Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике  5-6 классов.   2024 г.

Волкова О.А.,  учитель математики  

МБОУ СОШ №23

Игра:   «Морской бой»

 

Цели урока:

Ø развитие математических способностей, сообразительности,  

     любознательности, логического мышления;

Ø укрепление памяти учащихся;

Ø развитие  познавательной  активности;

Ø развитие и укрепление интереса к математике;

Ø воспитание  ответственного  отношения  к  коллективной  деятельности;

Ø содействие  воспитанию умения общаться.

 

Эпиграф:

«Предмет математики настолько серьёзен,

    что надо не упускать случая, сделать его

  занимательным».                            Б. Паскаль

 

Методы обучения:

·       создание  ситуации  взаимопомощи;

·       создание  ситуации успеха;

·       поощрение.

 

 

Оборудование:

E два плаката с числами от 1 до 21;

E маркеры;

E табличка для ведущего;

E таблички для команд-участниц;

E табло для учёта очков;

E презентация  с игрой «Морской бой»;

E мультимедийный проектор;

E персональный компьютер;

E секундомер.

 

Участники игры

·       Команды по 5 человек от класса

·       Ведущий – учитель математики.

·       Жюри – по одному ученику от класса, учителя математики, кл. рук.

·       Болельщики – ученики этих классов.

 

 

 

Правила игры:

1. На поле ведущего - учителя расположены  корабли двух цветов, а также сложность вопросов, "связанных" с той или иной клеткой. Все корабли "однопалубные» ("одноклеточные"). Каждой коман­де выдается табличка, в которой учащиеся будут отмечать свои ходы.

 

2. Класс делится на команды. Ведущий предлагает названия команд.

ДРОБЬ, ЧИСЛИТЕЛЬ, ЗНАМЕНАТЕЛЬ

 

3. Та команда начинает игру первой, которая больше наберет баллов в РАЗМИНКЕ.

РАЗМИНКА

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом

Сначала команды должны поочередно ответить на следующие вопросы.

 

1.       Как называется второй месяц лета? (июль)

2.       Как называется второй месяц зимы? (январь)

3.       У четырехугольной крышки стола отпилили угол. Сколько углов останется у

          крышки? (5)

4.       Чтобы распилить доску на несколько одинаковых частей, столяр сделал на ней пять

          отметок. Сколько кусков получится из доски? (6)

5.       Какими двумя цифрами оканчивается произведение

          1*2*3*4*5*6*7*8*9*10*11*12*13?  (00)

6.       Что больше: сумма или произведение чисел от 0 до 10 (произведение)

7.       Двое играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый? (два часа)

8.       Яйцо всмятку варится 4 минуты. А сколько времени нужно, чтобы сварить всмятку

5      яиц. (4 минуты)

9.      Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет

         на две ноги?  (5 кг)

 

ИГРА

4.  Команда называет координаты клетки, по которой она стреляет. Учитель делает щелчок мышью по соответствующей клетке (идет демонстрация через мультимедийный проектор).

Если на соот­ветствующей клетке стоит корабль, то эта команда получает 15 баллов (не зависимо от «стоимости»  клетки) и продолжает "стрельбу". Если в названной клетке нет корабля, ведущий предла­гает команде вопрос той сложности, которая ука­зана в этой клетке (вопрос учащиеся видят на экране, как и баллы за ответ).

В случае правильного ответа команда получает соответствующее количество баллов. При любом ответе ход переходит к коман­де-сопернице.

На размышление команде дается до 30 секунд (для вопросов сложностью 5 и 10 бал­лов) или 1-2 минуты (для вопросов сложностью 15 баллов).

 

5.   После ответа на вопрос, учитель делает щелчок мышью, и учащиеся видят верный ответ, далее  возвращаемся на игровое поле.

Игроки на своих табличках зачеркивают сделанные ходы и свои, и те, что делают соперники, чтобы не стрелять дважды в одну и ту же клетку (хотя на экране видно по цвету, куда уже были сделаны выстрелы).

Если был «потоплен»  корабль соперника, учитель выбирает слева внизу «карандаш» и из предложенного списка: цвет чернил (какой выбрать цвет,  видно по цвету фона слайда, где написано «Попал!») и отмечает (например, рисует «крест» или обводит число в кружок) соответствующую клетку, чтобы было видно, сколько кораблей того или другого цвета «потоплено». После этого выбирает опять «карандаш» и в появившемся меню – стрелку. Далее продолжаем игру.

 

6. Учет набранных баллов ведет на табло  специально выделенный учащийся.

 

7.  Игра продолжается до того момента, когда  все  корабли будут  «потоплены».

Учитель нажимает на кнопку   и переходит на заключительный слайд.

Табло для учета очков:

 

Команда

«ДРОБЬ»

 

Команда

«ЧИСЛИТЕЛЬ»

 

Команда

«ЗНАМЕНАТЕЛЬ»

 

 

 

 

Победителем  объявляется  команда,  набравшая  к  этому  моменту  максимальную  сумму  баллов.

