БОУ ОО «Крутовская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Автор: Шепранова Галина Николаевна
Учитель музыки высшей квалификационной категории.
Методические рекомендации для учителей и родителей по использованию музыкально-игровой терапии для детей с ОВЗ для занятий в школе и дома, основанные на фольклоре русского народа.
Ливенский район, Орловская область.
2024 год.
Аннотация.
Многолетний опыт работы с детьми с особенностями здоровья подтверждает, что родители часто не могут адекватно оценить возможности своего ребенка, не всегда правильно его воспитывают. Постоянная гиперопека со стороны родителей, подчас сильно тормозит развитие особенного ребёнка. Родители часто нуждаются в специализированной помощи. И поэтому главным для педагога является не только коррекция существующих нарушений в развитии ребенка, но и привлечение к участию в этой работе родителей с целью показать им возможный и особый путь развития их ребенка, научить гибкости во взаимодействии с малышом, помочь понять их проблемы научить оказывать помощь своему ребёнку, а также, помочь им в гармонизации детско-родительских отношений.
Педагоги, работающие с детьми стараются всесторонне развивать незрелую личность, используя различные коррекционные методики и технологии.
Неотъемлемой ценностью коррекционной работы является музыкотерапия. Это наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний. Метод музыкальной терапии хорошо зарекомендовал себя в работе с детьми, имеющими самые разные и тяжелые нарушения в развитии. Она воздействует на людей осознанно, а порою - нет. Современные исследования подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. А возможности музыкально-ритмических движений, как реабилитационной методики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - творят чудеса. Ритмическая деятельность и эмоциональная отзывчивость на музыку увеличивает эффективность любого коррекционного воздействия.
Данные методические рекомендации разработаны на фольклорном материале с использованием потешек, считалок, песенок, коротких сказок, игр-драматизаций в помощь родителям и педагогам с целью установления, прежде всего, эмоционального контакта родителя с ребенком и специалиста с ребенком, побудить малыша на общение.
В основе таких игр обычно лежит пение. Следовательно, материнское пение для особого ребенка является самым сильным эмоциональным стимулом, на который он реагирует активными действиями. Постоянные музыкальные уединения развивают у ребёнка чувство взаимного притяжения, позволяют ощутить себя любимым, единственным и защищенным. Во время таких игр возникает, прежде всего радость у детей, повышается уровень доверия к окружающим людям и миру.
Пояснительная записка.
Методические рекомендации по музыкально-игровой терапии разработаны для педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья для занятий в школе и дома, основанные на фольклоре русского народа.
Цель данной работы: оказать методическую помощь педагогам-практикам, родителям с особенными детьми по вопросам организации коррекционных занятий и досуга в семье.
В последние годы отмечается стремительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы увеличить и направить энергетический запас детского организма на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость дополнить существующие образовательные программы в школе инновационными технологиями и методиками.
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо общеразвивающих функций ещё и коррекционно-компенсаторную направленность.
Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребѐнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением и является неотъемлемой ступенью в работе с детьми с различными нарушенными.
Музыка и игра обращается к естественным состояниям детей, а потому легко снимает их сопротивление и страхи перед незнакомой обстановкой и помогает детям развить фантазию, память и речь, избавиться от страхов, преодолеть застенчивость и агрессию, научить воспринимать звук, цвет, ритм, согласовать движения собственного тела - и в результате лучше чувствовать себя в мире людей.
Музыка в игровой терапии занимает ключевую роль, так как является средством невербального общения, помогает снять напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет. Она активизирует скрытые возможности подсознания, мобилизует резервы организма помогающие справиться со стрессом.
Основными и немаловажными целями и задачами музыкально-игровой терапии являются:
Преодоление психологической защиты ребёнка.
Развитие социальных навыков, мотивации и возможностей к общению.
Развитие мелкой и крупной моторики, координации движений.
Развитие слухового внимания и восприятия.
Развитие речи, голоса, речевого дыхания.
Обеспечение общей эмоциональной разгрузки (возможность выразить сильные эмоции в поддерживающей среде).
Обеспечение психологической поддержки маме и ребёнку.
Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, и речевой деятельности). Но существуют и проблемы.
Среди проблем можно назвать:
- непроизвольность движений;
- боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
- речевые нарушения или отсутствие речи;
- замкнутость, неактивность детей;
- неустойчивые внимание и память у детей.
Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит:
- не в поиске способов освоения разных игровых танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
- не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;
- не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.
Музыкально-игровая терапия охватывает большой спектр различных способов благотворного влияния на общее развитие любого ребёнка (имеющего даже самые разные и тяжелые нарушения в развитии). Я предлагаю взять более узкую, но очень важную часть данной программы, основанной на устном народном творчестве. Вы согласитесь, что новое - это давно забытое старое. Мы и наши предки выросли на фольклорных традициях русского народа. Фольклор непроизвольно, на подсознательном уровне доступен и понятен русскому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». Значение фольклора как культурного наследия страны - велико. Он немаловажен и является одним из средств воспитания подрастающего поколения.
Овладение не малым опытом в данном направлении, было решено опубликовать методические рекомендации, которые помогут педагогам-практикам в проведении занятий по разным предметам школьного цикла, а родителям с особенными детьми помогут в организации досуга в семье.
Планируемые результаты:
- дать особенному ребёнку представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его;
- познакомить детей с музыкальными формами и жанрами в привлекательной и доступной форме,
- приобщить детей к русской культуре, семейным традициям;
- научить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов;
- поэтапно развить творческие способности в музыкально-художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки;
- щедящими способами формировать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений;
- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать,
а самое главное - научить ребёнка контактировать с окружающими его людьми и миром!
Содержание.
В моей педагогической работе уже стало традицией в совместном участии родителей и детей. Например, при посещении ребёнка на дому, родители охотно учатся новым методикам и технологиям, адекватно воспринимают все советы и предложения педагога, изучают различную литературу, с удовольствием участвуют в образовательном процессе вместе с малышом.
Психика особого ребенка устроена так, что иногда невозможно заставить выполнить даже самые полезные упражнения. Ему должно быть интересно, занимательно и родителям – тоже. Именно поэтому подбираю, изменяю и адаптирую игры-упражнения, основанные на фольклорном материале, с использованием потешек, считалок, коротких сказок с музыкальным сопровождением, игр-драматизаций. Ценность детского фольклора в том, что с его помощью легко устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, эмоциональное общение. Работая по схеме: "педагог+ребёнок+родитель" даёт быстрые и положительный результаты. Родительское участие в процессе обучения является сильным эмоциональным стимулом, на который малыш реагирует активными действиями. Подобное музыкальное единение развивает чувство взаимного доверия, позволяет ребёнку ощутить себя любимым, единственным, защищенным.
После участия в таких занятий родители уже осознано относятся к влиянию музыкально-игровой терапии, которая направлена на коррекцию и реабилитацию их ребенка. Они охотно ходят на детские мероприятия, слушают музыкальные записи, а дома появляются музыкальные инструменты – бубны, маракасы, ксилофоны, металлофоны, колокольчики и развивающие музыкальные игрушки. Родители уже сами становятся инициаторами организации разнообразной детской деятельности. С удовольствием участвуют в играх-драматизациях, спектаклях, учат песенки, потешки, шьют кукол. Они активны, заинтересованы, терпеливы, общительны, с удовольствием идут на контакт, стараются смотреть на мир глазами ребенка. Видя изменения в своем ребенке - радуются этому.
Для более продуктивной работы с детьми с ОВЗ целесообразно подбирать игры по группам:
игры на восприятие музыки;
на слуховое восприятие;
на певческую активность;
на двигательную активность;
игры, формирующие предпосылки к взаимодействию со сверстниками;
игры, развивающие детско-родительские отношения и т.д.
Аудио записи к таким играм должны быть подобраны по сюжету занятия. Таким образом они будут целенаправленно воздействовать на детскую психику. Специального обучения движению или пению на таких занятиях не проводится, а используется двигательная импровизация или движение по подражанию действия взрослого.
При выполнении таких упражнений происходит коррекция психо-эмоционального состояния, создание радостного настроения средствами свободного движения, пения и воображения, снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения. Все это в атмосфере взаимопонимания взрослого с ребенком. При этом родители не только приобретают дополнительный канал общения с ребенком, но и получают навык организации игры-драматизации.
Цель таких занятий для каждого ребенка индивидуальна – один подпевает, другой пока только слушает ; один ребенок с удовольствием повторяет за взрослым, а другой не может понять алгоритм движения. Вся работа проводится обязательно вместе с родителями, где непроизвольно они обучаются методике игрового взаимодействия. Это главное условие эффективной работы. Постепенно, на глазах родителей, ребенок становится более умелым и самостоятельным.
