Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития детского творчества «Пегас» МР «Оймяконский улус »

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к разработке образовательно-методического комплекса дисциплины

Методист

Княжева В.В.

П. Усть-Нера

2023 год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к разработке образовательно-методического комплекса дисциплины

1. Понятие и отличительные особенности образовательно-методического комплекса от учебно-методического комплекса

Разработать собственную методическую систему – это значит воспроизвести авторские способы проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе авторской программы, выработке особых подходов ее разработчика к осуществлению образовательной деятельности, его индивидуального стиля, особого «методического почерка».

Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе дополнительного образования может стать создание апробированных на практике программ-эталонов, сопровождаемых развернутым методическим обоснованием, набором дидактических материалов, возможностью профессионального общения с автором-разработчиком.

Являясь по существу авторской методической системой, по форме такой набор программно-методических материалов может быть представлен в виде образовательно-методического комплекса дисциплины (далее – ОМК).

В отличие от учебно-методического комплекса (УМК) дисциплины основного образования, ОМК дисциплины в системе дополнительного образования должны разрабатываться в соответствии с его спецификой, а именно в образовательном пространстве, не ограниченном государственными стандартами, и содержание которого определяется социальным заказом учащихся, родителей и других социальных институтов. Фактически каждый педагог дополнительного образования, организуя образовательный процесс и работая над программой, устанавливает свой стандарт ее усвоения.

Главной отличительной особенностью ОМК в системе дополнительного образования состоит в том, что это система средств не столько учебного, сколько образовательного назначения, что должно быть отражено в его названии – образовательно-методический комплекс (ОМК).

Все входящие в ОМК компоненты (от образовательной программы до дидактических материалов и мастер-классов) должны быть ориентированы на решение трех групп взаимосвязанных задач и, соответственно этому, достижение трех основных видов образовательных результатов:

обучающих (

обучение

по конкретной предметной области, развитие специальных способностей ребенка);

развивающих (развитие общих способностей);

воспитательных (формирование личностных качеств).

Иными словами, все материалы, входящие в ОМК, должны содержать предлагаемые педагогом способы развития специальных и общих способностей ребенка, а также его личностных качеств.

В отличие от УМК, используемых в общеобразовательной школе и предназначенных, прежде всего, для индивидуальной учебной работы учащихся, обучающие ОМК (обучение по конкретной предметной области, развитие специальных способностей ребенка) в системе дополнительного образования имеют непосредственную направленность на педагога и опосредованное воздействие на ребенка.

Это связано с тем, что образовательный процесс в дополнительном образовании детей представляется более гибким и «живым», чем в системе основного образования, его осуществление и регуляция привязаны к определенной учебной, творческой, нравственной ситуации, каждый раз заново создаваемой педагогом. Это, с одной стороны, помогает выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка, а с другой стороны, позволяет постоянно корректировать в соответствии с уникальностью каждого ребенка образовательные средства педагога (методику, дидактику).

Таким образом, образовательно-методический комплекс (ОМК) дисциплины – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, в соответствии с учебным планом.

Разработка и использование ОМК в учебном процессе нацелено на решение следующих основных задач:

последовательное изложение учебного материала, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала;

использование современных методов и технических средств учебного процесса, позволяющих учащимся глубоко и качественно осваивать учебный материал и получать практические навыки;

отражение современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с формированием соответствующих компетенций;

рациональное распределение учебного времени по разделам предмета и видам учебных занятий;

определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения предмета, и формирование библиографического списка;

обеспечение доступности и простоты использования для педагогов, заимствующих

данный

ОМК, и учащихся;

определение оптимально

й системы контроля достижений об

уча

ю

щихся.

Степень разработанности ОМК является показателем профессиональной зрелости педагога и свидетельством определенного уровня его методической компетентности.

2. Структура и содержание ОМК

Структура ОМК любой дисциплины определяется содержанием дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование его материалов, в том числе:

Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.

