Обществознание представляет собой первый по выбору экзаменационный предмет как в 11, так и в 9 классе. В то время как выбор 11-классников понятен (многие ВУЗы требуют ЕГЭ по обществознанию как часть вступительного испытания), у 9-классников часто слышно мнение, что обществознание - это всего лишь изучение окружающего мира и они легко справятся с экзаменом. Однако реальность может оказаться сложнее, и на практике учащиеся могут столкнуться с трудностями на экзамене или при написании ВПР.
На сегодняшний день, я хочу представить вам методику "Выход за пределы", которая позволяет объединить учебный материал с разнообразной информацией из интернета, кино, СМИ и других источников. Актуальные события, реальные явления и даже известные личности (включая молодежных блогеров) могут быть интегрированы в учебный процесс, придавая предмету живой контекст. Этот подход также способствует переосмыслению личного опыта школьников и формированию более глубокого взгляда на учебную деятельность.
Но как можно выйти за границы учебника на уроках обществознания? Какие жизненные ситуации могут помочь ученикам в изучении предмета и подготовке к экзаменам?
Привожу примеры ситуаций, которые я использовал на уроках и которые вызвали интерес у учащихся. Эти примеры универсальны и могут быть применены при изучении различных тем в разных классах.
На одном из уроков для 7 класса (и даже старших классов, если они ранее не сталкивались с этим), я начинаю с демонстрации песочных часов на 2 минуты. После этого задаю вопрос: "Для чего нам может понадобиться песочные часы в повседневной жизни?" Затем я переключаю внимание на то, как мы проводим утро - чистим зубы. Вместе анализируем процесс, включая использование воды. Затем я предлагаю ученикам подумать, сколько из них выключают воду во время чистки зубов. Это приводит к осознанию того, что многие забывают это сделать. Далее я провожу эксперимент: два ученика собирают воду из раковины в течение двух минут, а класс засекает время. В итоге, вода набирается ведро раньше времени. Этот эксперимент раскрывает, как долго на самом деле длится две минуты и как много воды тратится зря при чистке зубов. Мы также можем расширить тему, рассчитав количество воды, потраченной за 14 лет дважды в день, и оценить затраты. В этом процессе мы переходим к теме текущего урока, и ученики начинают осознавать экономические аспекты этой ситуации. Этот метод можно применять при изучении темы экономики в любом классе.
Экономика - это совокупность хозяйственных действий человека, направленных на удовлетворение своих потребностей в условиях ограниченных ресурсов. Среди ограниченных ресурсов особо выделяется чистая вода. Стремясь обратить внимание учащихся на этот факт, мы можем обратить внимание на их домашние сантехнические приспособления. Например, многие унитазы оснащены двойной кнопкой слива, раковины снабжены специальными заглушками, встраиваемыми даже в смесители. Эти элементы повседневной жизни могут послужить исходной точкой для дискуссии о том, какие идеи они вносят в понятие экономики. Рассматривая их в контексте, мы можем заставить учеников задуматься о значимости этих действий.
Еще один урок, посвященный экономике семьи, можно построить на творческом подходе, используя авторитет известного шеф-повара Константина Ивлева. Этот популярный повар известен большинству учащихся из телевизионных передач. Однако для урока мы можем использовать его интернет-канал. Вводя учеников в атмосферу, начнем с просмотра видеоролика, в котором Ивлев готовит свой фирменный борщ. Это вызовет интерес и узнавание известной личности, что сделает урок более увлекательным. Далее мы предложим ученикам записать рецепт борща Ивлева и виртуально приготовить блюдо. Добавив актуальные цены на продукты из интернет-магазина, мы можем рассчитать их общие затраты. Затем поставим задачи по экономическому анализу, такие как рассчитать, на сколько дней этого борща хватит семье, и как можно уменьшить затраты. Также можно попытаться предложить альтернативные продукты. Наконец, мы можем зайти в глобальную проблематику, обсудив понятие натурального хозяйства и его применение в современном мире.
При изучении темы глобальных проблем можно воспользоваться примером одноразового подгузника. Ученики могут изучить его структуру, материалы и перспективы разложения в природе. Для более конкретной проблемы можно рассмотреть количество использованных подгузников для одного ребенка за период времени. Это позволит ученикам понять влияние одного продукта на окружающую среду и столкнуться с понятием косвенных налогов, таких как НДС. Путем анализа и обсуждения, они могут прийти к выводу о важности использования экологичных альтернатив, таких как многоразовые подгузники.
Еще один интересный подход к изучению экономики можно применить, изучая тему образования. Рассмотрение аттестатов разных эпох и уровней позволяет ученикам провести параллели между прошлым и настоящим, а также изучить изменения в содержании образования. Экскурс в историю также может помочь понять эволюцию системы образования и сравнить разные этапы развития.
В завершении, учебная программа может быть дополнена интересными домашними заданиями. Например, рассмотрение налогов через анализ чеков из ресторанов быстрого питания позволяет ученикам осознать наличие косвенных налогов и их влияние на повседневные покупки. Этот пример дает возможность объяснить разницу между прямыми и косвенными налогами. В итоге, учащиеся понимают, как экономика проникает в разные аспекты жизни и может быть понята через простые, повседневные примеры.