Так как дети быстро утомляются и не могут долго удерживать свое внимание, рекомендовано определить индивидуальный курс и продолжительность занятия. На музыкально-инговую терапию отводится от 2 до 10 минут (в зависимости от степени тяжести и состояния ребёнка).
Родителям рекомендовано, как можно чаще посещать различные мероприятия с участием детей. Эти встречи благотворно влияют на формирование коммуникативных качеств ребёнка с ОВЗ. Даже не долгое времяпровождение ребёнка в обществе сверстников (с любой степенью нарушения), наблюдение за их действиями в игре (особенно с музыкальным сопровождением), сопереживание , уже даёт положительные результаты.
В музыкально-игровой деятельности существуют 2 этапа:
воспринимающая деятельность
, когда ребёнку поют, играют в игру или на музыкальном инструменте, а он слушает и наблюдает за процессом;
второй этап строится на методе
«освобождения творческих сил»
и благодаря этому, ребёнок творит в музыке, импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте, участвует в концертах, театральных постановках, в играх. А результатом является эмоциональная отзывчивость и прекрасное настроение детей.
Важным условием эффективности реализации программного содержания музыкально-игрового развития детей является опора на следующие дидактические принципы:
1. Принцип целостности: обеспечивает новые знания, которые раскрываются во взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира;
2. Принцип психологической комфортности: (создание образовательной среды, обеспечивающей, как снятие всех стрессообразующих факторов, так и переживание радости, чувство удовлетворения, увлеченностью деятельностью);
3. Принцип вариативности: (обеспечивает предоставление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкальной, игровой, творческой деятельности);
4. Принцип деятельности: (новые знания даются не в готовом виде, а через побуждение к самостоятельному действию, «открытию»);
5. Принцип творчества: (обеспечивает для каждого ребенка возможности приобретения собственного опыта творческой деятельности);
6. Комплексно – тематический принцип: (предполагает организацию совместной музыкальной, игровой, творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектов).
В данных методических рекомендациях по музыкально-игровой терапии предоставлена тематическая подборка русских народных игр, а также их подробное описание, с использованием рекомендованного аудиоматериала.
Данный материал может использоваться на занятиях в школе, детских садах и других общеобразовательных организациях для проведения различных тематических мероприятий, а также направлен на коррекционное развитие ребёнка дома и организацию досуга в семье.
Педагоги и родители детей с ОВЗ могут адоптировать содержание и правила представленных игр под свою ситуацию, менять количество игроков, музыкальный репертуар.
Цели
Содержание
Игры, развивающие контроль за движения
ми
- формирование контроля за движениями;
- развитие координации движений;
- учить саморасслаблению;
- развитие контроля за движениями и способности концентрировать внимание;
- развитие умения координировать слуховое восприятие с двигательной активностью;
- развивать умение слушать и слышать;
- развитие наблюдения и подражания;
- развитие умения поворачиваться лёжа;
- развитие умения наблюдать и подражать;
- развитие умения координировать движение с процессом слушания.
"Жили у бабуси..."
"Тень, тень потетень..."
"Сорока-белобока"
"Баю баюшки бою..."
"Петушок"
"Сидит белка на тележке..."
"Пастушок"
"Ладушки"
"Водичка умой личико"
"Лиса рожью шла..."
"Заинька"
"Раз, два, три, четыре..."
"Тритатушки, тритатушки"
"Земелющка чернозём"
«За грибами» (Русская народная мелодия)
Хороводная игра "Во поле берёза стояла"
Игры, развивающие умение слушать и концентрировать внимание
повышение скорости реакции;
развитие умения слушать и концентрировать внимание;
развитие умения слушать и находить источник звука;
развитие выдержки и умения слушать;
улучшения согласованности между процессом слушания и зрительной
координации движений рук;
развитие умения различать характер музыки;
использовании соло на муз. инструментах;
Игры с использованием ложках и других музыкальных инструментов:
«Я на горку шла»,
"Во кузнице"
Русская народная игра «Молчанка»
Русская народная игра
"Угадай, кто зовёт?"
"Круги"
"К нам гости пришли"
"Лесная прогулка"
"Зайцы"
"Весёлые ложки"
"Что звучало?"