Источники учебной информации.

Дидактические материалы.

Методические материалы.

Контрольно-измерительные материалы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – основной документ, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа оформляется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008), Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки от 18 ноября 2015 г. N 09-3242).

К источникам учебной информации могут относиться: справочная и художественная литература, научные и научно-популярные книги и статьи, материалы периодических изданий, аудиовизуальные подборки, интернет-источники.

К дидактическим материалам могут относиться различного вида раздаточные и демонстрационные материалы.

Методические материалы ОМК могут содержать различные виды методической продукции.

К наиболее востребованным и популярным относятся:

Методические рекомендации:

раскрывающие одну или несколько частных методик;

ориентированные на определенный вид деятельности (решение определенной педагогической проблемы; проведение учебно-исследовательской и проектной работы, различных массовых мероприятий, организацию летней кампании, полевых практик, пленэров; изучение отдельных тем образовательной программы и др.);

адресованные педагогам дополнительного образования,

об

уча

ю

щимся, родителям, и т.д.

Методические разработки

конкретного занятия или серии занятий;

учебной темы;

технологических карт, планов занятий;

частной (авторской) методики преподавания дисциплины;

общей методики преподавания дисциплин;

новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

контрольно-измерительных материалов.

Методические пособия

посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методики, используемых: в системе дополнительного образования детей в целом; по какой-либо отдельной направленности или предметной области ДОД; применительно к определенному виду учреждений ДОД.

адресованные педагогам дополнительного образования, учащимся, родителям, и т.д.

Методические записки и инструкции: к методическим материалам; к дидактическим материалам и др.

Контрольно-измерительные материалы могут включать в себя:

1. Диагностический инструментарий :

перечень критериев оценки образовательных результатов, их показателей и способов отслеживания;

примеры вопросов, тестов и заданий по отдельным разделам дисциплины (учебным модулям, дидактическим единицам) для проведения текущего и промежуточного контроля знаний

об

уча

ю

щихся;

бланки тестов, анкет, диагностических карт;

задания различного уровня сложности;

виртуальные контрольные и лабораторные работы и др.

2. Образцы форм фиксирования образовательных результатов обучающихся:

индивидуальные карточки учета результатов обучения;

карты личностного развития ребенка;

зачетные книжки;

дневники достижений;

\

творческие тетради «Мои достижения»,

портфолио

об

уча

ю

щихся (грамот, работ, отзывов) и др.

3. Этапы разработки ОМК

ОМК разрабатывается педагогом дополнительного образования по преподаваемому предмету в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

Материалы, включаемые в ОМК, должны:

соответствовать целям, задачам, содержанию общеобразовательной общеразвивающей

программы;

отражать современный уровень развития науки;

предусматривать логическое использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса;

соответствовать требованию к разработке определенного вида учебно-методического продукта;

соответствовать основным дидактическим принципам.

Разработка ОМК включает в себя следующие основные этапы:

Разработка содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по предмету, учебно-тематической и календарно-тематического планов.

Подбор, анализ, систематизация существующих материалов ОМК, разработка авторских материалов ОМК.

Оформление документов по ОМК.

Апробация материалов ОМК в учебном процессе.

Корректировка

 

материалов

 

ОМК

 

по

 

результатам

 

апробации

 

 

случае необходимости).

Требования к структуре ОМК, порядок разработки и организация контроля качества его разработки определяется в каждом учреждении дополнительного образования самостоятельно и может быть отражено в соответствующих локальных актах.

4. Заключение

Разработка программно-методического обеспечения дополнительного образования, в частности ОМК, является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования.

Именно в процессе разработки и апробации ОМК каждый педагог-практик может задать стандарты содержания и качества дополнительного образования учащихся и технологию определения результатов образования.

Таким образом, создание ОМК педагогами дополнительного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества образования, показателем их профессиональной зрелости, свидетельством высокого уровня их методической компетентности.