 

ПРИМЕЧАНИЕ:  По желанию учащихся (для интереса) можно «поиграть»   дальше – ответить на  оставшиеся  вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табличка для ведущего с отмеченными кораблями,  баллами и ответами:

 

                   6

15

15

 

1/3

5

 

радиус

15

 

запятая

15

 
 

 

 


10

 

27

5

 
 

 

 


                   5

5

 

числитель

5

 знаменатель

10

 

90º

10

 

простые

5

непра-вильная

5

 

1

5

 

координата

                 4

15

 

1/2

5

 

четное

10

 

процент

15

10

 

масштаб

15

1 копейка

5

 

деление

                 3

10

5

 

1

15

 

200

15

 

28 см

10

 

    

10

 

В 1000

10

 
 

 

 


                 2

10

 

13

5

 

корень

15

 

транспортир

5

 

циркуль

15

 

флюс-плюс

10

 

=

15

 

плюс-полюс

                 1

15

 

30

5

 

 

10

 

х

10

 

0

5

 

10

15

15

 

10

 

а

б

в

г

д

е

ж

 

 

Таблички для команд-участниц:

 

 

6

15

15

 

5

 

15

 

15

10

 

5

5

5

 

5

 

10

 

10

 

5

 

5

 

5

4

15

 

5

 

10

 

15

10

 

15

 

5

3

10

5

 

15

 

15

 

10

 

10

 

10

2

10

 

5

 

15

5

 

15

 

10

 

15

1

15

 

5

10

 

10

 

5

 

15

15

 

а

б

в

г

д

е

ж

 

 

 

 

 

 

 

Таблички для команд-участниц:

 

 

                          6

15

15

 

5

 

15

 

15

10

 

5

                   5

5

 

5

10

 

10

 

5

 

5

 

5

                 4

15

 

5

 

10

 

15

 

10

 

15

 

5

                 3

10

 

5

 

15

 

15

 

10

10

 

10

                 2

10

 

5

 

15

5

 

15

 

10

 

15

                 1

15

 

5

 

10

 

10

 

5

 

15

15

 

а

б

в

г

д

е

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

а) сложности в 5 баллов.

 

А 5. Как называется «верхняя» часть дроби?     (числитель)

 

Б 2. Что ищем, решая уравнение?   (корень)

 

Б 3.  Наименьшее натуральное число.  (1)

 

Б 4. Как называется число, делящееся без остатка на 2?   (чётное)

 

Б 5. Как называется «нижняя» часть дроби?      (знаменатель)

 

В 6. Отрезок, соединяющий точку на окружности с её центром?       (радиус)

 

Г 2.  Прибор для построения окружности?   (циркуль)                                                                

 

Д 1. Сколько существует цифр?   ( 10 )

 

       Д 5. Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю?

                                                                                              (неправильная)

 

       Е 5. НОД взаимно простых чисел?      (1)

 

       Ж4. Это действие необходимо очень  аккуратно выполнять, если  встретишь нуль.                                                           
                                                                                                                     ( деление )

 

Ж 5. Число, определяющее положение точки на прямой?  (координата)

 

 

б) сложности в 10 баллов.

 

А 2. Чертова дюжина; хотим напугать – говорим «пятница» и добавляем именно
         это число.                      (13)

 

В 1. Если число неизвестно, то скорее всего его напишут именно так.    (х)

 

В 4. Как называется сотая часть числа?   (процент)

 

В 5. Три в квадрате равно 9. Четыре в квадрате равно 16. А чему равен угол в
         квадрате?        (90º)

 

Г 1. Какое число делится на все числа без остатка?     (0)

 

       Г 5. Как называются числа, имеющие два делителя?   (простые)

 

       Д 3. Чему равна площадь квадрата?  ()

Д 4. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего  отрезка на
        местности?               (масштаб)

 

Е 2. Уравнение обязательно содержит этот знак.   (=)

 

Е 3. К натуральному числу справа приписали 3 нуля. Во сколько раз увеличилось

       число?                         1000)

 

Е 6. Чему равно 3 в третьей степени?  (27)

 

в) сложности в 15 баллов.

 

А 1. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала   каждая
         лошадь?            (30).

 

А 4. Какая дробь получится, если  2 разделить на 4?   ( 1/2  )

 

        Б 6. Какую часть часа составляют 20 мин?    ( 1/3 )

 

 В 2.  Прибор для измерения  углов?   (транспортир)

 

 В 3. Разделите 100 на половину.  (100 : ½ = 200)

 

 Г 3. Sкв. = 49 см2. Чему равен его периметр?  (28 см)

 

 Г 6. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число  большее 2 и
        меньшее 3?                    (запятая)

 

 Д 2. Я приношу с собою боль,

      В лице – большое искажение,

      А «ф» на «п» заменишь коль,

     То превращусь я в знак сложения.     (флюс – плюс)

 

                                                                          

  Е 4. 1% от 1 рубля   (1 коп )

 

  Ж 1. Назовите наименьшее двухзначное число.   (10)

 

  Ж 2. Арифметический я знак,

      В задачнике меня найдешь во многих строчках

      Лишь букву «о» ты вставишь, зная как,

      И я – географическая точка.          (плюс – полюс)

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  

   1. Математика в играх / Газета   «Математика» –  М: Первое сентября, № 23, 2001 г.

 

   2. Внеклассное  мероприятие по информатике - игра «Морской бой» /  Газета    
      «Информатика» –  М: Первое сентября, № 21, 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табло для учета очков:

 

 

Команда

«ДРОБЬ»

 

Команда

«ЧИСЛИТЕЛЬ»

 

Команда

«ЗНАМЕНАТЕЛЬ»