«Игра с воздушными шариками» (Русские народные песни различного характера)
Игры, развивающие социальные навыки
развитие умения распределять роли и предметы;
осознание себя в группе;
развитие умения дожидаться своей очереди;
развитие сотрудничества;
самоконтроль;
осознание принадлежности в группе и развитие концентрации внимания;
побуждение к социальным контактам;
стимулирование внимательного слушания и проявление выдержки.
"Горелки"
"Все как я" (Русские плясовые)
"Игра в колыбельную" (колыбельная)
"Солнышко"
"У дедушки Трифона"
"Дождик"
"Шла утица"
"Шёл козёл по лесу"
"Лошадки"
"Мороз и волк"
"Никанориха гусей посла"
"Ворон"
Игры, развивающие сознательное отношение к себе и другим людям
развитие умения осознавать себя в группе;
побуждение делать выбор;
развития инициативы и умение распределять роли;
развитие уверенности в себе;
проявление инициативы
помочь ближнему
;
- развитие тактильных ощущений;
раз
витие способностей к лидерству,
укрепление уверенности в себе;
стимулирование вокализации;
развитие зрительного контакта;
повышение уверенности при
побуждение чувствования партнеров по игре.
Инсценировка сказки:
"Репка"
"Колобок"
"Теремок"
"Заяц-герой"
"В гостях у белки"
"Бай, качи, качи"
"Кучер и лошадка"
"Сова"
"Медведь"
"Баба-Яга"
"Огуречик"
"Две тетери"
Подобранные игры помогут:
-укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
-ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
-музыка воздействует на чувства, служит материалом, усиливающим осознание. возникает чувство внутреннего контроля и порядка.
Список используемых источников
Литература:
Алпанова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Осень золотая: в двух частях. Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. (Воспитание и доп. образование детей). Ч.1. М.: «Владос». 2000. – 135 с.
Жакович В.В. Музыкальная грамота для самых маленьких в сказках, стихах и картинках. (Учебные пособия для ДМШ). Ростов н/ Д.: «Феникс». 2015. – 40 с.
Крылова М. Мои первые нотки. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ (ДШИ). С-Пб.: «Композитор», 2006. – 80 с.
Медведева М. А мы просто сеяли. Выпуск 4 для детей младшего возраста русские народные игры-хороводы. Издательство "Музыка" Москва 1982 г.
Метлова Н. Поёт, поёт соловушка. Русские народные песни для детей.. Москва 1962 г.
Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» 1997 г.
Интернет-сайт и источники из интернета:
deti-online.com: https://deti-online.com/pesni/russkie-narodnye-pesni/ музыкальная подборка детских русских народных песен.
iamruss.ru: http://iamruss.ru/russian-folk-songs-for-children/ музыкальная подборка детских русских народных песен.
Приложение
Игротека.
Игры, развивающие контроль за движениями.
1. "Жили у бабуси..."
Театрализованная игра. Среди детей выбирают двух гусей и одну бабушку. (можно двух гусей изображать руками, сложив пальцы рук в виде клюва)
Слова песни:
1. Жили у бабуси Два веселых гуся
Припев: Один серый – (наклоняет голову один ребёнок)
Другой белый, - (Наклоняет голову другой ребёнок)
Два веселых гуся – (Кланяются оба ребёнка) Повтор так же.
2. Мыли гуси лапки (Моют лапки, наклонившись вперёд) В луже у канавки.
Припев: Один серый, Другой белый – повтор 1 куплета
Спрятались в канавке – ( дети присаживаются)
3. Вот кричит бабуся – (бабушка качает головой)
«Ой, пропали гуси» - (поет соло)
Один серый (ритмично разводит руками по сторонам), Другой белый
Гуси мои гуси – (качает головой)
Повтор так же (в конце «плачет» и поворачивается лицом к «гусям»)
4. Выходили гуси – (встают), Кланялись бабусе – (низко кланяются)
Один серый, Другой белый, Кланялись бабусе .
2. "Тень, тень потетень..."
Тень, тень потетень, Выше города плетень (руки вверх, подняться на насочки)
Сели звери под плетень (присесть) Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: (встать, покружиться) "Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка: (прыжки на месте) "Пойди догоняй-ка!"
Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши" (руки на пояс, наклоны право-лево)
Похвалялись блохи: "И у нас не плохи!" (бег на месте)
Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!" (тяжело покачаться с ного на ногу)
Похвалялася коза: "Всем я выколю глаза!" (закрыть лицо руками)
3. "Сорока-белобока"
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)
этому дала, (загибает безымянный пальчик)
этому дала, (загибает средний пальчик)
этому дала, (загибает указательный пальчик)
а этому не дала:(шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим!
