Методическая разработка на тему:

«Взаимодействие тьютора и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ».

Дети отрекаются от мечты, чтобы обрадовать родителей, родители отрекаются от самой жизни, чтобы обрадовать детей… (Симона де Бувуар)

Все мы не понаслышке знаем, насколько тяжело в наше время воспитывать детей: море окружающих их соблазнов, гаджеты, непомерные нагрузки в школах. Да ещё как дамоклов меч над нами, родителями, подсознательно «висит» ювенальная юстиция: если провинившийся ребёнок не улавливает словесных аргументов, не принимает наши эмоциональные доводы, остро возникает необходимость найти папин ремень. Но увы, данным методом пользоваться нельзя. Да много ещё трудностей в воспитании можно перечислять, но в любом случае мы знаем, что у нас в основном трудности только такого характера. Давайте теперь представим, каково же мамам и папам, у которых особенные детки – с ограниченными возможностями здоровья? У них те же беды с гаджетами, непослушанием и т.д., но большим плюсом ко всему этому идут особенности заболеваний: неусидчивость, рассеянное внимание, физические «недочёты», неадекватные реакции и многое другое. Трудно представить, сколько сил, терпения приходится вкладывать родителям.

Как правило, в школах к таким деткам прикреплён тьютор. Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) - это человек, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Данную формулировку я привела из официального источника, и она чётко раскрывает роль тьютора. Но в моём понятии тьютор – это ещё и психолог. Это он остаётся один на один с ребёнком, и только он может и должен его чувствовать: как дозировать время нагрузки и время отдыха, как найти подход в трудной ситуации, как увлечь занятием, разрядить обстановку и так далее. И, конечно же, тьютор является вторым после учителя связующим звеном между ребёнком и родителем.

Несмотря на сложности в воспитании своих детей, несмотря на ежедневные проблемы, рутинные дела, регулярное осаживание различных инстанций - эти родители всегда в строю. Естественно, правомерно ждут от школы, в частности от тьютора, такой же отдачи. Несомненно, многие из них, мягко говоря, не хотят слышать что – то негативное о своих детках. И тут тьютору важно создать благоприятную среду для общения с родителями. Вот несколько правил, которые я вывела для себя из опыта работы:

Старайтесь

жаловаться на

поведение

ребёнка

только в экстренны

х

случаях

.

Да, понятно, иногда так накипает, что просто нет сил. Но всё дело в том, что родители прекрасно осведомлены о всех шалостях и «способностях» своего чада, ведь то же самое он проделывает и дома, и на прогулке, и также папа и мама выслушивают недовольство окружающих в адрес ребёнка. Поэтому Ваша жалоба может подействовать на них как очередной раздражитель. Вывод: озвучьте замечание в контексте беседы как бы вскользь, но при этом подчеркните интонацией о серьёзности ситуации. Родители всё поймут и примут меры, а вы заработаете себе бонус в виде их доверия и признательности.

Ставьте

родителей

в известность о пробелах в учебном процессе

ребёнка.

Не умалчивайте, если тьюторант не усваивает материалы индивидуальной программы, или не может овладеть тем или иным навыком. Сразу же ставьте в известность родителей и решайте данную проблему сообща. В случае замалчивания вы рискуете «оказаться крайним», и папа с мамой могут обвинить вас в некомпетентности.

Старайтесь

следить за внешним видом

тьюторант

а

(хотя п

орой это бывает

нелегко).

Забирая ребёнка домой в опрятном виде, подсознательно родители будут ощущать вашу заботу о нём, а следовательно – будут вам благодарны. Да и самим работать с ухоженным тьюторантом намного приятнее. Бывают и обратные ситуации, когда родители приводят в школу уже неряшливого ребёнка. В основном такое прослеживается в неблагополучных семьях и является образом их жизни. В любом случае, не оставляйте это без внимания. Регулярные ваши напоминания и замечания по этому поводу приведут в конце концов к положительному результату.

Ставьте родителей

в известность об

организации учебного процесса

и о своих педагогических требованиях

.

Ни для кого не секрет, что обучение ребёнка с ОВЗ очень трудный процесс, и на каком – то этапе может возникнуть потребность в наказании тьюторанта. И вот тут следует сразу же обезопасить себя, поставив родителей в известность о данном факте. Если вы упустите данный момент, ребёнок это сделает за вас, а его фантазия, как вы знаете, безгранична. Поэтому, чтобы вам не пришлось применять оборонительную позицию, в конце дня старайтесь лаконично изложить родителям о ходе занятий, а также о возникших при этом нюансах.

Всегда соблюдайте субординацию по отношению к родителям.

Как бы хорошо вы не общались с родителями, как бы вы их не уважали - никогда не попадайте под их влияние и не сходите до уровня друзей или панибратства. Ваши отношения должны складываться на принципах взаимного уважения, но даже при этом нужно знать меру. Уместнее будет наладить с родителями деловые связи.

Проявляйте

себя.

Организовывайте семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, можете попробовать себя в создании родительских клубов, активно выступайте на родительских собраниях, освещайте актуальные темы. Благодаря вашим усилиям родители сформируют для себя образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя, как помочь ребенку в коллективе и т.п.).

Помните: на профессиональном уровне вы должны сделать всё от вас зависящее, чтобы родители смогли оценить ваши усилия и с добрым сердцем доверяли бы вам своих особенных детишек.