерен свой тип деления .

Митоз, амитоз и мейоз.

Но жизнь клетки не может состоять только из одного деления. Различают 2 понятия :

Поджизненным (клеточным) циклом. понимают существование клетки от момента ее появления в результате деления до другого деления или до гибели клетки.

Митотический цикл — это жизнедеятельность клетки от деления до следующего деления. Митотический цикл наблюдается у клеток, которые постоянно делятся, в этом случае цикл состоит из интерфазы и митоза.

Между митотическими циклами у многоклеточных организмов может происходить гибель клетки (апоптоз и некроз) (Задает на дом приготовить сообщения)

1) - апоптоз – генетически обусловленный процесс физиологической гибели клетки. («запрограммированная» клеточная смерть, это происходит потому что ДНК клетки содержат особые «Гены смерти», которые рано или поздно активируются, это приводит к синтезу особых белков, которые убивают эту клетку).

От своего рождения до апоптоза клетка проходит множество клеточных циклов (у бактерий он занимает 20 минут, у инфузории – туфельки от 10 до 20 часов)

Клетки тканей многоклеточного организма на разных стадиях его развития делятся очень часто, а затем клеточные циклы значительно удлиняются. (Например: 80 % головного мозга (клетки нейроны) формируются путем деления сразу после рождения животного. Однако большинство этих клеток теряют способность к делению, и часть из них доживает не делясь до естественной смерти животного от старости.)

2)некроз – случайная гибель клетки.

Учитель:Посмотрите на слайд и скажите : здесь представлена схема … какого цикла? Жизненного или митотического?

Рассмотрим главный момент жизненного цикла клетки – митотический цикл.

Он состоит из фазы ложного покоя ИНТЕРФАЗЫ и процесса деления клетки МИТОЗА.

Интерфаза состоит из трех фаз, эти фазы я распечатала и мы их вклеим в тетрадь (чтобы не терять время, проговорить фазы)

Интерфаза

Период

Процессы

Пресинтетический период (G1)

синтез РНК, формирование рибосом, синтез АТФ, белков, формирование одномембранных органоидов

Синтетический период (S)

удвоение ДНК (хромосомы состоят из 2-х хроматид), синтез белков

Постсинтетический период (G2)

синтез АТФ, удвоение массы цитоплазмы, увеличение объёма ядра

Митоз ~ способ деления эукариотических клеток, при котором каждая из двух вновь возникающих клеток получает генетический материал, идентичный исходной клетке.

Митоз разделён на фазы в которые последовательно вступают сначала ядро клетки – кариокинез, а потом и сама клетка - цитокинез :

ПРОФАЗА

МИТОФАЗА

АНАФАЗА

ТЕЛОФАЗА

Продолжительность по времени митоза не велика ( как мы видит по схеме) составляет 1 – 2 часа, а подготовка клетки к делению – интерфаза, в клетках растений и животных может продолжаться от 10 - 20 часов до нескольких суток.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент «митоз».У вас на столах листы с названиями фаз митоза. Ваша задача: во время просмотра сделать записи к каждой фазе митоза кратко, затем мы с вами дополним нашу таблицу.

Митоз

Профаза

Рисунок

спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам и формируется веретено деления

Метафаза Рисунок

расположение хромосом в плоскости экватора, клетки состоят из двух сестринских хроматид, соединённых центромерой (перетяжкой)

Анафаза

Рисунок

центромеры делятся, сестринские хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки

Телофаза

Рисунок

формируется оболочка новых ядер (завершается кариокинез); деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки на две дочерние (цитокинез)

Итак, подводим итог (объяснения учителя ещё раз процессов в фазах митоза)

Слайд : «Биологическое значение митоза»

Учитель: Митоз – процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого :

1. образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.


2. В нормальных условиях никаких изменений генетической информации не происходит, поэтому митотическое деление поддерживает генетическую стабильность клетки.


3. Митоз лежит в основе роста. 


4. Митоз лежит в основе бесполого размножения . 


5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены отмирающих клеток.

6. Обеспечивает эмбриональное развитие.

Физкультминутка для глаз на слайде

Теперь рассмотрим половое размножение организмов мейоз.

Мейоз - особый способ деления эукариотических клеток, в результате которого хромосомный набор уменьшается вдвое.

Мейоз включает в себя 2 последовательных деления. Интерфаза между ними либо очень короткая либо отсутствует вообще. Каждое из двух делений ( I и II ) состоит из 4-х фаз (как и митоз). Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент «Мейоз» и вы также, как в предыдущий раз по мере просмотра постараетесь заполнить таблицу(таблица «Мейоз»)

I ДЕЛЕНИЕ

ПРОФАЗА I ( 46 хромосом, 92 ДНК) - хромосомы уплотняются, гомологичные хромосомы приближаются друг к другу очень близко - конъюгируют. Во время конъюгации может происходить кроссинговер , т.е. хромосомы обмениваются участками. В результате появляются новые комбинации признаков. В конце профазы исчезают ядрышки, разрушается ядерная оболочка , начинается формирование веретена деления .

МЕТАФАЗА I - хромосомы, оказавшись в цитоплазме, выстраиваются по «экватору» клетки, к их центромерам присоединяются нити веретена деления.

АНАФАЗА I - гомологичные хромосомы начинают расходиться к полюсам клетки. Каждая хромосома состоит 2-х половинок - хроматид.

ТЕЛОФАЗА I - хромосомы деспирализуются, формируется ядерная оболочка, начинает делится цитоплазма. Образуются 2 клетки с одинарным (гаплоидным ) набором хромосом.

Интерфаза короткая или почти отсутствует. Удвоение ДНК не происходит!

II ДЕЛЕНИЕ

ПРОФАЗА II ( 23 хромосомы, 46 ДНК) - хромосомы уплотняются, ядрышки уменьшаются и исчезают, ядерная оболочка распадается на фрагменты, начинает формироваться веретено деления.

МЕТАФАЗА II - завершается формирование веретена деления, хромосомы выстраиваются по центру клетки, к ним присоединяются нити веретена деления.

АНАФАЗА II - хроматиды отдельных хромосом расходятся к разным полюсам клетки.

ТЕЛОФАЗА II - хромосомы снова деспирализуются, веретено деления исчезает, формируются ядрышки и ядерная оболочка. Делится цитоплазма. В результате второго деления образуются клетки с одинарным ( гаплоидным ) набором хромосом, но каждая хромосома состоит из одной хроматиды.

Биологическое значение мейоза:

- образуются клетки с одинарным набором хромосом.

- обеспечивает наследственную изменчивость организмов благодаря конъюгации и кроссинговеру.

Закрепление изученного.

Перед вами динамическое пособие «Деление клетки», попробуйте на доске отразить правильный порядок митоза и мейоза.

Итог урока, домашнее задание.

П.12, вопросы в конце п., рис.1.21,1.22 (дорисовать), написать в чем отличие митоза от мейоза, приготовить сообщение про гибель клеток.

Рефлексия.

Давайте сейчас проанализируем наш урок, нашу деятельность на уроке

(+- интересно, «лист самоконтроля»)

и нтересно

и нтересно

ФИО________________________

Лист самоконтроля

Вид задания

Отметка