(слегка щекочет ребенка)
4. "Баю баюшки бою..."
Цель игры: развитие умения поворачиваться лёжа, раскачиваться в разные стороны, учиться саморасслаблению.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю –
С краю свалишься,
Переплачешься.
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток,
Где волки воют,
Детям спать не дают.
А-а-а-а, а баю-баю-баю, а-а-а-а.
5. "Петушок"
-Цель игры: развитие наблюдения и подражания, координировать движение с процессом слушания.
Петушок, Петушок! (ходит по кругу, руки за спину)
Золотой гребешок!
Маслена головушка! (качает головой)
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь!
Голосисто поёшь
Деткам спать не даешь ( грозит пальцем)
Петушок, Петушок! (ходит по кругу, руки за спину)
Золотой гребешок!
Ты подай голосок (становится на носочки)
Через тёмный лесок,
Через лес за реку́
Покричи: ку-ка-ре-ку! (вокализация ребёнком)
6. "Сидит белка на тележке..."
Сидит белка на тележке,(сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок, (руки на грудь)
Кому в платок, (руки на колени)
Кому в лапочку. (руки в "замок")
7. "Пастушок"
Раным-рано поутру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!". (поют, имитируя игру на муз инструменте)
А коровки в лад ему
Зарядили: "Му-му-му!" (поют, подражая корове)
Ты, коровушка, ступай,
В чисто поле погуляй, (ходьба на месте)
А вернешься вечерком
Нас напоишь молочком. (гладит по животу, наклоны вправо-влево)
8. "Водичка умой личико"
Водичка, водичка, Умой мое личико (имитируем ладошками умывание) Чтобы глазки блестели (дотрагиваемся по очереди до глазок) Чтобы щечки краснели (потерли кулачками щечки) Чтоб смеялся роток (гладим ручками ротик) Чтоб кусался зубок (постучали зубками).
9."Лиса рожью шла..."
Лиса рожью шла, Лиса грош нашла. (хлопаем в ладоши)
Лиса мыльце купила, Лиса рыльце умыла. (умываем лицо)
Волк шел стороной, Лиса улицей, (шагаем на месте)
Волк пел петухом, (поем "кукареку-ук-ук) Лиса курицей. (ко-ко-ко)
Волк саночки купил, Лису в санки посадил. (хлопаем ладошками по коленям)
Не доехав до села, Лиса выскочила. (прыгаем на месте)
10. "Заинька"
Заинька, поскачи! Серенький, попляши!
Вот так, вот как повернись, Сюда-туда поклонись!
Заинька, рви цветы, Серенький, рви цветы,
Вот так, вот как рви цветы! 2 раза
Заинька, вей венок, Серенький, вей венок.
Вот так, вот как вей венок! 2 раза
Заинька, надевай, Серенький, надевай.
Вот так, вот как надевай! 2 раза
11. "Раз,два, три, четыре..."
Раз, два, три, четыре, пять, (хлорки в ладоши)
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает, (хлопки по коленям)
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф! Паф! Не попал — (хлорки в ладоши скользящими движениями)
Серый зайчик убежал!
Игры, развивающие умение слушать и концентрировать внимание.
1. Игра на ложках «Я на горку шла»
Дети сидят полукругом, ложки в одной руке.
1. Я на горку шла, (удар ложками на последнюю долю)
Тяжело несла.
Припев: Уморилась, уморилась, (рука - колено, рука - колено) Уморилася. (качаем головой, обхватив ее руками) Знамо дело! (повтор) Уморилась, уморилася.
2. Я домой пришла, (два удара на последнюю долю)
Овес высыпала.
Припев: Уморилась, уморилась, (рука - колено, рука - колено) Уморилася. (качаем головой, обхватив ее руками) Знамо дело! (повтор) Уморилась, уморилася.
3. Я блинов напекла, (скользящий удар по колену) Да наелась до сыта. (так же)
Припев: тот же.
2. «Во кузнице»
Исходное положение: дети сидят на стульчиках, ноги вместе. В каждой руке по ложке: ложки перед грудью вертикально. Вступление.
1. Во ку, (2 удара ложкой)
Во кузнице (ритмический рисунок)
Во ку, Во кузнице.
Во кузнице молодые (удары в ритм: ложки – горизонтально)
Кузнецы.
2. Они, (как первый куплет)
Они куют. (черенками ложек ритмический рисунок)
Они, Они куют. Они куют (повтор второй части первого куплета) Приговаривают.
3. Сошьем, (как в первом куплете)
Сошьем Дуне (удары в ритм по стульчику)
Сошьем, Сошьем Дуне.
Сошьем Дуне сарафан, (повтор второй части первого куплета) Сарафан.
4. Носи, (как в первом куплете)
Носи Дуня. (удары в ритм за головой)
Носи, Носи Дуня. Носи Дуня, не марай (повтор второй части первого куплета)
Не марай, По праздничкам надевай, надевай.
3. «Молчанка»
Кони, кони, мои кони. Дети ритмично «тянут вожжи», пружиня ногами
Мы сидели на балконе. Руки «полочкой», покачивают ими
Чай пили, Левую ладонь раскрывают, прикасаются к ней
пальцами правой, подносят пальцы к губам.
Чашки били, Стучат правым кулаком по ладони левой.
По-турецки говорили: Покачивают головой вправо-влево
«Чаби-челяби, волнообразные движения кистями рук
Челяби-чаби-чаби!»
Прилетели журавли Взмахивают руками, как крыльями
И сказали всем «Замри!» Грозят пальцем.
А кто первый отомрет, Руки на пояс, пальцы сжаты в кулаки.
Тот получит шишку в лоб. Ударяют ладонью по лбу.
Шишка не большая, Трут лоб ладонью.
Просто золотая.
Не смеяться, не болтать, отрицательный жест указат. пальцем
А солдатиком стоять! Замирают и молчат. Водящий их старается
рассмешить мимикой и жестами
4. «Угадай, кто зовёт?»
Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».
Дети идут по кругу и поют: «Медведь» ходит вперевалочку.
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.
Медведь, медведь, получай-ка мёд,
Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт? «Медведь» кушает мед.
Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
5.«Круги»
Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.
Ход игры:
Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:
Становися во кружок,
Отгадай, чей голосок.
До кого-нибудь коснись,
Отгадать поторопись.
6. «К нам гости пришли»
Цель: развивать чувство ритма.
Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка). Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Ход игры:
«Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в
дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши.
Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.
7. «Лесная прогулка»
Цель: научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна,
металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.
Музыкально-дидактический материал: музыкальные инструменты.
Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы,
белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».
Ход игры: дети разделены на три подгруппы. Им надевают на голову
шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.
«Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут
погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание
металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не
обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!»
Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной
последовательности. «Зверюшки», в соответствии со звучащим
инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.
8. «Зайцы»
Цель: развивать чувство ритма.
Игровой материал: изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).
Ход игры:Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.
9. «Весёлые ложки»
Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках.
Описание:
дети выполняют движения с ложками под русскую народную песню «Пойду ль да выйду ль я».
Дети сидят на стульчиках.
МУЗЫКА А:
1-я фраза – стучат ложками слева направо восьмыми нотами.
2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.
МУЗЫКА Б:
1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.
10. " Что звучало?"
Цель: Определить на слух какой инструмент звучал.
Перед игроком раскладываются музыкальные инструменты.
Игрок отворачивается. В это время звучит музыкальный инструмент. Задача: 1.узнать на слух, какой звучал инструмент; 2. Подойти и повторить, что он слышал.
Игры, развивающие социальные навыки.
1. «Горелки»
Водящему плотно завязывают глаза.
Игроки поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят». Игроки разбегаются, замирают на месте и звенят в колокольчики, а водящий с завязанными глазами ищет их.
(Звучит "Комаринская")
2. «У дедушки Трифона»
Дети становятся в круг, ведущий – в центре.
Дети поют: «У дедушки Трифона было семеро детей, семеро сыновей. Они не спали, не ели, друг на друга глядели, вместе делали вот так». Ведущий демонстрирует какое-либо танцевальное движение, остальные его копируют. Тот, кто лучше повторил движение, становится ведущим.
(Звучит "Калинка")
3. «Солнышко»
Дети встают вокруг «солнышка» и поют:
Солнышко-ведрышко, Идут по кругу за руки,
Выглянь-ка в окошко, «Солнышко» кружится в центре
Посвети немножко!
Солнце заиграло, дети останавливаются, делают «фонарики»
Деточкам сказало: «солнышко» делает пружинку
- А играйте в поле, Поет «солнышко»
Прыгайте на воле
Дети и «солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные).
Взрослый громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка».
4. «Дождик»
Дети встают вокруг водящего-«дождика» и поют, показывая движения
Дождик, дождик, пуще! Поднимают руки и встряхивают кистями
Дам тебе гуще, Пр.руку на пояс, левую отводят в сторону
Хлеба краюшку, Правую руку отводят в сторону
Щей черепушку, Соединяют руки «чашечкой»
Дам тебе ложку, Поднимают пр.руку вверх, пальцы в кулак
Кушай понемножку. Слегка наклон. вперед, протягивая руки, ладони
вверх
Кто под дождик попадет, Подним. руки вверх и плавно опускают,
быстро шевеля пальцами.
Тот у нас плясать пойдет! Ставят руки на пояс, выставл.ноги на пятку
5. «Шла утица»
Музыкальное сопровождение: две русские народные мелодии – спокойная, плавная и подвижная, озорная.
Все дети стоят в кругу. Руки опущены. Ведущий - в центре.
Первая (спокойная) мелодия: Ведущий на каждую музыкальную фразу, двигаясь спокойным шагом, подходит к кому-либо из детей, кланяется ему, приглашает. Ребенок отвечает поклоном и присоединяется к ведущему. Так проводится приглашение. Затем стоящие в кругу читают считалку:
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий навсегда
Закрываем ворота! (Берутся за руки «воротами»)
Вторая (подвижная) мелодия: Ведущий и приглашенные им легко бегают в кругу и через круг. По окончании музыки «ворота» закрываются. Кто не успел выбежать из круга, считается проигравшим.
6. «Шел козел по лесу»
Дети в кругу держатся за руки. В центре водящий-«козел»(«коза»).
Все идут по кругу и поют.
Шел козел по лесу, козел идет противоходом внутри круга
По лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу,
Принцессу, принцессу. Хоровод останавливается. Козел выводит в
Середину круга девочку.
Давай с тобой попрыгаем, Все дети выполняют «пружинку».
Попрыгаем, попрыгаем. «Козел» и «принцесса» выполняют движения,
Ножками подрыгаем, о которых поется в песне.
Подрыгаем, подрыгаем.
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Хвостиком помашем, помашем, помашем,
А потом попляшем, попляшем, попляшем!
7. Лошадки»
Дети делятся на «лошадок» и «кучеров». На земле проводят черту, по одну сторону которой становятся «лошадки», по другую – «кучера».
«Лошадки» (взявшись за руки, подходят к черте):
Та-ра-ра, та-ра-ра,
Ушли кони со двора.
Затем они разбегаются, щелкая языком. «Кучера» стараются поймать «лошадок» и увести их в огороженное место – «двор». Когда всех «лошадок» поймают, дети меняются ролями.
8. «Мороз и волк»
Дети (встают вокруг Волка, взявшись за руки, водят хоровод и поют)
Стоит волк под горой, Волк стоит и притопывает одной ногой
Подпершися кочергой.
Эй, морозец, пощипли, Идет противоходом.
Волка с поля прогони.
Волк на последний слог топает перед любым ребенком. Дети останавливаются и поднимают руки, образуя воротца. Ребенок («морозец»), которого Волк выбрал, выходит за круг и стоит на месте, пока Волк под счет детей делает пять шагов в сторону от водящего-«морозца». Затем дети кричат: «Лови!» Волк и водящий бегут, то забегая в круг через воротца, то выбегая из него. Водящий-«морозец» должен догнать Волка и пощипать его легонько.
9. «Никанориха гусей пасла»
Дети идут по кругу и поют:
«Никанориха гусей пасла,
Да пустила в огород козла,
Никанориха ругается,
А козел-то улыбается»
Затем расходятся врассыпную «топотушками» (руки на «полочке»), когда заканчивается музыка, каждый должен найти себе пару, оставшийся без пары – «козлик». Ему дети говорят: «Раз, два, три, козлик будешь ты!»
Козлик говорит «ме», становится в круг, идет противоходом, игра повторяется с «козликом»
10. «Ворон»
Дети стоят по кругу. Заранее выбирается «ворон». Он стоит в кругу со всеми детьми.
Ой, ребята, та-ра-ра! Дети идут к центру дробным шагом.
На горе стоит гора,
А на той горе дубок, Тем же шагом идут, пятясь, на место, оставляя
А на дубе воронок. В центре ворона: он кружится, руки в стороны.
Ворон в красных сапогах, Ворон пляшет, дети повторяют движения.
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, Поочередное выставление ноги на пятку.
Он играет во трубу,
Труба точеная, Все хлопают, ворон пляшет.
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни ворон выбегает из круга. Все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в общий круг. С повторением песни осаленный выходит в круг – он ворон. Никому неизвестно, кто будет вороном. Для детей этот момент является занимательным. Ворон не должен выдавать себя.
Игры, развивающие сознательное отношение к себе и другим людям
1. «Теремок»
Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.
Ход игры:
Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,
Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.
Кто, кто в не высоком живёт?»
Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»
Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»
Мышка. «Иди ко мне жить!»
Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.
2. «Заяц-герой»
Музыкальная театрализация
Жил был зайчик-трусишка. Сидел он под кустиком и всего боялся. Листик с дерева упадет – зайка трясется от страха, сова пролетит – заяц в обморок падает. (Дети показывают, как зайчик боится).
День боялся зайка, неделю, год. Но вот, надоело ему боятся. Устал, и все тут. Залез он на пенек, лапками замахал и закричал: «Никого я не боюсь!
(Дети показывают себя храбрецами)
Вдруг вышел на полянку волк! (кукла би-ба-бо) Вся храбрость зайчонка сразу куда-то исчезла. Затрясся он, прыгнул, да с перепугу прямо волк на спину угодил. Бросился зайка наутек
Дети бегут, а когда сил бежать больше не стало, упал он под кустик. Но волк тоже перепугался этого странного зайца, что сам на него набросился, и ушел из этого леса. Нашли зверята нашего зайца и стали хвалить: «Какой ты храбрый, волка прогнал!» А заяц и сам поверил, что он храбрец и перестал бояться.
(музыка подбирается из русского фольклора)
3. "В гостях у белки"
(Дети повторяют движения за руководителем по тексту стихотворения)
Чисто в домике у белки.
Дети вымыли тарелки,
Мусор вымели во двор,
Палкой выбили ковер.
Постучался почтальон –
Благородный старый слон.
Вытер ноги о подстилку:
«Распишитесь за «Мурзилку.»
Это кто стучится в двери?
Это мошки, птички, звери.
- Вытирайте ножки, дорогие крошки.
Мы не станем здесь скучать,
Будем с вами танцевать!
(Звучит «Камаринская»)
Вот мы топнем одной ножкой: топ-топ-топ,
А теперь другою ножкой.
И присядем, и привстанем,
Повторим еще разок.
Топнем правой пяткой дважды
И вперед – на носок.
Мы попрыгаем все вместе
И покружимся на месте.
4. «Бай, качи, качи»
Бай, качи, качи, качи! Последняя пара проходит через все воротца и
Глянь, баранки, калачи! Встает впереди. То же самое делают следующие
Глянь, баранки, калачи пары, пока звучит песня (как «ручеек»)
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи,
Все румяны горячи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи.
Пара, оказавшаяся первой, расцепляет руки. Дети встают спина к спине. Все остальные считают: «Раз, два, три – беги!» Водящие бегут в противоположные стороны, обегая все стоящие пары, и возвращаются. Победителем считается участник, выхвативший у ведущего кольцо («калач»).
5. «Кучер и лошадка»
Участники делятся на «кучера» и две «лошадку», на которых надеты вожжи. Ведущий (Иван) по ходу игры подает различные команды. «Лошадка» их выполняет, а «кучер» управляет и внимательно следит за правильностью движений «лошадки». По команде Ивана «лошадка» шагает, бежит галопом по кругу, поворачивается налево, направо, скачет в обратном направлении и т.д. (Музыкальное сопровождение "Как на тоненький ледок".
6. «Сова»
Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.
Ход игры: Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты, совушка - сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
7. «Медведь»
Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.
Ход игры: Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми.
8. «Баба - Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры: Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога,, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - По кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
9. «Огуречик»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.
Ход игры: Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.
10. «Две тетери»
Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.
Ход игры: Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».
Дети идут по кругу и поют:
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу..
Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:
Прилетели две тетери,
Поклевали - Тетери клюют
Улетели … - Улетают.
Ш-ш-ш-ш -
Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.
«Охотник» догоняет «тетерев».